Сергеев пишет про Софью и Голицына: "Они почти стопроцентно не ввязались бы в изнурительную войну со Швецией (подобные предложения к ним поступали, но они вежливо от них уклонялись), а продолжали бы додавливать Крым, что отвечало насущным российским интересам".
И вот тут я вижу глубочайшее непонимание военно-политической ситуации в мире конца XVII в.
В это время Османская империя (и вассальный ей Крым) это великая держава, по силе не уступающая никому в Европе, воевать с которой, а уж тем более претендовать на территориальные притязания по итогам войны, может лишь большая европейская коалиция, в которой на первых ролях неизбежно оказывается Австрия, а роль России сводится к минимуму, поэтому даже в случае совсем не гарантированной победы, Россия не получала ничего. У Австрии были свои интересы на Балканах и воевать, чтобы Россия получила Крым, там дураков не было.
Я уж не говорю о том, что требование Крыма - "турецкой жемчужины" на Черном море, одного из ключевых владений Стамбула, было возможно лишь при полном разгроме Османов в целой серии войн, к чему тогдашняя Европа была и не готова и не способна.
Гений Петра Великого заключается в том, что он отказавшись на время от "естественного" южного направления
и посмотрел на Север, где смог угадать ту цель, которая оказалась России "по-зубам".
И действительно, надо иметь незаурядные способности, чтобы понять, что Швеция, после Тридцатилетней войны считавшаяся первоклассной державой, к концу XVII столетия оказалась в роли того самого "колосса на глиняных ногах", о котором мечтают все зарождающиеся империи.
Мощь Швеции и в области экономики и в области армии к тому времени была существенно ослаблена весьма сложным для этой страны столетием, когда она непрерывно воевала за удержание своей гегемонии на Балтике то с Данией, то с Польшей. Все эти войны были тяжелы для Швеции с ее незначительными ресурсами, а некоторые и вовсе оказались проиграны. Внутреннее положение в стране в эти десятилетия было сильно ослаблено абсолютистскими стремлениями королей Швеции - Карла X и Карла XI.
Война с Османам стоила бы нам гораздо больших усилий и завершилась бы пролитием русской крови за утверждение господства Австрии на Балканах.
Война со Швецией привела к крушению ее эфемерной циркумбалтийской империи и утверждением России, в качестве новой европейской великой державы.
А Крымом Россия смогла заняться лишь 70 лет спустя, когда и Османская империя существенно ослабла
и альянс с Австрией мог быть заключен уже не в качестве младшего партнера, а в качестве равноправных союзников, где уже Россия, при формальном равенстве, смогла выступать старшей и ведущей стороной.
Это лишний раз подчеркивает государственную мудрость Петра Великого, пожалуй самого значительного правителя России.
=========================
Война с Османами за Крым похоронила бы любые надежды на развитие и рост России. Воевать за Крым в конце 17 в. это преступление
причем еще и не завоевали бы. А вот лет 30 истощать все силы на юге - это завсегда.
К тому же во 2-й половине 18-й века уже активно развивалась Новороссия, опорная база для дальнейшего движения на Юг.
Собственно, период между Петром и Екатериной - как раз развитие данного региона и подготовка к натиску.
Что делать в Крыму, когда нет возможности освоить Южную Новороссию? Элементарно, как туда добираться и зачем?
Тут надо заметить, что экономическую основу сверхдержавного статуса и мощи Швеции составляла её монополия на балтийскую торговлю и вывоз хлеба морем из России и Балтии в Европу.
Кончилась монополия - кончилась Великая Швеция. Дотянуться до аналогичных краеугольных камней Турции было куда как сложнее, если вообще возможно.
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1097037117109083&id=100004084146419
Journal information