marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

про литературные направления

..Русский классицизм XVIII — начала XIX века в школьном курсе литературы представлен, например, такими выдающимися авторами, как М.В. Ломоносов и И.А. Крылов.
Однако в список произведений к ЕГЭ вошли только два текста — комедия «Недоросль» Д.И. Фонвизина и ода «Памятник» Г.Р. Державина. Необходимо помнить, что классицизм развивался под влиянием Просвещения.
Одной из центральных идей времени была идея о восхождении человека к Богу посредством развития разума и облагораживания чувств. Эту эпоху пронизывает мировоззрение рационализма. Классицизм работает с абстрактными жёсткими моделями: герои четко делятся на положительных и отрицательных; низкие герои говорят «низким» языком, а те, кто наверху, говорят стилем «высоким», испытывают чувства возвышенные и от обыденности далеки; при этом все персонажи «маркированы» говорящими фамилиями (Скотинины внизу человеческой пирамиды, Стародумы и Правдины — на ее вершине).
Произведение подобно алгебраической формуле. В пьесах соблюден принцип трех единств (времени, места и действия).
В финале комедии порок будет наказан, а добродетель восторжествует.


Романтизм — эпоха, пришедшая на смену классицизму. Романтизм, в отличие от классицизма, между чувством и разумом выбирает чувства, и не просто чувства, а страсти.
Зачастую непринципиально, какую именно страсть испытывает человек — высокую или низкую.
И то и другое, по мнению романтиков, лучше, чем болото обыденности.
Романтический герой — одинокий, загадочный и непонятый — всегда противостоит скучной, враждебной толпе.
Если же в произведении выведены два героя, один из которых одержим высокими страстями, а другой низкими, то первый должен победить.
Например, в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова один из главных героев — опричник Кирибеевич, одержимый низкой, запретной любовью.
Противопоставлен ему купец Степан Парамонович Калашников, который одержим высокой страстью под названием «честь».

Романтические герои пытаются реализовать себя, но «здесь» не могут этого сделать, а потому рвутся в прекрасное «там».
В каких сферах можно искать убежище от грубой жизни?
Например, в истории, в экзотике, в фантастике — в любой необычной обстановке. Но вот парадокс: когда герои оказываются «там», это «там» становится «здесь», и мечта по-прежнему остается только мечтой.
Таким образом, романтизм априори трагичен. Во всех романтических текстах заложена трагедия несбыточности, нереализованности.

Реализм, пришедший на смену романтизму, наоборот, утверждал, что человек крепко связан со своей средой и не может от неё убежать.
Тот реализм, который мы изучаем в курсе русской литературы, появляется в конце 1830-х годов, когда в обществе зарождается новая наука, названная её создателем Огюстом Контом «социальной физикой» (нынешняя социология).
Возникает мода на изучение среды, окружающей человека.
Именно поэтому тексты эпохи реализма описывают человека как типичного героя в типичных обстоятельствах.
Если романтизм показывал исключительного героя, мечту, а классицизм — героя, каким он должен быть по законам разума, то реализм отражает реальность.
Однако отражает он ее весьма своеобразно, безжалостно.
лавная мысль проста: человек — продукт своей среды.
Даже если он вырвался из среды, поднялся над ней, она всё равно его «съест».
Обратите внимание, чем завершаются «Гроза», «Обломов», «Отцы и дети»: всё возвращается на круги своя.
Реализм показывает жизнь, которая сильнее нас, и среду, которая оказывает на нас сильнейшее влияние.

На рубеже XIX–XX веков реализм сдал свои позиции.
В этот период возник модернизм, стремившийся порвать с прошлым и придумать новый язык.
В школе часто говорят про течения модернизма, но не углубляются в общие установки модернистской литературы.
Все они связаны с осознанием разломанности мира, разрозненности между людьми (философ В.В. Розанов обозначил это так: «Никто никого не понимает, и никто никого никогда не поймёт»).
Основных течений модернизма четыре. Это символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм.
К 1920-м годам реализм вернулся в литературу, но видоизменённым.
Если реализм XIX века называют критическим, ибо он изображает низкую среду, то реализм XX века — это изображение вещей, существующих в действительности, но далеко не всегда типичных.
Такой вид реализма — опирающийся на общую установку эпохи воспитать человека при помощи искусства — обычно называют социалистическим реализмом. Он показывает положительный пример, к которому нужно стремиться, как норму.
Изображённая в таких произведениях действительность всегда лучше реальности, окружавшей читателей: чувства чище, поля тучнее, квартиры больше.


https://www.facebook.com/tatiana.v.vorontsova/posts/1436624529721039?pnref=story
Tags: Литература
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo marss2 june 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment