marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

Земля соленых скал

Оригинал взят у kiowa_mike в Ещё о Сат-Ок'е. Закрывая вопрос лично для себя.


Признаться, удовольствовался первой третью его книги «Земля солёных скал». Дальше читать было лень, да, в общем-то, и достаточно. По нижеприведённым отрывкам лично мне очевидно, что автор к моменту написания никогда не был в местах, про которые он говорит.




Пишет, конечно, хорошо, интересно, хотя и местами слащаво. Впрочем, как и положено писателю, ориентированному на детей и подростков.
Исходя из описаний природы и природных явлений, о жизни в лесу имел весьма приблизительное представление, а в Америке, судя по всему, и не был никогда.

Занятно моё первое знакомство с его творчеством.
Дело в том, что две книги - Внукова "Слушайте песню перьев" и его собственную "Земля солёных скал" я прикупил по случаю в посёлке Ламутск на Анадыре, и мы могли, в принципе, проверять всю его "лесную индейскую мудрость" так сказать, не отходя от кассы. Причём начальником моего отряда был мужик, в прошлом, старый геодезист, федосеевской ещё школы. И если я в то время ещё испытывал насчёт Сат-Ок'а некоторые сомнения, тот тот просто ржал в голос, обещая, что сам повесится на стропиле, если выяснится, что автор хотя быдня три в одиночку в лесу ночевал.

Наверное, напишу небольшой анализ о ляпах, связаных именно с природой - дело в том, что мне приходилось частично бывать в тех местах, о которых идёт речь, да и с лесной жизнью и зверушками, я, вроде, не понаслышке знаком.
Но сразу хочу предостеречь тех, кто, вполне возможно, заявит - дескать, Кречмар разоблачает Сат-Ок'а!
Ничего я не разоблачаю, и не собираюсь никого переубеждать - особенно любителей индейских мифов.
Ну, во-первых, мифы - они на то и мифы, чтобы специалисты точно знали как, а верующие - верили...
Во-вторых - объективно дядька сделал очень хорошее дело, привив любовь к природе и индеанистике многим и многим людям.
В-третьих - Суплатович - писатель. Создал свой мир, в который поверило огромное количество горожан. Нам же наплевать, замерзает ли плевок на лету, как это описано у Джека Лондона - хотя он никогда не замерзает? Дж.Лондон создал свой мир, который, скорее всего, имеет весьма отдалённое отношение к реальной Аляске того времени. Ламур - свой Запад. Толкин - своё Средиземье. Степень достоверности каждого из этих миров для читателя напрямую зависит от уровня таланта автора.

Вообще, смутные (а то и не совсем смутные) сомнения у меня зародились ещё до рождения главного героя при рассмотрении истории того как маман Суплатовича оказалась в Канаде.
Судя по отзывам, она была сослана в пос. Св.Лаврентия, откуда перебралась на Аляску. Откуда хотела пробираться в благословенную Калифорнию. И именно по дороге туда её каким-то лядом понесло по диким местам Канады. Где она встретила великого вождя и родила ему сына. Вот того самого. Сат-Ока.

Ну, переехать на нанятой байдаре Берингов пролив летом - дело, в общем-то, нехитрое, до установления "железного занавеса" аборигены так постоянно мотались к родственникам, да и после установления случаи бывали...
Только вот что непонятно - прямо напротив, куда должна была причалить мадам, стоял город Ном, в котором к приезду дамы Суплатович только официально числилось ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК народу (неофициально - 20), и имел он пароходное сообщение с нижними штатами...

Странная смысловая нестыковка...

Возможно, куда важнее то обстоятельство, что в 1906 году пос. святого Лаврентия, куда была сослана мадам, вообще-то не существовало...


"Земля солёных скал".

«Я привел тебя в чащу и хочу, чтобы ты познал ее…
Взгляни, там со старых огромных деревьев ниспадают до самой земли темные покрывала мха, зеленые и бурые».

Лес в описываемом регионе – не сомкнутый, а довольно разреженный, как северо-восточное лиственничное редколесье – от ели до ели 20 – 50 метров. Описание соответствует не долине Маккензи, а тихоокеанскому побережью Канады, картинки которого и видел, скорее всего, автор при написании этой книги.

«Между крыльями подковы, посередине, на просторном пустом месте, стоит тотемный столб из липового дерева»…
Ближайшая липа растёт в паре тысяч километров от описываемой территории.

«Есть мне не очень хочется, но я все же нанизываю на стрелу кусочек мяса и начинаю печь его над пламенем костра. Я сижу рядом с Непемусом и смотрю на огонь».
Изготовление стрел – дело очень ответственное, на него уходит труд и время. Молодой мудак ещё может такое себе позволить (хотя, если он в жизни выстрогал их хотя бы десятка три – то очень вряд ли), но здесь он, вдобавок, под присмотром наставника!

«Покрытый темной, густой, всегда вздыбленной на хребте шерстью, этот пес с широкой грудью и сильными ногами – настоящий вождь своего рода – один справлялся с четырьмя лесными волками».
Ничего кроме хихи не скажу. Впрочем, это обычное хвастовство собачника.

«Чаща все больше меняла вид. Лес редел. Исчез можжевельник, кусты тен кве – шиповника. Все реже блестела кора сосен, все чаще появлялись ели».
Сосен там нет вообще. Территория, на которой дескать кочуют шеванезы – редкостойная темнохвойная тайга.


«Смазанные жиром волосы блестели в свете огня, как мех тюленя, вынырнувшего из воды».
Сравнение, невозможное для лесного и равнинного индейцев. Тюленей в лесу нема.

«Чаща для меня то, чем был для тебя еще вчера типи нашей матери. Перед тем как я сюда пришел, я, как и ты, ничего не знал». – говорит герою старший брат.
Человек, кочующий вместе с семьёй (хрен с ним – с племенем) по лесу учится каждый день, каждую секунду. Поэтому к 10-12 годам он может ЧЕГО-ТО не знать, но сказать, что я НИЧЕГО НЕ ЗНАЛ - просто не может. Он уже будет знать больше, чем городской турист, выезжающий в походы каждый отпуск и «длинные выходные» узнает за десять лет.

«Когда все были в сборе, приехал на коне Овасес, а за ним бежал неоседланный мустанг».
В тех районах мустанги не живут. Вообще не живут лошади, которых не подкармливают фуражным кормом.

«Лезвие ножа слабее любого из медвежьих когтей. Лезвие ножа можно сломать даже о ветку дерева, а медведь своими когтями может разломать и скалу».
Полное хихи.

«– У Овасеса собирается совет воинов. Если не будете крикливыми, как дикие поросята, я возьму вас с собой к палатке послушать, что будут говорить старшие на совете».
Ближайшие дикие свиньи (пекари) не жили и близко от области распространения шауни (шеванезов). Это Техас, несколько тысяч километров от среднего Запада, там где их мог встречать Высокий Орёл. В Канаде их не было в принципе как класса.

«Там горел костер, и как раз в эту минуту где то близко послышалось кваканье ночной жабы».
Жаб там нет. И они не квакают.

Я опускаю путаницу в названиях куньих, относя это за счёт возможной ошибки переводчика. Но ни соболей, ни хорьков на Маккензи нет.

«В конце второго дня, когда в селении уже разжигали вечерние костры, чтобы зажарить убитого Сломанным Ножом оленя, к Месту Большого Костра примчался один из молодых воинов нашего рода. Я сразу узнал его – это был Желтый Мокасин. Он был весь покрыт красновато серой пылью большой равнины».

От большой равнины до верховий Маккензи сотни километров

«К счастью, Танто удалось схватиться за нижнюю ветку большого граба».
Ну нету грабов на Маккензи!

«– О Нана бошо! Позволь мне убить в твоей стране белого кролика, выпусти на мою тропу одного маленького зверька!»
Дело происходит летом, даже зайцы-беляки в это время серого цвета. Белыми кролики бывают только в клетках. Где их, судя по всему, и наблюдал автор.

«Впереди шагал большой, как прибрежная скала, рогатый бык, солнце зажгло белые огоньки на его рогах. Он шагал, топая копытами, не заботясь о шуме, который поднимал, гордый, как великий вождь. За ним шла лань, а рядом с ней семенил на дрожащих, худых, слабеньких ножках маленький олененок».
Отбросим оленя и лань как семейную пару. (Ланей в Америке нет). Более того, самцы оленьих держатся вместе с самками только короткий период – осенью и частично – зимой. Но рога у оленя вырастают только тогда, когда оленята становятся размером практически с небольшую самку. Здесь же описан рогатый самец и новорожденный оленёнок. Так не бывает.

«На берегу речки мы увидели небольшой снежный бугорок. Осторожно подошли близко к нему и увидели, что он тщательно сложен из веток и камней.
Мы отбросили несколько веток сверху – это был медвежий тайник, полный мороженой рыбы».

Медведь рыбу не накапливает и не морозит. Он наоборот, её растаскивает по разным лёжкам и квасит. Когда рыба замерзает, мишки уже давно спят.

«Однако ни наша настойчивость, ни наша храбрость, ни наши поиски, продолжавшиеся по целым дням, не приносили желанной добычи. Норы были под снегом. Следа их не мог найти даже нюх Тауги. Только раз удалось нам напасть на след маленького зверька, и вот после трех недель охоты мы принесли в лагерь худого кролика с белым мехом и черными кончиками ушей».
Судя по описанию – это заяц-беляк, который нор не роет.

«Он как безумный убегал от огромного черного медведя. Страх лишил белого остатка разума: он бежал вверх – медведи же медленнее бегут вниз».
Абсолютная байка, непростительная для выросшего в лесу человека.

Добавлю – чисто из некоторого знания истории Северной Америки. Сат-Ок родился в 1920 году. Ко времени, описанному в книгах – 1932-1935 гг. – «индейский вопрос» был прочно закрыт даже в Штатах, не говоря о Канаде, где взаимоотношения индейцев с белыми были значительно более толерантны.

И ещё. Огнестрел. Которого индейцы Суплатовича практически не знают. В тридцатые годы 20 века, ага. Когда масса индейцев даже в армии отслужила, и в Великой Войне приняла участие. Вообще, в северной Америке у индейцев оружия было полно, даже термин такой существовал - "индейское торговое ружьё". Тем более в Канаде, на её Северо-Востоке, где всё было напичкано капсюльным и кремневым оружием.
У индейцев же Суплатовича ТОЛЬКО луки и стрелы. Они даже растояние в "полётах стрелы" меряют. (Кста, лучники, читающие мою уютную жж-ешку - это что такое?)? Об огнестреое они говорят, употребляя выражение "огненное оружие белых". В то время как уже минимум 200 лет в этом регионе оно было и индейским оружием.
Почему так?
Потому что Суплатович - писатель СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ Польши. И ему в голову не приходит, что в стране с "кровавым противостоянием" (которого уже тоже не было лет 40 к тому времени даже в Штатах - и он об этом тоже не знает) индейцы могли откуда-бы-то-ни-было получать огнестрельное оружие. Тем более - легально.

К слову – примерно на той же территории, где кочевало племя Сат-Ок’а проходила экспедиция Сэмюэля Хирна полтораста лет до описываемых Суплатовичем событий. Сравните…
=====================================
И, кстати, на запрос
Сат-Ок + мистификация
яндекс выдает кучу ссылок. Так что вроде бы для индианистов это не секрет.

И есть еще индеанисты, для которых не фактическая достоверность важна, а антураж: перья! томагавки! мокасины!.. и все такое в таком же духе. Для тех Суплатович -- самое то, что нужно. Написано на хорошем литературном языке и вполне узнаваемо и ожидаемо европейским читателем. У меня есть уверенность, что книга, написанная действительно индейцем, пусть даже и прекрасным литературным языком, не была бы воспринята читателем так хорошо, из-за имеющейся разницы культур.

В деццтве весьма недоумевал, как это сестра протагониста, девочка, владеет технологией изготовления оружия - сложного лука. Которого только одна сушка занимает несколько месяцев.

Ээээ. Именно это, я, признаться, пропустил. Наверное, потому, что сосредоточился на природе. Обратил внимание лишь на то, что частенько на стрелах жарят мясо и рыбу. Ваще всё жарят.
Точно составной лук?


Ну, там много всего такого. Но главное - понимаете, я хоть и недолго, но в тех местах именно был. И они ну ничем абсолютно не похожи на описываемые Сат-Ок'ом. Мерзопакостнейшие и очень малопродуктивные чёрные ельники, в которых практически нмичего не живёт. На мерзопакостных же болотах.

Конкретно из данной фразы не следует, что мустанг был именно дикий. Может, пригнали с югов:)
Но, конечно, да - создается впечатление, что автор писал какую-то индейскую классику про Великие Равнины.

не, они были все одомашненные. НО ДАЖЕ САМЫЕ ПРОДВИНУТЫЕ ЛОШАДИНЫЕ ИНДЕЙЦЫ НЕ ЗАНИМАЛИСЬ ЗАГОТОВКОЙ ФУРАЖА. А без него там лошаки никак..

.
Канада - охрененно огромная страна. И на юге Канады, которая есть продолжение Великих Равнин, отлично кочевали индейцы-кентавры - те же дакоты, ассинибойны и пр. Но от юга Канады до верховьев Маккензи (а я намеренно беру самое щадящее для версии Суплатовича расстояние) километров... Ну, наверное, не менее тысячи (не умею я в гугле мерить, хошь убейте). Сравните условия - злаковая равнина и еловая редкостойная тайга. Я ж это не просто виртуально себе представляю - я ЗНАЮ - в тех местах чтобы три дня ехать на лошади верхом, надо в поводу иметь ещё одну - гружёную овсом. Сам так ездил.

Лошади в тайге и оружие абсолютно убеждают. Там и правда по ходу дела создается впечатление, что речь о начале 18 века, а не начала 20-го, и специалисту эта вторичность, навеянная не собственным опытом, а прочитанными книгами и просмотренными картинками, конечно, сразу видна.
В приведенных цитатах меня сейчас еще и мясо, запекаемое над пламенем костра, позабавило. Суровые люди эти индейцы - все пекут на углях, а они - прямо на огне :)

Я также нашел их современный сайт, там также нет намека на канадский период в их истории. Вообще это сильно путает всю зоо- и фитогеографию повествования сат-ок'а. Исходя из "официальной" географии липа могла быть, а гигантских деревьев с мхами не могло быть. Кролики белые могли быть, но уже по причине сбежавших из клеток кроликов. В 30-х то годах! Век их недолог, но видел в ванкуверских парках вместе с серыми.
норы они роют.
Вообще, самым сильным аргументом мне кажется
"Ко времени, описанному в книгах – 1932-1935 гг. – «индейский вопрос» был прочно закрыт даже в Штатах, не говоря о Канаде".
В это время индейцы в пиджаках обсуждали с канадцами земельные вопросы.


я как раз не стал ставить во главу угла сведения о том, что шауни не жили в Канаде вообще. В индейской истории хватает отщепенцев, различных банд, отбившихся от своих и укочевавших чёрт-те куда. Им даже (допускаю, чёрт возьми!) могло офигенно повезти, и они могли просочиться сквозь завесу враждебных племён.
Но вот с лошадьми...
Шауни были одним из народов Лошади, индейцами-кентаврами Великих равнин. Без лошадей они были никто и звали их никак. Лошади освещаются и у Сат-Ок'а, правда не очень интенсивно, но... Но в тех местах они без искусственной подкормки НЕ ЖИВУТ! А это - именно то, чего индейцы В ПРИНЦИПЕ НЕ ОСВОИЛИ. Грубо говоря - сайгачить на лошадях научились, а обращаться с ними - нет...
Я просто помню, как работал в верховьях Анадыря рядом с геологической партией, у которой были лошади. Какая это была постоянная морока с овсом... Грубо говоря, для того чтобы беспроблемно ехать три дня на одном лошаке надо обязательно тащить с собой другого, загруженного фуражом.
Ну а страшная Белая Змея - персонаж из индейских страшилок 80-х годов 19 века... Даже Серая Лиса (генерал Крук) в фольклоре апачей не столь зловещ...


Вона аж куда шауни занесло. Хотя, те же якуты - с монгольких степей до Ледовитого Океана. Но - якутов было много и куча исторических документов с 16-го века и до наших дней. А в области Большого Медвежьего озера - одни северные слейви зарегистрированы. Кстати, похоже сейчас все племена переписаны достаточно хорошо, были бы какие нибудь убежавшие из США несперсе или лакоты (которые действительно направлялись в Канаду или жили в Канаде некоторое время) или те же мифологические канадские шауни - давно уже были бы в реестре.

Я прочитал эту книгу лет в 12. Поверил, конечно, что она автобиографична, но уже тогда некоторые вещи вызвали у меня непонимания.
1) Автор иногда пишет о прериях, например, там происходило состязание, на котором Танто завоевал право жениться на Тинлигт. Однако прерии заканчиваются на юге Канады, притом к тому времени они были уже все распаханными, а шеванезы жили далеко на севере.
2) Автор постоянно говорит о лошадях как о средстве передвижения. Однако еще из рассказов Джека Лондона я узнал, что самым подходящим, если не единственным ездовым средством на крайнем севере являются собачьи упряжки.
Исключене - север Европы и Сибири, где также используют оленей.

3) Ну и третье, самое невразумительное. Мать Сат-Ока сбежала в Америку в начале 20 века. Уже миновало время золотой лихорадки. На Аляске и севере Канады было к тому времени множество поселений. Как же она так умудрилась проползти от Берингова пролива до Маккензи (а это расстояние в пол-Европы)и не набрести ни на одно человеческое жилище?
Еще раз вам спасибо за столь интересный пост.


Насколько я могу судить, легенда об индейском прошлом Суплатовича строилась как расчитанная пиар-акция одновременно с выходом первой книги Суплатовича.
В 1958 году маму Суплатовича зачем-то заставили давать нотариально заверенные показания, что она, оформляя польские документы на сына, указала неправильный год рождения -- 1925 вместо якобы 1920, и, одновременно, вместо Канады -- некую д. Алексеевку. С совершенно смехотворным объяснением: "чтобы над сыном не смеялись одноклассники".
Одновременно, в 1958 году, нотариально заверенные показания дали два бывших одноклассника, которые в единственно доступном мне польском источнике указаны без фамилий, просто с инициалом. Спрашивается, зачем все это? Предполагаю: подчищать биографию Суплатович начал именно тогда.


Про маман я вообще не говорю. Но здесь не касаюсь её потому что об её приключениях я у Суплатовича лично и не читал. По-моему, видел я их описания у его биографа Внукова.

В истории с маман меня сразу же рассмешило что посёлков с современными картографическими названиями на Чукотке - а) не было и б) туда не ссылали ссыльных. Ссыльные должны были находиться под надзором урядника, а ближайший был в Новомариинском посту - ныне Анадырь.

А уж такую пикантную деталь, что Берингов пролив НЕПЕРЕХОДИМ зимой, я и вовсе опущу..


сам автор когда либо официально заявлял что все им описанное в тех книжках правда? это где-то зафиксировано? сомневаюсь.

Сам автор просвистал с этой байкой от первого лица по всей польскоязычной прессе тех лет, поверьте уж носителю языка. И музейчик его в Польше был в лучшем виде, и фотографии с многозначительным взором вдаль и перьями в башке. Так что автор заявлял, заявлял.

Кроме того, в Поланде даже после краха коммунизма никто не был заинтересован в его развенчании. Ибо икона. Индеец, Армия Крайова и вообще... Поляки таких обожают. Причём икона с оттенком антирусскости, там это весьма и весьма ценилось и ценится.


То что здесь написано - означает что Станислав Суплатович - великий писатель. Где-то рядом с Толкином, Сапковским и Джеком Лондоном. Я-то думал, ну написал человек воспоминания о своем детстве, как мог, так и написал. Но придумать такое, а потом десятилетиями морочить людям головы, выдавая все это за подлинную историю своей жизни. Браво, пан Станислав)

Мне в этой связи очень интересна фигура Внукова - его типо биографа. Он действительно существовал, или это кто-то из принимавших участие в мистификации?
То есть, на самом деле в ней, похоже, участвовало довольно много людей.

Внуков, возможно, уже из добросовестно заблуждавшихся, потому что книга его была издана уже в 1974, спустя 14 лет после зарождения Легенды.



Tags: Литература, Польша
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 20 tokens
Каждое поколение уверено в том, что именно оно изобрело секс. Роберт Энсон Хайнлайн. Я простой человек, у которого накипело. Сделать несколько статей не получится, поэтому сделаю одну, но сразу про всё — даже если и будет похоже на поток сознания. Я просто хочу сказать то, что давно вертится…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments