marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Category:

про элитные школы 4 спецшкола и элитная школа

Во всех последних публикациях 57-ю называли не «спецшколой», а «элитной школой» и это очень важное различие.
Спецшкола – эта та, где дают специальные знания, а элитная школа – куда берут специальных людей. Спецшкола отличается от элитной школы в первую очередь принципом отбора.
В спецшколу отбирают по способностям, в элитную по статусу.
Обучение в «спецшколе», конечно, тоже несет тот или иной флер элитарности, но для его самовыражения, по факту, не остается ни времени, ни сил, программа очень насыщенная.


Сам я закончил «спецшколу», а после окончания университета и получения степени несколько лет преподавал в этой же школе, и параллельно еще в одной, самой-самой спец из всех московских, и школьную кухню представляю себе не только со стороны ученика, но и учителя.
Так как большинство школ у нас в стране государственные, а их формальное деление на лицеи, спецшколы и прочие образовательные комплексы совершенно бессмысленно, то, наверное, стоит объяснить, что такое спецшкола.
Это очень просто, на самом деле, спецшкола – это школа, где дают специальные знания, такие, что в других школах не получить.
Во всех последних публикациях 57-ю называли не «спецшколой», а «элитной школой» и это очень важное различие.
Спецшкола – эта та, где дают специальные знания, а элитная школа – куда берут специальных людей. Спецшкола отличается от элитной школы в первую очередь принципом отбора.
В спецшколу отбирают по способностям, в элитную по статусу.
Обучение в «спецшколе», конечно, тоже несет тот или иной флер элитарности, но для его самовыражения, по факту, не остается ни времени, ни сил, программа очень насыщенная.
В спецшколах преподают университетские преподаватели, для которых учительство побочная по отношению к основной деятельность, и на то, чтобы давать знания этих людей хватает, а на то, чтобы разводить элитарное воспитание – нет.
Спецшкола – это комбинат, тянешь – учись, не тянешь – до свидания.
Элитная школа совершенно другой коленкор, разумеется, образование там ведется на высшем уровне и потому положение 57-й как «одной из лучших школ» совершенно заслужено.
Но спецшкол в Москве много, а 57-я школа одна (на самом деле не одна, разумеется, но первая среди подобных).
И по принципам отбора учеников 57-я школа была элитной школой, а по принципу преподавания – спец.
Все элитные школы специальные, да не все специальные элитные.

В элитарном образовании, на самом деле, нет ничего плохого, такие учебные заведения существуют во всех ведущих странах мира. Выпускники их занимают высшие места в своих национальных элитах, остальные их тихо или громко ненавидят.
Во всех этих школах упор делается не только на образование, но и на воспитание.
Воспитание успешных людей, сильных мира сего, право имеющих и т.д. и т.п.
В школе завязываются знакомства, которые потом перерастают в дружбу и в профессиональное сотрудничество, а происхождение учеников подразумевает, что продолжаться оно будет на высших политических должностях, в руководстве крупнейших промышленных и финансовых институтов.
Многосотлетния история этих школ давно отработала преподавательские принципы, внутреннее устройство, сколько можно и нужно пускать в школу «свежей крови» не из числа привилегированных учеников, а просто неординарных, но не вышедших происхождением людей. Разумеется в этих школах случаются скандалы (и почище нынешнего), которые попадают в желтую прессу и обстоятельно смакуются, но по факту мало сказываются на статусе образовательного института.
Скандалы, разумеется, всегда связаны с учениками, а не с преподавателями.
Представить себе, чтобы в преподавателя, который спал с учениками Итона кто-то будет защищать не представляется возможным.
Потому что, кто в Итоне учитель, а кто ученик, учителя бы вышвырнули после первого сигнала и никто бы вообще ничего не узнал, другое дело, если бы ученики в ввосьмером изнасиловали несовершеннолетнюю проститутку – вот это да, скандал, желтая пресса, попытки замять и все остальное.
Но если бы вышло совсем некрасиво, вышвырнули бы и учеников, потому что кто ученик (если он, конечно, не принц крови), а что такое Итон.
И это первое отличие западной элитной школы от 57-й.

На настоящей элитной школе порядок такой: школа-ученик-учитель, учитель в таких школах – это обслуживающий персонал, а в 57-й школе порядок обратный, учитель в ней и есть школа, а также царь, бог и защитник от темных сил.

Второе принципиальное отличие состоит в том, что элитная школа должна быть платной, потому что какая ты к черту элита, если у тебя денег нет?
Имущественный ценз для любой элитной школы обязателен, он не является определяющим, купить место за большие деньги нельзя, но и не платить за элитное образование – это, мягко говоря, странно.
В любую элитную школу в обязательном порядке набирают небольшой процент талантливых детей из не самых привилегированных классов, которые могут учиться на стипендиях, но основная масса учащихся, разумеется, платит.
Школа содержится на деньги учеников, и отношения «благослови господь, вы взяли нашу деточку, да я вам по гроб жизни ноги целовать буду» просто невозможны.

В третьих, элитные школы никогда не управляются учителями, элитной школой управляет попечительский совет, который учителей нанимает и увольняет, и так как с деньгами проблем нет, то и с хорошими учителями тоже.
Но если учитель забывается, то его на следующий день увольняют, а в школу нанимают другого хорошего учителя.
Это, собственно говоря, единственный подход, который позволяет элитным школам существовать веками.
Таким образом, единственное общее у 57-й школы с нормальной западной элитной школой – это принцип отбора, а принципы управления и содержание образования, мягко говоря, отличаются.
И именно поэтому Итон переживет любой скандал, как переживал их сотни лет своей истории, а 57-я школа рискует рухнуть от одного не в меру сексуально активного преподавателя.

И здесь мы подходим к тому моменту, почему скандальное обрушение 57-й школы, как мне кажется, было неизбежным, не через сексуальный скандал, так через что-нибудь другое.
Для того, чтобы это понять, нужно немного отмотать назад, во времена, когда пятьдесят седьмая стала «той самой» 57-й.
В самый расцвет брежневского застоя, когда советская власть для людей образованных и неглупых давно перестала быть содержательной и в то же время смертельно опасной, а осталась лишь доставляющим крайние неудобства обстоятельством.

Вот в эти времена в школу пришел коллектив молодых и очень неглупых людей, которые решили построить рай на своих отдельно взятых квадратных метрах.
Советская система не подразумевала существования элитных школ, более того прямо их запрещала, поэтому 57-я школа изначально была построена на обмане советской системы.
Для всех мы обычная школа, но на самом деле нет.
Вся советская история 57-й, это непрерывная борьба коллектива школы за право быть элитной школой там, где элитные школы запрещены.
За право брать своих, а не чужих.
И кто здесь свои определяла администрация школы, главная задача которой была избавиться от любого внешнего контроля.
Борьба эта шла с переменным успехом, Менделевича то заставляли «брать местных», то он, как мог, отбивался от чиновников.
В самой школе при этом царила атмосфера игры в прятки с окружающим миром.
Вокруг враги, злодеи, они хотят нас уничтожить и только мы — самое светлое и прекрасное.
И, насколько я могу судить по знакомым из 57-й, она и правда была светлой и прекрасной, причем настолько, что многие слабые люди так никогда и не нашли в себе сил покинуть ее порог.
Школа закончилась, но люди навсегда остались в ней.
Характерен комментарий к одной из записей с обсуждениями последних событий, одна из выпускниц написала, по всей видимости не знакомой ей автору поста – боже, и вы из 57-й, кажется, что весь цвет российской гуманитаристики оттуда, куда не приду, везде только люди из нашей школы.
Кто-то заметил в ответ, что в российской гуманиратистике много достойных людей из разных мест. На что дама обиженно возразила: но мне попадаются исключительно из 57-й.
И не удивительно, дама, судя по профилю, как минимум утроившая возраст окончания школы, так и не смогла покинуть ее пределов.

Элита, воспитываемая школой, которая должна, по идее, разделять и властвовать, единственное на что была способна, держаться за руки, чтобы не пропасть по-одиночке.
И в этом, наверное, нет чьей-то особой вины, кроме того времени, в которое школа создавалась.
Неординарным людям тогда было плохо, а если у неординарного человека еще и с пятым пунктом были проблемы, то плохо в квадрате.
И тут уж и правда, не пропасть бы.
Для ординарных же людей, которых в школе оказалось не мало (из-за отбора по происхождению, а не по способностям и достижениям), такая атмосфера стала жизненным приговором.
Вместо того, чтобы воспитывать содержательную элиту, людей, которые будут так или иначе определять культурную, экономическую и политическую жизнь страны, школа воспитывала людей, для которых окружающее их общество является безусловно враждебным.

И, что самое главное, которому совершенно не зазорно врать что угодно ради самосохранения.
В советское время в каждой школе должна была существовать пионерская организация, и выпускники 57-й с удовольствием рассказывают, как «для начальства» проводились пионерские линейки, а потом, по приходу в школу, галстук срывался и закидывался куда подальше.
Не то чтобы я испытывал к этому советскому символу какую-то любовь, но воспитательную силу стратегии «подземного смеха» я ставлю под сомнение.

Не стоит осуждать людей, которые в советском строе пытались обустроить подобие нормальной жизни, и я совершенно не хочу бросать камень в тех, кто в этих условиях сумел создать действиетельно сильное и интересное явление.
Но Советский Союз распался 25 лет назад, а государственные репрессии по отношению к евреям закончились еще раньше, а что же школа?
А школа осталась такой, какой была, с атмосферой противостояния всему миру, со всеми антисоветскими страхами, со всей двуличной риторикой «как бы не элитарности» и непременной лжи всему миру во имя самосохранения, как ключевой основе существования. И волею своего бессменного директора просуществовала в этом брежневском состоянии еще 25 лет.
Мне кажется, что у школы был шанс в 90-е стать по-настоящему элитной школой, то есть платным, закрытым, частным учебным заведением. Не думаю, что это было сложным, и среди учеников и выпускников вполне достаточно разбогатевших людей, да и школы в начале 90-х практически не финансировались государством, думаю, что по факту школа и жила на пожертвования небезразличных к ней людей.
Но в таком случае администрации пришлось бы иметь дело не с понятными и известными московскими чиновниками, которых администрация научилась блестяще водить за нос, выторговывая независимость за результаты олимпиад, за то что брала к себе детей тех самых чиновников от образования, которым, как и всем, хотелось элитарности для своих детей.
А пришлось бы иметь дело со спонсорами, с платными учениками, которые, разумеется, очень быстро покусились бы на всевластие администрации, а самое главное, про них уже нельзя было бы сказать – они чужие, плохие, злые, желающие разрушить наш светлый мир.
В советское время, когда ничего частного и элитарного не могло существовать по определению, вождение за нос чиновников имело вполне понятное оправдание.
Если официально частную элитную школу делать запрещено, мы сделаем ее неофициально, мы нацепим ваши сраные галстуки и сделаем вид, что мы пионеры, но за закрытии дверями построим свой мир.
В постсоветское же время, существование элитной школы за госбюджет, как мне кажется, оправданий уже не имеет.
Почему налогоплательщик должен оплачивать школу, в которую он заведомо не может попасть?
Почему бы уникальному педагогическому коллективу не строить теперь рай за свой счет?

В постсоветское время шизофрения подземного смеха, порожденного репрессивной по отношению к неноменклатурным элитам советским строем еще сильнее увеличилась, потому что элитарность, которую надо было скрывать, теперь стала крайней модным товаром.
И пятьдесят седьмая школа стала торговать секретом Полишинеля «мы обычная школа, но на самом деле вы же понимаете, но это между нами» на довольно быстро меняющемся московском рынке образования.
Тот факт, что за последние годы она в рамках объединения школ поглотила все соседние школы (а заодно и начала учить детей реальной политической элиты, купившейся на «ну вы же понимаете элитарность»), показала, что на этом рынке она была вполне успешной.
В отсутствие каких бы то ни было альтернатив, идея «непропадания поодиночке» под мудрым руководством «уникальных педагогов» сработала как признак элитарности.
Потому что никакой другой элитарности страна просто не знала.

В американском университете, в котором я сейчас работаю, одно из административных зданий поразило меня довольно нетипичной для псевдоготического университета архитектурой, обычный каркасный дом, только весь из прозрачных окон, огромный зал на половину дома и каморки офисов в центре, явно построенных в спешке.
Я распросил старожилов, и оказалось, что это здание бывшей церкви одной из миллионов американских христианских сект.
Пастор умер и община, которую он окормлял, распалась, а здание и землю выкупил университет и временно расположил там клерков из вспомогательных технических служб.
Большинство таких сект живет ровно столько, сколько живет пастор, редко кому удается воспитать второе поколение, способное поддерживать общину.
И причина этого проста, пастор держится исключительно на собственной харизме и убедительности, позволяющих ему создать и поддерживать жизнь общины.
В которой он царь и бог, в которой он разделяет и властвует, в которую сам отбирает новых членов и изгоняет неугодных, и которой, разумеется, противостоит злой и жестокий мир.
Второй харизматик, способный подхватить дело пастора в таких условиях не может появиться, он просто будет немедленно изгнан, как конкурент, а в результате, дело просто пропадает, его некому передать.
В этом 57-я школа очень похожа на американскую религиозную общину, она смогла смогла прожить столько, сколько мог ее поддерживать бессменный директор, который в последние годы, насколько мне известно, практически отошел от дел.
Школа, разумеется не закроется с уходом директора, но «той самой 57-й» уже не будет никогда.

Такая же судьба, к сожалению, ждет любую школу, в которой учитель – это царь, и бог и отец родной, забором школьного двора ограничен рай, когда не учитель служить интересам учеников, а само существование школы служит интересам учителя.

И тот факт, что дети и родители чувствуют себя в школе предельно комфортно и в пафосной истерике борются за администрацию школы без оглядки на факты, легко переходя на обвинение жертв – собственных детей и школьных друзей, лишь только подчеркивает сходство с религиозной общиной.

==================================================
В годы Гаража 57я совершенно не была номенклатурной школой.
Гнездом самоназначенной интеллектуальной элиты? была.
Очагом ментальности гетто? была.
А номенклатурой - не-а.


"Многое, что происходило в 57-й, - это результат смешения двух функций: школы как дома родного и школы как государственного образовательного учреждения. Многие мечтали о школе-доме, уютном и теплом - и, собственно, это получили. Со всеми огромными достоинствами - с учениками, которые реально любят школу, с действительно очень хорошей, комфортной средой, с эмоционально вовлеченным, а иногда бурно реагирующим на все сообществом выпускников. Ну и со всеми рисками, которые возникают, когда размываются границы формальных отношений

===================================================
При любом из рациональных и поддающихся объективной оценке подходе к понятию «элита» («лучшие по профессии», высшие по соц.статусу или положению) элитарной является такая школа, в которой либо учатся дети особо одаренные и отобранные через жесткий экзамен именно по этому принципу, либо очень значительную часть составляют дети высокопоставленных родителей – реальной статусной элиты.

Но 57-я, как выясняется (пришлось поинтересоваться, раз такой шум), ни одному из этих критериев не соответствует (на один из них тянет лишь маткласс, составляющий мизерную часть всего состава); там учатся из «не простых» дети не правящего слоя, а некоторой «тусовки» и просто сколько-то богатых людей.
Она элитарна лишь в том смысле, в каком ее руководство, педсостав и, видимо, часть учеников сами себя считают элитой - как истинных носителей Красоты, Добра и Правды, особо просветленных Личностей и т.д.
Критерий вполне извинительный (почитают же себя солью земли русской какие-то полуграмотные недоумки), но объективному измерению не подверженный

Судя по всему, в 80-х это была очень неплохая школа, действительно выделявшаяся среди обычных советских школ. Но потом, видимо, она решила из себя изобразить нечто такое, чему по не зависящим от нее причинам соответствовать никак не могла.
По нынешнему же общему впечатлению сей самозваный РФ-ный «Итон» представляет иное по культурному уровню, но в социологическом смысле типологически то же явление, что и РФ-ное «светское общество»

Подробнее:http://www.newsru.com/russia/16sep2016/mauschool.html

==================================================

В течение минимум полутора десятилетий в государственной школе происходили недопустимые вещи.

Для начала - ее фактически приватизировал директор, который теперь то подает в отставку, то сам же возвращается, устраивает недовольным партсобрания по лучшим сталинским образцам, и при этом Департамент образования города Москвы никак не вмешивается в деятельность подведомственной структуры.

Ну и вследствие этого есть надежда, что встанет, наконец, и куда более пикантный вопрос – а что это вообще такое, «элитная школа»? Каким образом такой роскошный фрукт вообще умудрялся зреть на скудной ниве отечественного всеобщего среднего?

«У этих школ очень сильные учителя, которые передают детям уникальные знания» - так обычно «посвященные» характеризуют такие школы. Возможно – но как они умудряются это делать, особенно в последние годы, при совершенно феерической бюрократизации и унификации всего процесса обучения?
Учителя сейчас, если кто не знает, уже в начале учебного года обязаны сдать свои «учебные планы» на год вперед, в котором расписать все, чему они собираются учить свои классы на каждом (!) уроке; и не дай бог проверяющий в ходе «внезапной проверки» вдруг обнаружит, что, скажем, 13 февраля на уроке литературы учитель рассказывал детям совсем не то, что написано в его учебном плане, который был утвержден в сентябре!

Это попахивает полным идиотизмом, но тем не менее это такая Система, которая работает во всех школах страны. Каким же образом в «элитных» учителя избегают этих мертвящих «учебных планов», когда «шаг в сторону считается побег»? Ответ всем известен – за счет «неформальных связей» и отработанных стратегий «обдуривания» чиновников от образования, а проще говоря – взяток.
Однако – откуда же берутся деньги на взятки? Ответ тоже ясен: частью это «откаты» от финансирования, которое те же чиновники и предоставляют, а частью – деньги родителей, которые у них собирают, несмотря на то, что школа как бы государственная и обучает бесплатно.

То есть любая «элитная школа» просто по определению находится в «серой зоне», нарушая законы сразу, как в Вороньей слободке, «с пяти концов». С одной стороны – откаты и нецелевое расходование средств, с другой – то, что называется «поборы» и «предоставление бесплатных услуг за деньги».

То бишь в любой «элитной школе» всю верхушку можно не глядя брать и сажать, и уж точно – с треском увольнять, поводы найдутся в изобилии. Было бы, как говорится, желание.

Другое дело, что само по себе все вышеизложенное никого не шокирует. Проще говоря, в сознании тех же родителей это все – поборы, откаты, не говоря уж о «нарушениях учебного плана» - вообще не преступления. Тут мы имеем дело с классическим двоемыслием постсоветского обывателя – то есть психологией жителя оккупированной страны: обыватель, пусть даже и не отдавая себе (чаще всего) в этом отчет, все равно воспринимает государственные структуры как оккупационные, ЧУЖИЕ – и потому большую часть их установок числит как бредовые или бессмысленные, а любой их обман почитает скорее за доблесть.

Правда, так думает не все обыватели, а в основном те, кто имеет отношение и «допущен» к «элитной школе».
Возникает своего рода «круговая порука» - и о том, каковы ее особенности в отношении 57-й школы, мы уже вдоволь начитались в сотнях постов и перепостов.
Плохо лишь то, что антигосударственная структура, связанная круговой порукой и ставящая своей целью паразитирование на государстве – это по определению мафия.
А в мафии, понятное дело, свои законы, в том числе эти собственные законы могут устанавливать и совсем другие рамки в плане того, что можно, а что нельзя делать учителям в отношении учениц (учеников).

Причем она ведь и сейчас практически неуязвима для любых атак «снизу». Что могут сделать родители – забрать чад, перестать давать деньги в «школьный общак»? Ну так на их место придут другие, жаждущие приобщиться к «элитарности».

Важно было бы понять, что в корне сама по себе схема «двойного финансирования» среднего образования, когда школа получает деньги и от государства, и от родителей учеников (то есть на самом деле родители попросту платят дважды за одно и то же).

О финансовом аспекте скандала в 57-й школе
наконец добрались до фонда, все примерно обстоит так же, как и с неуставными отношениями - нас доят на условиях радостной добровольности, как хорошо, что отчетность вести не требуют.
одна из мамаш дает удивительный комментарий о том, что взносы добровольные, что с нее никто не требовал отчетности (!), что переводила в фонд по возможностям, когда пять, а когда двадцать пять тысяч в месяц (!)
однако это не сбор денег на прокорм Бабченко, а государственная школа и при ней финансовая, видимо, тоже государственная организация Фонд школы. тут должны быть правила, статьи доходов и расходов, отчетность, собрания пайщиков фонда и прочие скушные вещи.

не вижу ничего катастрофического, если это не поборы с малоимущих. Но это не частная школа. Это государственное образовательное учреждение, в котором, как мы видим, был введен негласный имущественный ценз. Я уже прочла не меньше десяти комментов с рассказами о том, что, сообщив мамаше-претендентке, что ее дитя в принципе готовы принять, тут же называли некую сумму. все написавшие не согласились. это после платного подготовительного класса и собеседований. видно, что суммы были недурны

то есть понятно, почему там много обычных классов, при том, что школа слывет математической, это чистая коммерция - платите, чтобы учиться рядом с нашими мат и гумклассами.
то есть понятно, почему там много обычных классов, при том, что школа слывет математической, это чистая коммерция - платите, чтобы учиться рядом с нашими мат и гумклассами.

если только у одного Меерсона право финансовой подписи. Но я думаю, что у Менделевича оно тоже есть. Другой разговор, что пока в Фонд еще не пришли с проверкой, Меерсон, наверное, может вывести средства со счетов. Теперь мне психологически понятно, с помощью чего этот серенький волчок держал за яйца директора.



Ну, если у директора государственной школы официальная зарплата - внезапно - 5 млн -...
А вообще это прелестно, конечно: иметь дикий профит в России за прививание мыслей об уродстве и неполноценности родины. Это я вам скажу стартапец 146%. Просто шикарно.

годовой бюджет 57-й составлял до 50 миллионов долларов

А я вспоминаю сразу свою сельскую школу на полтавщине.
Там один учитель тоже любил старшеклассниц, и на сколько знаю они ему отвечали взаимностью, порой.
А другой учитель любил мальчиков щупать, за куда попалось, и шутки шутить. Все знали, хихикали, и хотя у многих это вызывало ужас, в целом как-то не парились почему-то...

Ну может потому, что ранняя половая жизнь сельских девочек и мальчиков, это вообще вещь, как оказалось, довольно распространенная в Украине, с довольно давних советских еще времен.

А может еще по какой причине я не знаю, но историю я эту пишу потому, что это проблема не закрытых элитных школ, а очень многих разных школ. Закономерно что педофилы стремятся попасть в учителя, а гомосексуалисты попасть в монахи...

Не могу сказать, что я в восторге от таких явлений, но как бы они по крайней мере имеют некоторую логику.


http://kashin.guru/2016/09/05/57/

Tags: Олег Кашин, школа
Subscribe
promo veldyaksov 10:16, Четверг 29
Buy for 20 tokens
Дополнение к предыдущей статье «Почему мы не платим себе» Если вы собственник компании и выполняете «не свою» работу, вы теряете деньги. Например, вы выполняете функции курьера, который стоит условные 150 рублей в час. Вы думаете: — «Да ничего страшного, отвезу, мне не сложно»; — «Это…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments