marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

Историческое измерение даёт человеку и обществу чувство реальности

С две недели назад в беседе  о социальной функции истории сформулировалось задушевное. Поясню, что речь шла о ценности академической историографической культуры. Которая про факты, которые ценны просто тем, что "так было на самом деле".
В досужих разговорах в сети эта тема часто возникает, историю, дескать, нужно выдумывать, всё равно, дескать, правды не сыщешь, поэтому нужно что-то приятное про себя сочинить и всем дружно в это поверить.
Популярная нынче тема исторического мифа о том же.

Это постмодернистское отношение к фактам, кстати, одинаково присуще как "патриотическому", так и "либерально-протестному" дискурсу.
В обоих случаях, факты играют служебную роль, а доминирует определённая эмоция, культивируемая в соответствующей среде.
Факты нынче не в чести. Между прочим, не только в историографии, но и в журналистике.

Так вот вопрос, что даёт культура факта?

"Ну а если всё-таки порассуждать на тему "зачем нужна"... Я бы сказал так.
Историческое измерение даёт человеку и обществу чувство реальности.
А вместе с ним - понимание собственной конечности и ограниченности, без которой, с моей точки зрения, невозможно никакое социально ответственное действие и никакая осмысленная перспектива.
Общество, утрачивающее представление о собственной истории, это чувство реальности теряет.
Впадает в гордыню или в комплекс неполноценности, становится неустойчивым, истеричным и легко манипулируемым.

И наоборот, утрата чувства реальности ведёт к падению престижа исторического знания."


=================

Просто на каком-то этапе люди обнаружили, что мифы и легенды сами по себе могут выполнять функции фактов. По крайней мере, в смысле влияния на реальность. Особенно чётко это обозначилось в сфере пропаганды.
Нет,  не могут.
О настоящем ведь то же самое можно сказать. Любое общество интепретирует его так, как выгодно тем или иным группам. Ну и чего заморачиваться, в ней разбираться, её ведь всё равно не существует Главное - шагать в ногу со своей группой и говорить в унисон с ней

Проблема в том, что если у пропаганды нет никакой альтернативы, кроме противоположной пропаганды, реальность испаряется. И влиять становится не на что)
У общества исчезает чувство реальности со всеми последствиями.
Только и всего.

Нет чувства реальности - нет и основы для взаимопонимания, каждый живёт в своём агрессивном выдуманном мире.

Речь о мотивах исторического исследования.
Если основным мотивом не является стремление разобраться, что же было на самом деле,
а, скажем, стремление кого-то обвинить, или, наоборот, оправдать, выста
вить какую-то сторону в нужном свете, то это не историографический текст, а какой-то другой жанр.

Пропагандистский, или публицистический, или ещё какой-нибудь.
И этот мотив - стремление понять, как всё было на самом деле, представление о ценности этого мотива - вещь достаточно сложная, это в человеке нужно воспитывать и культивировать
- в общем, это и называется культурой исторического исследования.
И когда этот мотив исчезает или забивается другими мотивами, то общество впадает в инфантилизм и утрачивает чувство реальности.


Украина яркий пример мифологизации истории и наступивших последствий
Пожалуй так, только по-моему, мы в последнее время тоже изрядно продвинулись в украинском направлении.
Ну, например, в прогрессирующей утрате понимания смысла вещей, которые я попытался здесь сформулировать.
Что проявляется в том числе и в отношении к труду историка.
От него ждут мифа. Что было на самом деле - перестаёт интересовать и людей, и государство, на исключительном содержании которого сегодня находится историческая наука.


факт и сообщение о факте - разные вещи.
Историк работает с сообщениями. Но нацелен на факты.
Пропаганда нацелена единственно на эффект, который произведёт сообщение.


Понимание, что прошлое БЫЛО, а будущее БУДЕТ и признание этих двух вещей как самоочевидных. Настоящее ЕСТЬ, только при условии этого понимания и признания. Вот это понимание и культивирует (культура, а как же?) история и прививает это понимание обществу.

История - это коммуникативный и, в частности, интепретативный процесс.
 Но тут главное не утратить представление, что интепретации интепретациями, но есть ещё и реальность прошлого.
И смысл всех наших интерпретац
ий - установить с ним контакт.
Фигурально говоря, мы задаём вопросы, прошлое отвечает.
А вот если реальность из этой конструкции исключается, тогда и интепретировать больше не о чём.
Только сочинять.



История ведь это не столько ОБЛАДАНИЕ некоторым окончательным знанием о прошлом.

Это прежде всего поддержание диалога с прошлым как самостоятельной и независящей от наших хотелок и идеологических пристрастий реальностью.
А отсюда - поддержание в обществе понимания, что реальность вообще не очень сильно зависит от наших хотелок и илеологических предвзятостей
и вообще, не она нам, а мы ей принадлежим.


Владимир Хотиненко "Зеркало для героя".
Фильм - о неделимости прошлого. Неделимости и непроницаемости. Попытки его "улучшить", равно как желание встать в надменную позу по отношению к нему - одинаково тщетны (последнее, к тому же ещё и отвратительно). Прошлое можно только продолжить собственной жизнью, приняв его таким какое оно есть.

https://www.facebook.com/nikita.kirsanov.7/posts/1008146355935347
Tags: Пропаганда, историческая политика
Subscribe

  • Российская империя и украинский язык

    Кстати, отменой всех запретов на публикации, которые в Российской Империи существовали более 50-ти лет, украинский язык обязан в первую очередь…

  • становление украинской нации и национализма

    В школе обычно не совсем корректно преподают историю нации. В частности становление украинской нации и национализма приписывают деятельности…

  • про проблему Русского Мира

    Русский мир» в огромной степени состоял из реконструкторов, то есть людей, уверенных, что, если деревянный меч хорошо раскрасить серебрянкой,…

promo marss2 июнь 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments