marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

про прелесть хрущевок

После войны, в Британии, эта история похожа на рождение французской "Новой волны" в кинематографе. То есть была такая же группа молодых английских сердитых архитектурных критиков (как кинокритики из журнала "Кайе дю синема".
И был конфликт
со старым поколением архитекторов, восстанавливающих разбомбленные города в красном кирпиче и в коттеджном стиле.
В какой-то момент, вроде 1948-49 годах бумажные молодые архитекторы начали работать и заткнули стариков за пояс! То есть теории свои воплотили.
Ну, а потом – понеслось, и до начала 70-х была оригинальная такая архитектура, вытесненная постмодернизмом (в архитектуре, считается, постмодернизм начался чуть раньше, чем в других искусствах, и термин впервые там применился)


Это, на самом деле, позднее советское явление, самобытное, скорее нарочитая фантазия на тему брутализма. В чистом брутализме задача – "честность", оправданность формы, выявление истинной красоты материалов (не используется штукатурка, украшательство и пр.). Таких зданий немного, это можно сравнить только с японской эстетикой. А у нас любили добиваться эффектности приёмами, которые иначе как "украшательством" не назовёшь. Поэтому так ценны бруталисткие здания, что их и было-то мало – и ещё меньше осталось!

Ну, это такое было, скорее, послевоенное этическое учение (аскетизм, честная бедность) – нечто большее, чем просто архитектура. По моему, очень мило. Но мне и хрущевки ранние нравятся, они очень красивые, в своём откровенном убожестве – они не притворяются дворцами, а ясно дают понять: жизнь – боль!

Вот гораздо было бы хуже, если б это здание оббили ёбаным сайдингом. Или ещё как-то приукрасили. Или построили какое-нибудь новое, такое же безликое, но "современное". В уродстве и бедности есть своя честность и адекватность.

Ну, вот как раз бруталисты и пытались гуманизацией заниматься, в противовес предыдущему поколению модернистских архитекторов, которые строили утопию (как Корбюзье). То есть денег мало, нужно дешёвое жильё, они старались как-то выкрутиться. За попытку спасибо!

Понятно, что лучше быть здоровым и богатым – но уж если ты беден, то что же делать? Помирать? Вот и строили так, как могли
==================================

вот как раз "хрущёбы"-то - "краденые" у Запада  и есть. Это изначально французский проект (и в Париже их полно).
Хрущёбы - это вообще международное: признак индустриализации (переезда крестьян в города), а не коммунизма или чего-то национального. Имеются и в Баварии,

А, между тем, хрущёвки надо сравнивать ни с чем иным, как с бараками рабочих на Ленских присках и перекошеными избами крепостных крестьян, принадлежащих Плюшкину.

А вот сталинскую высотку в виде, например, МГУ - сравнивать с дореволюционным зданием МГУ же - около Манежной площади: и я бы не сказал, что советское здание проигрывает, мягко говоря.

Противопоставив "башенки с лепниной и хрустальные люстры" совковой, позднесовковой желозобетонной квадратно-гнездовой "культуре тружеников и творцов, выбросивших антикварный хлам"
От "сказочных башенок" приишлось отказаться только и только лишь по причине "на всех не хватит",

Все эти "бетонные скворечники" лучше  не "сказочных башенок" , а  лучше бараков с одной койкой на троих по-очереди и покосившейся крестьянской избы на 4 поколения.



Действительно, трогательное народническое искусство – почти уродство, но чувствуется пафос стремления как-то не замаскировать человеческое страдание, но найти ему менее болезненное выражение. Как подоткнуть одеяло безнадёжно больному, заткнуть картонкой разбитое окно, а не декорировать его жилище. Другое дело, что этическая программа была быстро апроприирована в декоративный по сути стиль, выхолощена.

Ну, просто ранние здания лучше передавали изначальную "этическую" задачу брутализма, как её понимали послевоенные лейбористы – а потом, всё же, стало больше "стиля". Но вот интересно, как быстро эта "этическая программа" из Британии была перенесена в СССР: известное постановление ЦК "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве" это 1955 год, а Смитсоны построили знаменитую школу в Ханстентоне в 1954-м!

Ещё вот характерная деталь – в национальных республиках (вот даже в Белоруссии) совсем другой был подход именно к массовому жилищному строительству: сохранилось довольно много жилых многоквартирных зданий, построенных по индивидуальным проектам.
В России же, даже в Москве, реже, как мне кажется использовали такие выразительные проекты, предпочитая им типовую индустриальную застройку стандартной продукцией ДСК.
============================

Не так это и плохо, бывает в мире и хуже. Причём в основном в мире "хуже", а "лучше" в довольно немногих местах. С чего бы массовое жильё для простых советских людей с отоплением и канализацией походило бы на золотые дворцы


Ну, этот дизайн способен хотя бы ностальжи вызывать у выросших. Пятиэтажки имеют депрессивные, но детские площадки, где игрались, а подросши курили и пиво распивали, имелись дворовые пьянчужки, бабки, котики, буйство травы и плюща, ржавеющие ретроавто, брошенные лет 20 назад. Депрессивно, но душевно. А что сейчас строят? Колонии высоток, рядом с ними стоянки и "Магниты" с "Пятерочками" - всё забетонировано. Вот где настоящий ад.


https://www.facebook.com/oleg.kashin/posts/10154989336963112?pnref=story
Tags: хрущевка
Subscribe

promo marss2 июнь 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments