marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

жизнь по системе "бабушка"

николай вахтин в лекции "исчезают ли исчезающие языки" говорит о любопытном парадоксе, которым, по-моему, частично объясняются вечные разговоры о бескультурье и деградации молодёжи.

например, начиная со второй половины 19 века и до нынешнего времени лингвисты и этнографы, изучающие языки малых народов севера, сообщают одно и то же: "малые языки гибнут, через 20 лет они исчезнут совсем, их надо срочно спасать и описывать, молодёжь переходит на доминантный язык, осталась всего одна старушка, которая помнит..." - вотэтовотвсё.
но проходит 20 лет, а потом ещё пять раз по 20 лет...

"мы с моим коллегой оказались на тех же командорских островах, записывали тот же алеутский язык и застали ровно ту же самую картину: несколько пожилых женщин всё ещё каким-то чудом помнят свой родной язык,
молодежь, конечно, уже на нём не говорит, среднее поколение ничего не понимает...
и только знание всех этих предыдущих цитат удержало мою руку от того, чтобы написать ровно ту же самую фразу - пройдёт 20 лет и алеутский язык исчезнет".


тут и confirmation bias исследователя присутствует, но, как говорит вахтин, основная причина в том, что в таких культурах роль "официальных" носителей малого языка исполняют пожилые люди,
а молодые, хотя и знают язык в достаточном объёме с детства, начинают им активно пользоваться только в старшем возрасте.
и сами себя они считают как бы неполноценными носителями,
и пожилые их так воспринимают.
вахтин приводит характерную фразу старушки из мариупольских греков, которую спрашивают, хорошо ли такой-то юноша знает греческий. а старушка отвечает: "молод он ещё говорить по-гречески!".

точно так же у нас носителем и, эээ, практикантом национальных традиций всегда выступает бабушка в платочке
: именно она заваривает травки, помнит даты, контролирует обряды, поёт песни и ходит в церковь,
пусть эта бабушка и родилась уже после великой отечественной и сдавала диамат в советском институте.
именно старикам положено _знать_.

про бабушку сказал вахтин, а я на этом месте подумала - наверное, точно так же человек после некоторого возраста и с достижением некоторого статуса начинает считать себя наследником русской культуры и читателем толстоевского. а вот эти розоволицые глупоглазые студенты - ну что они там могут знать и понимать, в самом деле.
================
С церквями, кстати, при советской власти было то же самое. Вот, мол, эти бабушки помрут, и церкви можно закрывать, там никого не будет. Ага, разогнались.

поразительно, что и конфигурация бабушек, и тексты, которые они произносят, воспроизводятся пос=чти с точностью))

Что же здесь поразительного? У каждой бабушки была своя бабушка, да и рядом с любой получившейся бабушкой есть её друзья и подруги, которые приблизительно такое и говорят, а она привыкла на них ориентироваться десятилетиями.
В общем, всё нормально.

Был известный анекдот - беседуют две подружки.
- Не знаешь, куда делись консерваторские старушки? Помнишь, на все вечера ходили, следили по партитуре, цветочек дарили дирижеру?
- Дурочка - эти старушки теперь мы!..

Цитата из "Анны Карениной".
Левин пришел в клуб в Москве, где не был со студенчества.
— Ну, что? Как тебе нравится наш храм праздности? — сказал князь, взяв его под руку. — Пойдем пройдемся.
— Я и то хотел походить, посмотреть. Это интересно.
— Да, тебе интересно. Но мне интерес уж другой, чем тебе. Ты вот смотришь на этих старичков, — сказал он, указывая на сгорбленного члена с отвислою губой, который, чуть передвигая ноги в мягких сапогах, прошел им навстречу, — и думаешь, что они так родились шлюпиками.
— Как шлюпиками?
— Ты вот и не знаешь этого названия. Это наш клубный термин. Знаешь, как яйца катают, так когда много катают, то сделается шлюпик. Так и наш брат: ездишь-ездишь в клуб и сделаешься шлюпиком. Да, вот ты смеешься, а наш брат уже смотрит, когда сам в шлюпики попадет. Ты знаешь князя Чеченского? — спросил князь, и Левин видел по лицу, что он собирается рассказать что-то смешное.
— Нет, не знаю.
— Ну, как же! Ну, князь Чеченский, известный. Ну, все равно. Вот он всегда на бильярде играет. Он еще года три тому назад не был в шлюпиках и храбрился. И сам других шлюпиками называл. Только приезжает он раз, а швейцар наш… ты знаешь, Василий? Ну, этот толстый. Он бонмотист большой. Вот и спрашивает князь Чеченский у него: «Ну что, Василий, кто да кто приехал? А шлюпики есть?» А он ему говорит: «Вы третий». Да, брат, так-то!


https://www.facebook.com/svetlana.mironova.1401/posts/10212529742665298


Tags: Фольклор, социальная психология
Subscribe
promo marss2 июнь 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments