marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

Голливуд при Маккартизме: Надзиратели, жертвы, попутчики часть 4

Едва родились гильдии, как Variety оповестил о «розовом» нашествии. Вскоре о красном засилье говорили как о неоспоримом факте.




У нас в Голливуде слишком много коммунистов, некоторые из которых получают 2500 долларов в неделю. Пусть эти люди собирают манатки и проваливают в Москву (Луис Майер, 1936).



Слежка ФБР за голливудскими «радикалами» началась еще в 1918 году, на волне первой «красной истерии», вознесшей Гувера. В 1922 году ФБР констатировало участие звезд в «красном движении», планирующем пропаганду посредством фильмов. Агенты немало удивили режиссера Уильяма де Милля, заявившись к нему домой с вопросом, не коммунист ли его друг Чаплин, присутствовавший на банкете в честь председателя КП Уильяма Фостера. Де Милль с трудом припомнил, что однажды Чарли назвал себя социалистом. Этого было достаточно, чтобы в досье Чаплина, которое ФБР вело до самой его смерти, легли первые листки.


«Годами мы обучали писателей и редакторов тому, как следовать партийной линии. Как только мы войдем в страну, они будут готовы полностью контролировать радио и печать». Фрагмент комикса «Это — завтра? Америка при коммунизме» (<i>Is This Tomorrow. America under Communism</i>; 1947)«Годами мы обучали писателей и редакторов тому, как следовать партийной линии. Как только мы войдем в страну, они будут готовы полностью контролировать радио и печать». Фрагмент комикса «Это — завтра? Америка при коммунизме» (Is This Tomorrow. America under Communism; 1947)

Однако и в 1922-м, и даже в 1933 году в Голливуде коммунисты еще не водились. Только в 1936 году первый президент Гильдии сценаристов Джон Ховард Лоусон и партийный идеолог Виктор Джереми Джером организуют Голливудское — независимое от Калифорнийского — отделение КП. Из уважения к творцам его поделили не на ячейки, а на клубы: по несколько на каждую профессию.

Значит ли это, что по Голливуду бродили орды коммунистов?

В сценарной, самой «красной», гильдии историки насчитали 145 коммунистов за весь период с 1936 по 1947 год, но не единовременно; а в одном только 1947 году в Голливуде работало 1500 сценаристов. Всего же в Голливуде насчитывалось около трехсот членов КП: 50–60 актеров, 15–20 продюсеров и режиссеров, свыше пятидесяти аниматоров, технических и офисных работников.

Свою статистику вело ФБР. В 1943 году агенты проникли в помещение Лос-Анджелесского комитета КП и сфотографировали учетные карточки голливудских коммунистов, расшифровка которых завершилась как раз к 1947 году. ФБР идентифицировало 252 человека: 127 сценаристов, 47 актеров, 45 актрис, 8 продюсеров и 15 режиссеров.

Тем не менее 1930-е — действительно «красные» годы Голливуда.




Быть коммунистом — это был шик. Коммунисты были — или казались — единственной силой, противостоящей нацизму (Фриц Ланг).
Большинство из тех, кто ходил на собрания или вступал в партию, были либералами, которых некоторые стороны коммунизма подкупали возможностью бороться с социальным злом (Отто Премингер).
Состоять в КП считалось в Нью-Йорке хорошим тоном, КП была тогда партией элиты (Джон Берри).



Готический сценарист («Знак вампира», «Дьявольская кукла») Гай Эндор объяснил, что означало быть коммунистом в Голливуде: «Изумительное чувство братства — я каждый день пожимал руку черным товарищам, на равных работал с женщинами».

Если отвергать бытовое неравенство — и это в Голливуде, а не в штате Алабама — означало быть коммунистом, то честный человек не мог не быть коммунистом по определению.

• • •

Чем занимался «Голливудский обком»?

Шпионаж ему не «шили» — за исключением одного анекдотического случая. Критик Джон Чарльз Моффит обратил внимание HUAC на то, как настойчиво коммунисты — которых он винил в неудаче своей сценарной карьеры — осаждали прославленноголетчика-испытателя Слика Гудлина, навестившего Голливуд, просьбами продать историю своей жизни, безусловно,надеясь,что он разболтает секреты ВВС.

Но и идеологические диверсии еще надо было поискать, несмотря на то что, по словам Моффита, Лоусон требовал в каждый сценарий включать пять минут «коммунистической доктрины». Причем включать их в сложные постановочные сцены, вкладывать в уста, например, Гари Купера, чтобы магнаты скрепя сердце отказались — ввиду чрезмерных расходов — переснимать их.

Члены КП действительно писали пропагандистские сценарии «Миссии в Москву» Майкла Кёртица (1943), «Северной звезды» Льюиса Майлстоуна (1944) и «Песни о России» Грегори Ратоффа (1944), но эти гимны антифашистской коалиции заказывали и курировали Рузвельт, Госдеп, Бюро военной информации. Проще говоря, это была никакая не советская, а, напротив, американская пропаганда. Сколь животной ни была ненависть HUAC к покойному президенту — Томас обвинял его в «саботаже капиталистической системы», — не в ее власти было судить большую политику. Поэтому писательница Айн Рэнд искала на первых слушаниях HUAC (октябрь 1947-го) дьявола в сценарных деталях: вот, в «Песни» дети играют и смеются, хотя все знают, что русские даже не улыбаются.

Выступление Айн Рэнд на заседании Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, 1947Выступление Айн Рэнд на заседании Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, 1947

«Никогда-никогда?» — не поверили своим ушам даже члены HUAC. «Ну разве что дома, случайно. Но не на людях, не той улыбкой, что одобряет власть», — подтвердила Рэнд. Конгрессмен Макдауэлл хмыкнул: «Это меняет мое представление о русских, а я неплохо их знал».

По праву урожденной Алисы Розенбаум из Петербурга, который она покинула в 1926 году, Рэнд ходила в экспертах по красной пропаганде, но найти ее в продукции Майера, Уорнеров и Кона могли, лишь прибегнув к иезуитской риторике. «Цель коммунистов в Голливуде — не производство политических фильмов, открыто оправдывающих коммунизм. Их цель — разложить наши моральные принципы, заражая неполитическое кино, вводя мелкие, случайные элементы пропаганды в невинные истории, заставляя — косвенно и подсознательно — принять базовый принцип коллективизма». Так, по словам Рэнд, капли воды точат камень, имя которому — Американизм.

Красные — это те, кто воспевает коллективные действия и «очерняет корысть», в чьих сценариях встречаются плохие богачи и хорошие бедняки. Социал-дарвинистка Рэнд нашла крамолу — мысль о праве ветеранов на беспроцентные займы — в «Лучших годах нашей жизни» (1946) Уильяма Уайлера и «Песне на память» (1945) Чарльза Видора, где Шопен бескорыстно борется за свободу Польши. От этого голова пошла кругом даже у Томаса. Когда Рэнд поделилась желанием дополнить свои показания на следующий день слушаний, поскольку ей хочется еще много о чем и о ком — прежде всего о Уайлере — рассказать, он безжалостно дал понять писательнице, что ее желания не совпадают с желаниями HUAC.

По версии ее соратницы Лилы Роджерс, любое произведение, «рассказывающее историю разочарования и отчаяния на русский манер», — коммунистическое. При такой методологии реплика, вложенная Лестером Коулом в уста футбольного тренера — «Лучше умереть стоя, чем жить на четвереньках», — почти призыв к красному террору. Уличили же сценариста Генри Бланкфорта в подрывной деятельности цитатой из статьи 1934 года, в которой он использовал выражение «буржуазный театр».

Честно говоря, коммунисты не особенно-то и старались. Бернард Гордон гордился, как подвигом, тем, что ввел в сценарий таксиста-негра. Да и то продюсер потребовал объяснить, почему таксист — негр. «Для колорита, для живости». — «Уберите: на Юге нас не поймут». Дороти Паркер рассмеется в лицо агентам ФБР: «Голливудом руководят из Москвы? Да меня и мой пудель не слушается».

На работе коммунисты были просто сценаристами, работавшими во всех жанрах: от комедий с Эбботом и Костелло до мюзиклов. Магнатам было плевать, состоят ли они в КП, лишь бы делали дело, а делали они его хорошо: самый дорогой сценарист, коммунист Трамбо, получал 4000 долларов в неделю. Когда в 1953 году Биберман, отсидевший в тюрьме и изгнанный из профессии, получит, по иронии судьбы, шанс снять независимый и коммунистический по идеологии фильм «Соль земли», его будет терзать мысль, что за годы, проведенные в Голливуде, он вообще «разучился рассказывать о реальных людях в реальных ситуациях».

Зачем тогда вообще был нужен «Голливудский обком»?

http://seance.ru/blog/krasnaya-kniga-gollivud-pri-makkartizme-nadzirateli-zhertvy-poputchiki/

Tags: Америка, История
Subscribe

promo marss2 june 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments