marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Category:

Что первично - права или обязанности?

"В наше время, - читаю я в ленте, - никому и в голову не приходило рассказывать детям об их правах.
Говорили только об обязанностях.
Например, о том, что чужие интересы всегда надо ставить выше своих".
- Как же так? Если незнакомый дяденька на улице потащит ребенка к себе домой - ребенок не вправе отказаться?
Если его (или кого-нибудь другого рядом) бьют большие мальчишки - он должен поставить их интересы выше и безропотно позволить себя бить?

- Нет, - отвечают мне, - это тоже обязанности.
Ребенок _должен_ никуда не ходить с посторонними дяденьками, _должен_ защищать слабых и т.д.
Никаких "прав" тут нет.
Если "право", то, получается, можно защищать слабых, а можно и не защищать - а тут никакая двусмысленность не уместна.

На мой взгляд, право и обязанность во многих случаях составляют неразрывное единство; и первично все-таки именно право.
Дело в том, что ребенка всегда приучают слушаться других людей.
У него развивают внешний локус контроля.
"Хороший ребенок" - это ребенок послушный, тихий, уступчивый, который не спорит со взрослыми, ни с кем не конфликтует и делает то, что ему говорят.
Это неизбежно и нормально - в большинстве ситуаций, обычных для жизни _ребенка_.
Но, став взрослым, он не будет больше жить под крылышком родителей.
Он будет жить в совершенно ином мире - и совершенно иначе. И "добродетели" от него потребуются совсем другие.



Взрослому _необходимо_ думать о своих интересах, вступать в конфликты, защищаться от агрессии, выступать против того, что он считает неправильным.

Тихий и послушный взрослый, который ни с кем не спорит и всегда делает то, что ему говорят - это, в лучшем случае, раб.
А скорее дебил.
И вот, к тому, что у него есть обязанности - т.е. чужие указания, которые необходимо выполнять без споров и раздумий (мыть руки перед едой, завязывать шнурки и т.д.) - ребенок приучится и так. В самые первые годы жизни, когда закладываются основы личности.

А к тому, что во многих случаях необходимо подвергать чужие слова сомнению, восставать против того, что тебе навязывают, спорить, сопротивляться, самому решать, как правильно - естественным образом он не приучится.
В отношениях маленького ребенка с родителями этого нет.
Этому нужно учить.

Если ребенок не ощутит себя отдельным независимым существом, у которого есть _право_ поступать, как он считает нужным, если будет воспринимать себя как какой-то склад для чужих мнений и машину для выполнения чужих указаний - значит, повзрослев, он не только не сможет быть счастлив.
Он даже и не сможет "делать то, что должно": потому что запутается в чужих требованиях, не будет понимать, в чем же состоят его "обязанности" на самом деле и что делать, если они вступают в противоречие с требованиями властей, "рукопожатной общественности" или чьими-нибудь еще.

Его жизнь пройдет в малодушии и пресмыкательстве, в печальных и бесплодных попытках угодить всем вокруг.

https://www.facebook.com/nat.holmogorova/posts/904420736301640

Tags: Наталья Холмогорова, Психология, Усыновление
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo marss2 june 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments