marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

Крестьянская община, крестьянство и революция

Мне очень нравится рассказ, который я прочёл о работе одного из наших учёных в Египте, где он пробовал объясниться с группой детей местных крестьян.
Он нарисовал дом и спросил детей, чего ещё не хватает. И они стали наперебой отвечать: окон, дверей, зверей, леса и т.д., и т.д. И когда они все прокричали своё, он спросил: «Это всё?» И тогда один из мальчиков сказал: «Нет, не хватает самого главного».

Ученый спросил:

– Что же есть самое главное?

– Соседи.

Это очень поучительный рассказ, потому что соседи – это действительно один из определяющих элементов в жизни каждого крестьянина.
Крестьянская жизнь – это жизнь без тех элементов интимности, которые существуют у горожан.
Это условия, в которых каждый знает каждого; это условия, в которых ты знаешь о том, что происходит у каждого твоего соседа. И в этом смысле сельская сущность – это сущность, которая является единством видения и ситуации, в которых ты знаешь каждого и где все, что действует, действует вместе, где каждый знает, что происходит с каждым в этом мире.

Это частично объясняет также характер обычного права, как его называли россияне, общинного права, потому что в этих условиях видение действительности в большой мере определяется тем, что ты видишь всех, ты знаешь всех.
Ты существуешь в сообществе, которое действует вместе.
Идентичность там определяется в немалой мере этим характером.


И одной из главных особенностей России было то, что после освобождения от крепостного права российское правительство не смогло создать новое законодательство, которое бы определяло земельные отношения в новых условиях. Оказалось, что проще подстроить государственные законы под законы крестьянства, чем изменить вековой уклад жизни. И тогда правительство приняло решение, очень драматическое решение, что проще легализовать общинное право, то есть придать ему официальный статус закона. Таким образом, в России появились общинные суды, которые должны были определить, что такое общинное право в каждом случае.

Это создало уникальную ситуацию: страна как будто бы разделилась на два мира. С одной стороны, был мир, где существовало и действовало законодательство, которое принял государь император и Сенат, то есть официальные органы власти. С другой стороны, большинство населения страны жили и действовали по собственным неписаным законам и обычаям.

Вот, например, я читал один из протоколов о дебатах в крестьянском суде, где судьи велели очень оригинально разрешить спор о земельном участке: треть участка досталась одному крестьянину, две трети – другому. Один из присутствовавших задал вопрос: «Почему так? Ведь вы сказали: прав этот, а этот неправ». Он получил ответ: дескать, этот человек только частично прав, он не может быть во всём прав.
То есть частично прав, а частично неправ. А ежели так, то невозможно отдать всё человеку, который только частично прав. Разделение должно быть справедливым.
А справедлив тот, кто частично прав, а частично неправ. Понятно, что такое «философское» определение суда не прошло бы ни в каком-либо гражданском суде ни под каким соусом.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Отец с сыном перед охотой. Вятская губ. 1907 год

Но для самих крестьян именно такой суд был самым справедливым, и слово общины имело куда больше веса, чем письменное право Российской империи.

Именно общинное право и победило государственную власть Российской империи в самые решающие минуты революционного периода.

Когда началась революция, по всей России произошло практически полное уравнительное разделение земли. И когда началась Гражданская война, большинство крестьян восприняло дело Белой армии как попытку силой вернуть помещикам те земли, которые крестьяне забрали. В итоге большинство крестьянства стало на сторону большевистского восстания.

И без учёта этих фактов нельзя понять, что произошло со страной сто лет назад.

Меня часто в Англии спрашивают: как же случилось, что необразованные люди, какие-то партизаны, победили в Гражданской войне лучшие военные кадры страны? Почему колчаковская атака, которая дошла до Волги, вдруг застопорилась? Почему остановилась атака Деникина? Почему ничего не получалось?

А ответ прост. Потому что в самом разгаре Гражданской войны на стороне большевиков было примерно пять миллионов бойцов, а на стороне белых – всего один миллион бойцов. И эта разница определила всё остальное.

https://s-t-o-l.com/istoriya/nichem-inym-revolyutsiya-zakonchitsya-ne-mogla/

Tags: История, Россия, Россия которую мы потеряли, крестьянский уклад
Subscribe

promo zsbooka 21:01, вчера 15
Buy for 20 tokens
По поводу нынешних последних выборов даже писать ничего не хотел – настолько опустела страна в политическом смысле… И дело не только в том, что посадили-таки Навального и обезглавили/запугали весь его электорат (максимально протестный в данный момент), и не только в том, что старые…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments