marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

МНОГО ВУЗОВ – МАЛО ДЕЛА

Оригинал взят у domestic_lynx в МНОГО ВУЗОВ – МАЛО ДЕЛА. Окончание


Наше теперешнее образование, похожее по структуре на образование «цивилизованных» стран, рассчитывается на то, что работать будут другие: китайцы, таджики - гастарбайтеры в широком смысле. А высокоценные мы, получив непринуждённое образование политологов, экологов и конфликтологов, будем сидеть в кондиционированных офисах, если не «в контакте», то за переформатированием табличек.


Известный историк А.Фурсов в одной из своих лекций рассказал любопытное. Работая в американском университете, он удивился громадному количеству студентов далеко не студенческого возраста. На прямой вопрос: «А что здесь делает этот бородатый болван?» - он получил от американского коллеги столь же прямой ответ: в Америке университет (наряду с тюрьмой) – это институт сдерживания безработицы и всяких социальных эксцессов, свойственных крепким и бездельным гражданам. Вот американцы и озаботились местами, где можно пересидеть опасный возраст.

Я вовсе не хочу сказать, что это плохо; возможно, это дивно хорошо. Для Америки. Но – не устаю повторять! – такое может себе позволить только народ, на который работают другие народы. Мы к таким избранникам фортуны не принадлежим, значит, и этот ценный опыт нам не годится. Нам надо строить жизнь в соответствии со своими потребностями и возможностями. А для этого нужно потрудиться осознать то и другое.


Кто-то наверняка скажет: что худого в том, что девочки учатся чему-то изячно-гуманитарному? Будут культурно воспитывать собственных детей, например.


Дурное тут вот что. Это отвлекает молодёжь от дела и создаёт у неё иллюзии. Иллюзии работы, которой нет и не будет. Просто так изучать язык – пожалуйста, но ведь она рассчитывает на работу – вот тут какая-то фундаментальная нечестность. К тому же часть этих бесполезных специализаций финансируется из госбюджета. Будь это кружок по интересам на досуге – можно было бы только приветствовать. А так – приветствовать не хочется. Бывают времена, когда можно позволить себе вышивать бисером, а бывают - когда нужно сажать картошку. Похоже, надвигаются небисерные времена, когда надо учиться полезному и практичному.
=====================
Сегодня наткнулся в книге на цитату из Московского Сборника, и так она мне понравилась, что не поленился перенабрать её из книги в оригинальной дореформенной орфографии. Наверняка вы неоднократно с нею сталкивались, но на всякий случай приведу:

Нѣтъ спора, что ученье свѣтъ, а неученье тьма, но въ примѣненiи этого правила необходимо знать мѣру и руководствоваться здравымъ смысломъ… Сколько надѣлало вреда смѣшенiе понятiя о знанiи съ понятiем объ умѣнiи. Увлекшись мечтательной задачей всеобщаго просвѣщенiя, мы назвали просвѣщенiемъ извѣстную сумму знанiй… Мы забыли или не хотѣли сознать, что масса дѣтей, которыхъ мы просвѣщаемъ, должна жить насущнымъ хлѣбомъ, для прiобрѣтенiя коего требуется не сумма голыхъ знанiй, а умѣнiе дѣлать извѣстное дѣло…

К.П. Побѣдоносцевъ, Московскiй Сборникъ.

==============================================================================
Считается, что надо превратить плохие вузы в хорошие – и всё будет в порядке. Я не хочу обсуждать методы, с помощью которых намереваются улучшать плохие вузы – например, с помощью слияния очень плохих с плохими, но не очень. В результате надеются получить хорошие. Но я не об этих инновационных методах. Я – о принципе.

А принцип – вот он.

Если 94% молодёжи получают высшее образование, оно не может быть никаким иным, как плохим. И это положение нельзя изменить никакими средствами. Потому что оно коренится в самой природе вещей.

В духе всеохватной, всепроникающей, безудержной политкорректности велено всех людей считать равными и одинаковыми и в силу этого равно способными к высшему образованию. Но природу-то не обманешь! Подлинное высшее образование, т.е. освоение высших достижений человеческой мысли и – главное! – приобретение способности производить новые знания – вот такое образование способны получить процентов десять населения. Остальные просто не предрасположены к нему по своим умственным дарованиям. Это биология, детка.

Вообразим, что поставлена задача преподавать мне (лично мне) ядерную физику. Поднять меня до уровня ядерной физики - нельзя никакими средствами, даже наняв мне сорок тысяч репетиторов. Единственный выход – опустить ядерную физику до моего уровня. Именно это и происходит в массовом высшем образовании. Оно опускается до уровня массового человека. Образование всегда ведётся на уровне самого малоспособного ученика в данной аудитории.

Все старые вузовские преподаватели, работающие несколько десятилетий, отмечают нарастающую примитивизацию преподавания. То самое предсмертное упрощение, о котором говорил когда-то Константин Леонтьев. А что прикажете делать, если велено учить – всех подряд?

То же происходит и в Германии, например. Т.Сарацин в своей скандальной книжке «Германия: самоликвидация» пишет, что прежде в гимназии (это в Германии единственный вид школы, готовящий к университету) шли процентов двадцать выпускников начальной школы. Теперь, в эпоху прогресса и прав человека, - идёт 80. Результат – неуклонное понижение уровня преподавания в университете. И это, по мнению автора, вносит важный вклад в «самоликвидацию» германской цивилизации.

Долгое время считалось: чем больший процент населения охвачен в/о – тем лучше. Кашу маслом-де не испортишь. Ещё как испортишь! Поговорку про кашу придумали люди, которые вдоволь масла не едали, а потому и слыхом не слыхали про ожирение и склеротические бляшки. Точно так и с образованием. Когда-то на заре советской власти мы прекраснодушно мечтали: вот сегодня у всех будет начальное образование, потом – среднее, а там – и до высшего доберёмся. И – воспарим! Не воспарили. Оказалось, что при высшем образовании, близком ко всеобщему (а 94% - это практически всеобщее) происходит что-то вроде «порчи монеты»: в монете становится меньше серебра, а в дипломе – всё меньше образования.


Собственно, вузы постепенно перестали быть учреждениями профессиональной подготовки. В наши дни они представляют собой что-то вроде детского сада – только не для дошколят, а для вполне половозрелых особей. Это камера хранения, пункт передержки молодняка и одновременно место социальной адаптации этого самого молодняка. Побыть в приличном обществе, где с кафедры раздаётся более-менее грамотная речь без обычных в окружающей среде матюков, почитать хотя бы перед экзаменами какие-никакие учебники, скачать из сети не порнуху и не известия об автомобилях или модном в данном сезоне макияже, а нечто умственное – вот для чего люди ходят в вуз. Ну и конечно – получение отсрочки от армии и диплома, наличие которого есть conditio sine qua non каждого приличного человека. Собственно, работодатели, требующие от претендентов на рабочее место, хотя бы и киосочной продавщицы, любого диплома, именно так и понимают дело. Человек с в/о – это минимально приличный, цивилизованный человек – ничего более. Диплом при приёме на работу требуют просто чтобы отсечь обитателей дна, которых становится всё больше.

Если кто-то полагает, что это только у нас так, а за границей не так, он ошибается. Более-менее так – везде. Обычный европейский школяр идёт изучать экономику или юриспруденцию. Почему? Да так… Нечто универсальное, авось пригодится. По окончании выясняется, что никому он не нужен (и то сказать, в Южной Европе половина молодёжи – безработная), то почасту идёт получать второе образование: если сначала была экономика – идёт на юриспруденцию, и наоборот. У меня много знакомых в Западной Европе: вот так они именно и живут. Только валандаются они с образование чуть не до тридцати лет; наши всё-таки пораньше заканчивают. Помню, когда мой сын заканчивал вуз, его ровесница из Германии, дочка наших поставщиков, едва приступила к высшему образованию. По существу дела, вузы – это способ переложить на родителей выплату пособия по безработице. Но на Западе всё-таки жизнь богаче, и они могут себе это позволить.

Результат всеобщего высшего образования мы видим повсеместно и повседневно. Золотые юные годы человек тратит на поверхностное ознакомление с каким-то не приложимыми ни к чему материями, при этом он не осваивает никакого внятного умения. В результате годам к 23-25 он часто вообще ничего не умеет. Постоянные аварии, общая несуразица жизни – отсюда: в ней, жизни, орудуют неумехи. Такие, знаете, ясноглазые, позитивные, иногда владеющие английским и навыками селф-промоушена, неумехи.

А что же надо?

В первую очередь понять, что для большинства производимых в обществе работ нужно иметь твёрдое среднее специальное образование. Это вовсе не суррогат «для дураков», как было принято считать в те времена, когда я заканчивала школу. (Тогда выпереть кого-то в ПТУ считалось наказанием и большинство уже тогда ориентировалось на вуз). Среднее специальное образование – это профессиональная подготовка, ориентированная на практическую деятельность по известным прописям. Не создание чего-то нового, а исполнение известного – профессиональное, мастеровитое исполнение. Именно таких работ в народном хозяйстве больше всего. И людей, способных к такому образованию, - больше всего. И склонных к такого рода деятельности – тоже большинство. Это в широком смысле – техник. Таким «техником» является медсестра, учительница начальных классов, акушерка, электрик, да мало ли кто. Сегодня многие подобные работы исполняются поневоле людьми с высшим образованием. На складе у нас большинство с высшим, выдавальщицы товара, не говоря уж о выбивальщицах накладных – тоже с высшим. Офисные сидельцы - поголовно с высшим. И делают они свою работу не лучше, а хуже, чем специально обученные техники, т.к. в голове их пузырится дурно переваренная теория и нет практических знаний и навыков. Моя бабушка-учительница говорила, что начальную школу загубят учительницы, приходящие из вузов. Помню, как она говорила: «Умеют рассуждать про Песталоцци, а с детьми поиграть не умеют». Так и произошло.

Мало того. В их жизни постоянно присутствует фон раздражения: я-де менеджер по внешнеэкономическим связям, а меня – на склад ящики передвигать. Экая несправедливость! При этом он и не менеджер, и не складской работник, а так… перекати-поле.
======================================================

Что студенты плохо подготовлены – это факт. И объясняется он простейшим образом. Правда, объяснение настолько неприятное, что все дружно стараются делать вид, что его не видят. И трудолюбиво ищут способы, как поправить дело, не воздействуя на причину явления. Министр, как и положено чиновнику, возлагает надежды на бюрократические приёмы: ввести то, отменить это. Но причина-то не в ЕГЭ, не во «входящем письменном экзамене», не в «социально значимом экзамене» - причина лежит совершенно в иной плоскости.
Причина плохой подготовки первокурсников - во всеобщем высшем образовании.
Когда число мест в вузах практически совпадает с поголовьем выпускников полной средней школы, а оно в свою очередь почти равно числу лиц соответствующего возраста в составе населения - в этом случае подготовка первокурсников не может быть никакой иной, как плохой.
Нельзя обмануть природу и сделать так, чтобы все люди оказались способными на получение образования высшего типа, находящегося на максимальном уровне научных знаний. Высшее образование по идее должно быть нацелено на то, чтобы выпускник мог сам добывать новые знания. Так вот людей, способных к такому образованию, – по оптимистической прикидке – процентов десять. Остальные должны получать среднее специальное образование, состоящее в том, чтобы использовать в практической работе уже добытые другими знания.
Если ставится принципиально нерешаемая задача – дать всем высшее образование, то происходит подстройка вузов под качество того человеческого материала, который имеется в наличии. Как они подстраиваются? Известно как – снижают свои требования, примитивизируют курсы, преподают то, что в принципе должны были знать ещё в школе. Вот на эту приспособительную работу вузов и обратила внимание госпожа министр.
Кстати, «элитные» вузы, куда требуется высокий балл ЕГЭ, получают более-менее приличных первокурсников.
А те, которые довольствуются минимальным баллом – на что они могут претендовать? Вот оставить бы одни «элитные», к тому же естественно-технические, а остальные – на 90% закрыть! Мечты, мечты…
Решить проблемы образования, воздействуя на образование, - нельзя, невозможно.
Решение любой проблемы лежит вне той области, в которой она возникла.
Решение – всегда в более широком контексте, в который включена проблемная зона. Образование – это не цель, а средство. Средство подготовки людей, умеющих делать то, что требуется обществу и государству.
А что требуется? Вот это бы пора осознать. Советское образование было заточено под задачи индустриализации.
Его реформированный облик – под задачи деиндустриализации. Следует признать, что с этой задачей оно вполне справилось.
Нам нужна новая индустриализация и специалисты под неё?
Тогда надо её смело начинать, строить заводы, и тогда можно будет поставить задачи перед образованием.
И решать их надо будет не бюрократически, а по существу.


=====================================
В современном мире университет давно превратился в пункт передержки молодняка.
Точно так и за границей.
И там, и тут есть считанные учебные заведения, которые действительно преподают что-то ценное, а остальные – так, просто средство социализации и общего окультуривания, вроде детсада для взрослых.
Вузы, которые чему-то учат, всем известны, их почтительно именуют «элитными».
А они никакие не элитные, просто они – вузы, хотя бы отчасти.
Остальные – просто место продления счастливого детства, пункт отмазки от армии, для иногородних – плюс легальная возможность пять лет жить в Москве или ином большом городе и заниматься своими делами.
В передовых европейских странах это ещё и средство отсрочить, вернее, переложить на родителей выплату социального пособия по безработице.



Tags: вуз
Subscribe

promo marss2 june 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment