marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

про проблемы после-советского национализма

Советская "национальность" (не путать с нацией) подпитывалась соками деревни.
Даже у русских, самых урбанизированных и перенесших на себе максимум советских экспериментов, национальный поворот в литературе, разговор о национальных болезнях был отмечен появлением деревенской прозы.
При всех исключениях вроде Тбилиси, Еревана и отчасти Львова, в СССР чем ближе к городу, тем меньше национального.

Деревенски ориентированными были и постсоветские национализмы, пробудившиеся по принципу "кошка с дому – мыши в пляс".
Завоевав определённые позиции, эти национализмы не смогли потеснить русский язык и русскоязычную культуру, которые стали местной версией глобализм
а.


Общепринято, что современные нации сформировались при участии коммуникационных технологий Нового времени.
Прежде всего, печатного станка.
Учебник грамматики и национальной истории, газета, пропагандирующая определённые ценности творили новые общности из вчерашних подданных империй и членов локальных коммун.
Довеском шел национальный театр, и под самый конец чудо-радио, причёсывавшее национальный литературный язык.
В этом хрестоматийном примере нация противостоит "деревне" и "племени". Нация устремлена в будущее, а те в прошлое.

Но хрестоматию можно выбросить, если мы обратимся к процессам национального строительства в стране большевиков. Здесь будущее отдано без-, сверх- и интер-национальному коммунистическому обществу. А национальная политика выглядела как принесение неизбежных жертв богам национального вопроса, либо как экстернат на пути к коммунизму для общностей, где предпосылок к появлению наций не наблюдалось совсем. На практике, к деревне и племени пристраивались атрибуты современной нации, и вопрос считался решённым.

– Ансамбль в новэньких национальных костюмах пляшет?
– Пляшет, товарищ Сталин!
– Всё, можно идти дальшэ в нашэ каммунистическое далёко.

Советская "национальность" (не путать с нацией) подпитывалась соками деревни.
Даже у русских, самых урбанизированных и перенесших на себе максимум советских экспериментов, национальный поворот в литературе, разговор о национальных болезнях был отмечен появлением деревенской прозы.
При всех исключениях вроде Тбилиси, Еревана и отчасти Львова, в СССР чем ближе к городу, тем меньше национального.

Деревенски ориентированными были и постсоветские национализмы, пробудившиеся по принципу "кошка с дому – мыши в пляс".
Завоевав определённые позиции, эти национализмы не смогли потеснить русский язык и русскоязычную культуру, которые стали местной версией глобализма.

Так всё было до 2014 года, когда в двух постсоветских странах в связи с военной необходимостью заработали на полную мощность пропагандистские машины, использующие новейшие средства коммуникации: телевидение и интернет.
Многим до сих пор это кажется странным, но, действуя на эскалацию конфликта двух наций, пропагандисты отменили советские национальности.

В каждой из двух новых общностей могут быть представители каких угодно этнических групп, главное – политическая лояльность и принятие определённых атрибутов этой лояльности.
Неслучайно в ходе российско-украинского конфликта возникали такие специфические словоформы как "жидобандеровцы" или "бурятские танкисты". Большинство адептов этих двух новых общностей свободно говорят по-русски, но это не мешает им быть врагами.

Появилась категория пламенных неофитов, которых прозвали "ватниками" и "вышиватниками".
Начитавшиеся пропаганды в управляемом интернете или насмотревшиеся телевизора, эти люди точь-в-точь воспроизводят поведение сельских грамотеев, которые сто лет назад начитались брошюрок "Просвиты" или Союза русского народа.

Им внезапно открылось, что вселенная не ограничивается их сельскими работами и церковными праздниками, и они спешат поделиться своей сопричастностью мировым процессам со всем человечеством. Глядя на этих ватников и вышиватников понимаешь, что на наших глазах с большим запозданием, шумом и лязгом закрылся вековой гештальт.

Уникальна ли ситуация 2014 года?
Повторится ли она снова?
Где?
Сложно предугадать.
Но разницу между тем, что есть современная нация и деревенская советская национальность успели почувствовать все.

Национальностям, которые не имеют возможности создать свою коммуникационную империю, остаётся покрепче уповать на родимую сторонку, дедовский дом, да широкое поле/высокую гору/дремучий лес за околицей, внешне выражая лояльность господствующей идеологии.

Подобной позиции придерживается большинство народов России.

А учитывая, что единственной альтернативой выступает такой сырой, нестабильный и непредсказуемый продукт как исламский глобализм, альтернатив толком-то и нет.
Все проекты новых городских культур и новых региональных идентичностей живут в беззаботной стадии стартапов.
Какой из них "выстрелит" - покажет программа "Время".
====================
Ну вообще-то в русско-украинском конфликте только украинская сторона официально заявила себя как национальная через пропаганду. С этой же стороны господствует жесткое представление о многонациональной борьбе против киевского нацизма.

У национальных активистов малых и не очень народов России, есть общая убеждённость, что за ритуальными камланиями вокруг многонационалочки стоит долгосрочная и хорошо продуманная стратегия русификации. И нельзя сказать, что они сильно преувеличивают. Для скучной и ленивой федеральной элиты проще так, чем возиться с "цветущей сложностью" из 999 народов.

Российская нация – это ведь тоже подвижка, по сравнению с чудищем по прозвищу "многонациональным народ".
Я к тому, что факт есть и идёт борьба за его наполнение.
Есть группа, ратующая за "отдать всё русским" и РНГ, есть "Царьград-ТВ" с сакральной Сирией, есть Шевченко и евразийцы и т.д.
В сущности, все эти группы такие же перспективные команды в борьбе за рынок, как сибирские и уральские областники, мерянские этнофутуристы или наши младотатары, конструирующие новую татарскую городскую культуру.
С одной разницей, что выступают от имени русского большинства.
Извините, но тут я обычно сразу вспоминаю китайские националистические организации начала ХХ века, состоящие из христиан, представителей южнокитайских субэтносов, эмигрантов в Америке и на Гавайях, которые выступали против маньчжурской гегемонии от имени типичного китайца.
Типичные китайцы были угу.


Вот скажем в тех же кругах витает идея грохнуть Казахстан и забрать Южную Сибирь. А что нормальное русское правительство не сможет нормальные права русских у союзного соседа обеспечить? Нет, надо этот стабильный регион разворошить, чтобы иметь счастье граничить непосредственно с демографически перегретым Узбекистаном и еще более протяженную границу с Китаем. А это геополитическое безумие тоже оправдывается обидой за русских людей и за утраченные владения.

В сотый раз недоумеваю, как добрые русские люди на такую суицидальную полпотовщину клюют? Вести войну до победного с "УССР", когда у тебя в тылу, вследствие ликвидации асимметричной федерации, пара-тройка "ДНР". Грохнуть во имя ирреденты Казахстан и вместе с этим контролировать ситуацию в Средней Азии

а кто-то вообще пытался выстроить политику в интересах русской диаспоры, чтобы говорить что "не дадут"? Я пока вижу крайности: от номенклатурного консенсуса сразу к конфронтации. Были русские соотечественники списанным баластом, станут ресурсом для шантажа соседей. Это ни разу не похоже на стратегию сбережения русского народа.

Посмеиваться над показухой по поводу мира и согласия в Татарстане в некоторых кругах чуть ли не признак хорошего тона. Люди в упор не хотят видеть, что в регионе, который историей предрасположен к боснийскому сценарию эта показуха – лучшее, что вообще может быть.


Конечно влияние русского языка и культуры могло бы быть и больше, но то какое получилось исторически тоже очень весомо смотрится.Что мне не нравится в этом вашем направлении так это, что претендуете на великие имперские задачи, а позволяете какие-то детские обидки на то, что "русских людей не любят". Точно как Караджичи с Гамсахурдиями. Берите пример с англичан, которых колонии ненавидят, "инглан из э бич", но которые как-то держат Содружество до сих пор.





https://www.facebook.com/mark.shishkin.1/posts/10207002356332337


Tags: Россия национализм, СССР нацинальная политика
Subscribe

promo marss2 июнь 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment