marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

Об идеализации зла

Об идеализации зла
 1.  Читая про всяких обаятельных негодяев и злодеев, стоит всегда подставлять в картинку себя самого. И не в роли его прекрасной девицы, или отважного спутника, а в собственной - никак не идеала рыцаря "без страха и упрёка" или писанной красавицы. Чаще всего - просто подозрительного чужака.
 И как бы не выяснилось, что для обаятельного негодяя ты - в лучшем случае пыль под ногами, а в худшем - мишень или пища. Типа: "Это я - турист, а ты - завтрак туриста".












   Как сказал Лукьяненко:

   "Потому что все видят себя на королевском троне, в плаще могучего мага или, на худой конец, в дружине веселого и отважного барона. А никак не на высохшем поле с деревянной мотыгой в руках, глядящим вслед дружине, только что потоптавшей твой жалкий урожай, наполовину принадлежащий веселому отважному барону".

   Например, "Повесть о доме Тайра". Отважные, донельзя трагичные самураи, верные долгу, верные мечи из доброй стали, Ацумори, играющий на свирели.

   А ведь в русской литературе описывается столкновение цивилизованного человека с миром, списанным со средневековой Японии.

   "Попытка к бегству". Аркадий Стругацкий был, разумеется знаком с японской средневековой литературой и его перевод "Сказания о Ёсицунэ" стал стандартом. Но кроме того он же присутствовал и на Токийском процессе и имел представление и об обратной стороне медали.



   Или я. Когда-то мне очень нравился фильм "Брат". Он мне и сейчас нравится, но смотреть я его не могу. Физически. После того, как определил в этом фильме своё место. Я уже писал об этом.


   Помните, когда Данила Багров под стволом пистолета рэкетирует двух армян на штраф в общественном транспорте.

   Время действия - 1994-95-ый. Война. Блокада. Люди продают ВСЁ, чтоб купить билет до России. Едут на самые грязные работы, экономя на всём - и посылают заработанное родным - просто, чтоб те не перемерли с голоду.

   Простой доллар - уже деньги. 20 долларов - зарплата, достойная зависти.

   И тратить деньги на транспорт - вполне возможно, что этим людям оно казалось непозволительной роскошью. И на самом деле, если посмотреть с этой стороны - некий пришелец из другой реальности - собирается выжать деньги - хлеб - буквально изо рта твоих детей.


   2.Скучно и неинтересно читать про то, как злобные фашисты спалили деревеньку до последнего человека, или что злобный же Саурон сделал с населённым пунктом N. Ничего нового в этом нет.

   А вот если злобный фашист деревню спалил, а маленькую девочку пожалел и выпустил - то он точно хороший.

   А Саурон - так он ведь не со зла, у него судьба трагическая и вообще.

   Как сказала одна маленькая девочка: "Мама, а что вот этот араб не взорвался - значит он - хороший?"

   И наоборот.

   Тут действует тот древний журналистский принцип:   Если собака укусила человека - это банальность.   Если человек укусил собаку - это новость.

   3.   Постсоветская идеализация злодеев обязана своим появлением двум обстоятельствам: дурным властям и хорошим режиссёрам.

   Дурные власти требовали от хороших режиссёров определённого стандарта положительного героя. И был этот стандарт чаще всего правилен и скучен, как доклад Леонида Ильича на XXVI съезде партии.

   ГОСТ на отрицательных героев был куда как гибче. Требовалось всего лишь


   а) чтоб добро победило зло

   б) чтоб зло наглядно продемонстрировало свою ошибочность


   В результате именно на отрицательных персонажах режиссёр и мог оторваться.

Ну и вырисовывал он их любовно, с чувством, с толком, с расстановкой, лучших актёров подбирал ("Служили два товарища").

   Ну и получался - ходульный положительный персонаж, против трагически заблуждающегося отрицательного. Кто станет народным кумиром?

   Иногда были и другие привходящие, как на съёмках "17 мгновений весны", когда на роли эсэсовской массовки народ приволок своих знакомых - как-никак возможность подзаработать. А кто-то из кураторов схватился за голову, мол потом ведь скажут - в Союзе фильм сняли, как евреи евреев убивали. И мгновенно всю массовку набрали из курсантов школы КГБ.


   Красавцы в чёрном - косая сажень в плечах - так кто станет кумиром молодёжи - они, или, скажем, лох Петруха?

   4.   На самом деле лекарство от промывания мозгов существует.


   И это - собственный опыт - попробовать на своей шкуре. Потому как когда ты на своей шкуре узнаешь, что такое зондеркоманды-монголы-орки - весь трёп на тему "На самом деле они хорошие" автоматически идёт по категории спама.

   Как было с теми кто допрашивал Колчака.


   Пока речь шла об понятиях абстрактных, как-то полярных экспедициях и др. - аудитория сидела и натурально мотала на ус.

   Но беседа мгновенно утратила характер интеллигентной, как только дело дошло до вещей конкретных.
Например - колчаковской контрразведке.
Ибо, что это такое большинство присутствующих знало по личному опыту.

Экранизация чистого зла

   Всё ж таки Эйзенштейн был гением. Единственный по-моему режиссёр, сумевший изобразить зло в чистом виде - страшное и абсолютно непривлекательное..


   Помните "Броненосец "Потёмкин", расстрел на Потёмкинской лестнице? Эти жуткие солдаты. У Эйзенштейна они вышли законченными исчадиями ада.

   Тут несколько обстоятельств.

   Правдоподобие: костюмы, обстановка - всё стилизовано под документальный фильм и призвано вызывать доверие к происходящему на экране.

   Жестокость - абсолютная (убивают без разбора и женщин, и детей). Притом совершенно иррациональная и равнодушная.

   Необъяснимость - непонятно, откуда эта шеренга вообще взялась.

   Неотвратимость - этот их размеренный ритм.

   Не-человечность - лица - никакие. Размеренный, чисто машинный ритм - и в движении, и в стрельбе. И молчание. Фильм немой и от этого особенно жутко. Они не шутят ("Я его отпустил"), не ругаются, не произносят речей. Просто молча идут и убивают. Машина смерти.

   Ни один современный режиссёр так бы не снял. Потому что это - тяжело. Психологически. И для зрителя, и для того, кто снимает. Я же писал, идея того, что тебя могут убить прямо посреди улицы - просто так, безо всякой вины - она вносит сильнейший дискомфорт в наш внутренний мир.


   В соврeменной экранизации солдаты были бы человечнее. Может перешучивались бы чёрным юмором, может кто-то кинулся бы ту коляску спасать... Тут тебе продыху не дают. Всё всерьёз.

   Просто для нашего времени характерно заблуждение: "Злых людей на свете нет. А если добрый человек жесток и черств, то исключительно оттого, что несчастен. Поелику изуродовали его его другие добрые люди, конечно тоже не со зла".


   У человека, пережившего Первую Мировую и революцию с гражданской, таких иллюзий быть не могло.


http://samlib.ru/n/nalbandjan_karen_eduardowich/mysl_x-1.shtml





Tags: Кино, Литература
Subscribe

Buy for 20 tokens
Каждое поколение уверено в том, что именно оно изобрело секс. Роберт Энсон Хайнлайн. Я простой человек, у которого накипело. Сделать несколько статей не получится, поэтому сделаю одну, но сразу про всё — даже если и будет похоже на поток сознания. Я просто хочу сказать то, что давно вертится…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments