marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

про национал-большевизм

ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАЗА ЦАРСКОЙ РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСЕЯ ЛЕБЕДЕВА

Как известно, в 1930-е годы ряд событий русской истории был реабилитирован сталинским правительством.
Для этой реабилитации правительством активно использовались, в том числе и творческие средства.
В связи с этим весьма интересно было бы рассмотреть динамику изменения образа Российской Империи в более позитивную сторону.
Рассмотрим эту динамику на примере творчества Алексея Лебедева – русского советского поэта-моряка, погибшего в Великую Отечественную войну.
Вот как о старой России пишет поэт в одном из своих ранних стихотворений «Памятник»:



«Пусть примут баронов к себе небеса,
Туда им дорога прямая,
Но память о тех, кто крепил паруса,
Доныне горит, не сгорая.
За тех, кто тогда бунтовал на судах,
Кого волочили под килем,
За тех, что срывали андреевский флаг
И в море драконов топили». (Из книги «Кронштадат», где собраны стихотворения Лебедева за 1934-1938 годы)
Это, можно сказать, решительное отрицание всей старой России, продолжение линии на отказ от старого типа государственности. Знаком доблести служит уничтожение своих же офицеров и срывание государственного флага. Это отношение вполне ложилось в канву 1920-х годов с их агрессивным нигилизмом в отношении всего дореволюционного.
Но уже в стихотворении «Компасный зал» это отношение претерпевает изменения:
«…Барчат загребли и теперь не отпустят
Железная воля и руки Петра.
Сюда, в Петербург, в мореходную школу,
И дальше, на Лондон иль Амстердам,
Где пестрые флаги трепещут над молом,
Где в гавани тесно груженым судам.
И тот, кто воздвиг укрепленья Кроншлота,
Чьи руки в мозолях, что тверже камней,
Он делал водителей Русского флота
Из барских ленивых и косных парней.
<…>
Но были и те, кто не знал унижений,
Кто видел в матросе товарища дел,
Кто вел корабли сквозь пожары сражений,
Кто славы морской для Отчизны хотел,
С кем флот проходил по пяти океанам,
Кто в битвах с врагом не боялся потерь:
И шведы разбиты, и нет англичанам

Охоты соваться к Кронштадту теперь» (Из книги «Лирика моря», в которой собраны стихотворения поэта за 1938-1940 годы, цикл «Тень паруса»)
Наряду со злодеями в виде «барских ленивых и косных парней» мы наблюдаем и безусловно положительное отношение к Петру Великому и к наиболее выдающимся представителям русского императорского флота.

Здесь мы видим не тотальное отрицание прошлого, а более умеренное к нему отношение – реабилитирован царь и те офицеры, что честно выполняли свой долг, усиливая мощь своего государства.
Доблестью становится противостояние внешнему врагу вне зависимости от внутреннего устройства своего и чужого государства. Фактически, негативные же персонажи упрекаются именно в том, что плохо крепили мощь своего же государства, а Дальше это только усиливается. Вот, например, стихотворение «Слава Флоту»:

«Отважными бывали многие,
Кто, не щадя трудов и сил,
На славы бурные дороги
Эскадры флота выводил.
К ним шел с отвагой вместе опыт,
И тех не меркнут имена,
Кто брандеры водил к Синопу,
Зажег костер Наварина,
И тех, кто доблестно и прямо,
Форштевнем разрубив струю,
В боях Гангута и Гренгама
Стоял за Родину свою.
Из боя в бой сквозь дым лиловый
Со славой пройдены моря,
Но на руках висят оковы,
И давит сердце гнет царя
<….>
И нам морями дальше плавать,
Владеть любою глубиной -
Наследникам гангутской славы
И начинателям иной»
(из книги Лебеда «Лирика моря», цикл «Тень паруса)

Здесь мы уже видим, что флот старой России полностью, если так можно выразиться, реабилитирован, но по-прежнему производится решительное обличение царского режима.
Но, тем не менее, советский флот вовсе не отказывается от гордого звания «наследника гангутской славы».
То же отношение мы можем наблюдать в стихотворениях «Штурман Харитон Лаптев», «Смерть Нахимова» (из цикла «Тень паруса») , «Солдатская медаль» , где неустанно подчеркивается достоинства русских людей, солдат и офицеров, но к самодержавию отношение по-прежнему чисто отрицательное , за исключением образа Петра Великого, изображаемого в самых светлых красках.
Однако, в одном из последних стихотворений А. Лебедева «Ночь на Неве» мы не встречаем подобного:

«НОЧЬ НА НЕВЕ
Когда уснет великий город,
Когда сверкнут прожектора,
Над Петропавловским собором
За тучей всходит тень Петра.
<…>
И шепчет тень: «Добро, злодеи,
Добро, фашистское дерьмо!
Вы не оставили затеи
Склонить Россию под ярмо.
Хоть враг силен, сие не будет,
Обломим ваши палаши.
Зело орудия и люди
У нашей силы хороши».
<…>
И голос оглашает город,
Гремит над камнем мостовых:
«Генералиссимус Суворов,
Я горд за правнуков твоих»»

Здесь мы видим, что уже решительно никакого различения между советской и царской Россией не проводится, наоборот: тень Петра также участвует в обороне Ленинграда от немцев, а сами его защитники именуются правнуками генералиссимуса Суворова.

Подводя итоги, можно сказать, что если в начальном периоде творчества Российская Империя изображалась полностью отрицательно, а образцами для подражания представлялись её разрушители и отрицатели, то к концу - наоборот, её созидатели, её полководцы и государственные деятели, которые теперь становятся как бы историческими предшественниками советского режима, а тот, в свою очередь – их наследником.

https://www.facebook.com/GustavErve/posts/190726131442612
Tags: Россия национализм, СССР нацинальная политика
Subscribe

promo marss2 june 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments