marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Category:

На смерть поэта

Оригинал взят у sibariana в На смерть поэта
О Евтушенко, о ком же еще.
Сразу оговорюсь, что как поэта Евгения Александровича мне оценить трудно, так как я поэзию не воспринимаю. В лучшем случае- в качестве рифмованной прозы, когда складно, в худшем - когда непонятно. Раз Евтушенко считают великим поэтом, то я это не оспариваю.
Я немного о другом - о его роли.
Как мне представляется - роли эстетического оформления оппозиционности поздней советской элиты.

Если кто заметил, позднесоветская элита и элита эпохи путинизма схожи в следующем: в принципиальном, демонстративном пренебрежении законами и показной опозиционностью в форме подчеркнутого западничества.
Иной раз диву даешься: что мешает этим людям обстряпывать свои делишки с соблюдением внешних правил приличия, как принято на том же Западе?
Пока не понимаешь, что крутизна, то если неприятия закона и патриотизма - это и есть маркер избранности, принадлежности к элите.
В обществе, лишенном цветовой дифференциации штанов (зачеркнуто) лишенном внешних атрибутов принадлежности к правящему классу вроде мундиров, особого языка, сословных привилегий, на первое место выходит поведение в обществе.

Можешь пренебречь законом - элита.
Не можешь - быдло.

В этом русле лежит поведение небезысвестной Багдасарян, которую столичное ГИБДД пытается приучить к правилам дорожного движения. Не понимая, что что для представителя элиты передвижение с установленной скоростью есть ритуал опущения, гражданская казнь в виде сломанной шпаги над головой. И девица в принципе на это не пойдет, потому что в правах патрициев давить плебс, мельтешащий под колесницами.Ну ладно, что это я привязался к бедной девушке, речь-то идет о куда более серьезных вещах - о тотальном воровстве всеми способами, которое есть первейший признак элиты.
Воруешь - свой.
Честный - быдло.
А еще один признак элитарности - презрение к русскому во всех смыслах и восприятие западного как образца во всех смыслах. Мне просто не попадались государственные мужи, олигархи, деятели культуры, для которых Россия имела бы ценность сама по себе, как организм, как идея, как олицетворение смысла жизни. в лучшем случае - как государственный имперский механизм, служащий целям господства и подавления, который надо держать в работоспособном состоянии, то ест как-то обеспечивать жизнь населения. Это максимум, чего дорогие россияне могут ждать от своей власти, от ее патриотической типа части. Потому что для подавляющего большинства элиты Россия и русские есть непонятное недоразумение, к которому даже неизвестно как относиться.
Эта система взглядов является одним из признаков идентичности элиты, первой ступенью приобщения к данному обществу.
Повторюсь: принципиальные, подчеркнутые над-законность и оппозиционное (по отношению к остальному народу) западничество были признаками советской элиты 70-80-х.

И вот тут уместно вспомнить фигуру нашего героя, о секрете его популярности, причем популярности в определенных кругах.
В СССР оппозиционность советской власти с середины 30-х пришлось брать на себя деятелям культуры, потому что экономика СССР не давала возможности создания альтернативных экономических систем, а репрессии выкосили напрочь оппозиционность у чиновников. На линии огня оказались писатели и поэты.
В 30-40-е это были представители еще дореволюционной богемы, успевшие прославиться до прихода "кухарок" во власть. Их неприятие советской действительности было эстетическим: в хрустальную башню высокого искусства влезли в смазных сапогах "со скрЫпом" те, кого дальше черного хода пускать было не принято. Особого ума в этом Брюзжании не было, так как большевики с присущей им методичностью и масштабностью приобщили все население к высокой культуре, из-за чего по директивам Наркомпроса число почитателей высокого искусства выросло на порядок. Тут бы и радоваться - но гениям не хотелось опускаться до своих новых почитателей от сохи и станка. И даже то, что власть разгромила чисто пролетарские течения в искусстве вроде Пролеткульта, чтобы защитить остатки дореволюционного искусства - и сделать именно его основой советского искусства - на это настроение не повляло. Мамонты Серебрянного века уходили из жизни с высоко поднятыми головами, чураясь восхищения ими в профсоюзных библиотеках.
А в 50-60-е потребовались новые идеологи оппозиции, поскольку новая элита из кухарок и местечковых корчмарей не терпела взглядов сверху вниз.
И вот тут появляется наш герой - свой в доску, провинциал, правда, с хорошим нордическим происхождением, что выгодно отличало его от прочего государствообразующего народа.
Евтушенко смог найти верную интонацию, оптимальное соотношение официозного поклонения коммунистическому культу с аккуратными фигами в кармане, положения запанибрата с сильными мира всего с поддержкой оппозиции в строго обозначенных границах.
В этом качестве он был вознесен и обласкан.
Кем?
Народом?
Ну, сомневаюсь... Если меня попросят назвать народного поэта. то я назову Высоцкого, которому путь в официальные поэты был заказан поэтами-функционерами типа Евтушенко.

Ладно, о покойном только хорошее или вообще ничего.
Из хорошего то, что покойный вроде был жил сам и давал жить другим, никого явно не гнобил. Он был олицетворением своей эпохи, благодушной поздне-советской элиты. Та подумывала изредка о народе, ничего не имела против сохранения социальных завоеваний, а при грядущей конвергенции социализма с капитализмом предполагала достойную роль России в братской семье западных народов.
Время либерал-людоедов вроде гайдара, Коха, Новодворской еще не наступило. А Евгений Алекандрович, кстати, его и не принял, в отличие от многих своих собратьев по цеху

Спасибо ему хотя за это.


Запись сделана с помощью m.livejournal.com.

Tags: Интеллегенция, Литература, избирательное толстовство, шляхта
Subscribe

promo marss2 июнь 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments