marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

Музей классового воспитания или, если угодно, «музей воспитания ненависти к врагам».

Оригинал взят у makkawity в Музей классового воспитания или, если угодно, «музей воспитания ненависти к врагам».
Если аудитория помнит, при поездке в школу для сирот я описывал «кабинет классового воспитания», который оставил весьма смешанные чувства. Однако помимо таких кабинетов, которые могут присутствовать не только в школах, но и на производстве, существует централизованный музей классового воспитания, где все описанное выше представлено в гораздо большем объеме, в том числе и напоминающие южнокорейские «картины, изображающие вражеские зверства». Музей состоит из трех разделов, посвященных Соединенным Штатам, Японии и РК.
Мы наблюдали только американскую секцию, южнокорейская была на ремонте (видимо делали стенды про импичмент), а на японскую не хватило времени.>

Некоторое внимание уделялось эпизодам из истории США, геноциду индейцев, рабству негров и т.п. Естественно, никуда не делись «генерал Шерман» и соглашение «Тафт-Кацура».
Периодически попадались диорамы вполне южнокорейского типа, изображающие зверства врагов.
Их было не так много как в южнокорейских музеях на эту тему, но возможно я просто не видел, сколько их разделе, посвященном Японии.
Напомню аудитории, что в 1990-е в Музее истории корейской независимости (Тоннип кинёмгван) было очень много натуралистичных диорам, где злые японцы всеми возможными или невозможными способами угнетали корейский народ, который представлялся в виде красивых девушек.
Из того, что было для меня в новинку, была диорама, посвященная злодеянию американского миссионера, фамилия которого была, правда, записана только по-корейски и примерно звучала как «Песмо». Около его церкви росла яблоня и однажды некий мальчик по имени Ким Мёнсоп, по одной версии, просто стал подбирать яблоки, по другой, - стал их срывать.
Разъяренный миссионер привязал его к дереву, написал ему на лбу химическим веществом слово «вор», чем вызвал серьезные ожоги лица и глаз, и натравил собак.
Мальчик, однако, выжил, и потом работал лектором в Синчхонском музее зверств американского империализма. Это место я конечно очень хочу посмотреть не только как пример пропаганды, но и как возможный источник интересных данных, хотя классическая версия, естественно, вешает все преступления на американцев, практикующих в отношении корейцев совершенно средневековые пытки.
В случае с Ким Мёнсопом я, естественно, попытался искать пруфлик и, к некоторому удивлению, его нашел.
История была взята из газеты «Тонъа ильбо» (1925 г., номер неизвестен), фотокопия которой прилагалась.
Вообще американские миссионеры довольно часто подаются как исчадие ада и, надо отметить, что проповедовать в Корею ехал народ действительно специфический.
С одной стороны, там было много реальных подвижников, которые очень многое сделали для пестования в стране образования и медицины, с другой – авантюристов и просто неприятных людей там тоже более чем хватало.

Кстати, в последующей пропаганде эта история раскололась на две еще более «душевыдирающие», и я просто приведу пример того, как это выглядело:
- Американские империалисты узурпировали права на разработку месторождений в Капсане, Суане и Унсане, концессии на железную дорогу между Сеулом и Инчхоном и управление трамваями, телефонной связью и системами водоснабжения и совершали зверские злодеяния везде, где они находились, жестоко эксплуатируя людей.
Когда шахтер протягивал руку за помощью с рухнувшего туннеля, ему безжалостно отрубили руку со словами: "Если ты закопан, тебе нет выхода, кроме как смерть". Молодой рабочий, скрученный махиной горного оборудования, оставался умирать на глазах его владельца, который сказал: "Если мы остановим машину, то потеряем золото, которое стоит дороже, чем сотни корейских рабочих". Мальчик был покусан до смерти гончей собакой, спущенной американским хозяином. Вот такие некоторые штрихи к зверствам империалистов США, совершенным в Корее.
Соляной кислотой было высечено слово "вор" на лбу маленькой девочки, которая взяла упавшее яблоко в саду американского миссионера. Подобные бесчисленные случаи зверств все еще кровоточат в сердцах корейского народа. (http://www.rkrp-rpk.ru/content/view/11119/)


Дальше начинается тема раскола страны и цитата из американской газеты “Japan Daily” (“We branded KPR red, and wasted two month driving it underground”) однако нормально подтверждения номера и годы газеты в этом случае также нет.

Вообще с пруфлинками туго, слишком много декларативных заявлений наподобие пресловутого «приказа Уолкера»: ваши руки не должны дрожать даже если перед вами старик, женщина или ребенок.
Нет, в устах героя «Бесславных ублюдков» такие приказы смотрелись бы адекватно, но в той форме, в которой их распространяют северяне, они не тянут даже на устные распоряжения.
Возможно, пропагандисты КНДР частично копировали свои мотивирующие обращения к войскам, пытаясь представить, что американские приказы на самом деле пишутся в той же стилистике.

Но в итоге получается «и пойду я, бай-собака Калин царь, на Русь святую, православные храмы разрушать и нечестивые капища-синагоги во имя Аллаха строить».
Другой пример – выдержка из блокнота американского солдата: «Я не могу уснуть, если днем кого-нибудь не убью».

Хорошо, предположим, такой рядовой социопат был, но что мешает вместо пафосного плаката привести фотокопию этой странички из дневника с указанием того, где и когда таковой попал в руки северокорейских пропагандистов.
Мы даже не будем задаваться вопросом, насколько такие настроения были распространены, и насколько такой случай репрезентативен. Выполняйте хотя бы минимальную работу по верификации источников.

Паку я все это высказал, после чего он мягко сказал мне, что это музей сугубо для внутреннего пользования и иностранцев сюда обычно не возят.

После чего у нас, на самом деле, состоялся очередной раунд разговоров, касающихся того, как надо или не надо вести пропаганду и почему тупая политруковщина со временем может привести к обратному результату.

Нет, конечно, понятно, что в условиях жесткой информационной блокады кормить массы такими версиями теоретически можно, но я-то, все-таки, во-первых, учитывал тренд на прозрачность, а, во-вторых, даже указанный мессидж можно было бы доводить до ума более тонко.

Много фото жертв напалма, история семилетней девочки, которой отрубили руки, и которая работала экскурсоводом.
Интересная информация о том, что в 2002 году была обнаружена шахта, куда кидали людей.
История председателя колхоза, которого замучили, навалив на него мельничный жернов. Вообще это старая японская пытка, но, как я уже говорил, американские тексты о злодеяниях южнокорейской полиции благополучно выдаются за зверства американцев, хотя там были и закопанные, и расчлененные и распиленные.
Заметим, что есть очень забавная косвенная улика: если бы в распоряжении северян была бы хотя бы пара фото, где массовые казни осуществляют американцы, они бы, естественно, их показали и разыгрывали эту карту на всю катушку, но чего нет, того нет.
Поэтому и зверства в Синчхоне, где извели треть населения, и зверства в Сусане, где был похожий процент, записывают на американский счет.
Некоторое преувеличение присутствует и в той части, где речь идет о действительных действиях США.
Северяне утверждают, что американцы бомбили их хуже, чем гитлеровскую Германию, сбросив 600 тысяч тонн бомб. Было уничтожено 35,000 заводов и фабрик, 4534 больницы, 2070000 жилых домов и т.д.
Тема использования биологического и химического оружия тоже никуда не девается, однако к химическому оружию они причисляют напалм и зажигательные снаряды с белым фосфором.
Это очень хорошо видно по приведенным фото.

Помимо раздела о Корейской войне есть неплохой раздел о современных американских войсках – как о инфраструктуре в целом, так и совершенных преступлениях в отношении корейского народа, включая громкие скандалы с убийствами и изнасилованиями (а их хватало хотя бы по закону больших чисел), типа изнасилования и убийства Юн Гым И в 1992 г. либо истории 2002 года, где девочек, конечно же, задавили сознательно и намеренно.

(Насчет Юн - действительно зверская и малоприятная история, в которой фигурировали вбитые в тело по самую рукоятку бутылка и зонтик см. https://koreanstory.wordpress.com/2012/01/06/where-is-the-us-soldier-criminal-who-murdered-yoon-geum-ee/ или https://en.wikipedia.org/wiki/Anti-American_sentiment_in_Korea#Yun_Geum-i_murder_case ).

Другая любопытная история про боксера Ким Дык Ку (https://en.wikipedia.org/wiki/Kim_Duk-koo), который в ноябре 1982 г скончался в США после боксёрского матча, в котором получил смертельную травму головы в результате прямого удара.
Бой в целом шел на равных, и затем эта история привела к ряду изменений в системе турниров (15-раундный бой заменили на 12-раундный), но нам интересна северокорейская версия.

В ней его противник-американец использовал металлическую накладку и нанес ему травму, от которой Ким скончался в больнице, после чего до него добрались «черные трансплантологи».

Много интересных фото, начиная от размещения ядерного оружия в 1950-1960-е гг. до фотографий 2014 года, где показано 150 бомб типа «Бункер Бастер», предназначенных для разрушения серьезных подземных укрытий.
Отдельный раздел – про санкции, включая историю с банком “Delta Asia”. Причем заявляется, что экономический ущерб от санкций с 1945 по 2012 гг. составил 13 трлн 729 млрд 964 млн долларов. Вопрос, конечно, как считали и насколько туда включена упущенная выгода.
Отдельный стенд по учениям, которых с 1953 по 2014 гг. было проведено 18 тысяч разных типов.

Отдельный раздел про религиозную пропаганду, включая отпечатанные в РК контрабандные карманные Библии и пропагандистские листовки весьма дурного содержания – реально, аналог «бей жида-политрука».
Под стеклом лежит топор образца 1976 года. Любопытно, что на сей раз северяне сдвигаются в сторону южнокорейской версии. Если раньше речь шла о дереве, которое было посажено еще со времен Имчжинской войны и потому было национальным достоянием, теперь говорится, что тополь все-таки посадил Ким Ирсен.
Естественно, никуда не делись «Пуэбло» и летчики, сбитые над северокорейской территорией в 1994 году.

Но, в целом, музей оставил довольно грустное впечатление, потому что «нельзя пририсовывать змее ног». Здесь очень показателен китайский опыт, когда изобилующая натяжками «официальная» версия нанкинской резни только увеличила количество ревизионистов, которые благополучно разобрав целую серию «фальшивых свидетельств» поставили под вопрос сам факт массовых убийств и изнасилований, которые совершили японские войска.

Реплика в сторону: Если воспринимать всю эту пропаганду всерьез, то действительно можно прийти к выводу, что в определенной ситуации, режим вполне может пойти на военный конфликт с Америкой, причем даже пойти на первый удар. Вопрос в том, насколько рядовой северокореец восприимчив к подобной пропаганде, и насколько эта пропаганда звучит вне определенных мест.

Если подводить итог, то понятно, что уровень преподавания исторических дисциплин и музейного дела в КНДР нуждается в улучшении, а в трактовке тех или иных исторических событий можно обнаружить два тренда: с одной стороны, движение в сторону южнокорейских националистических концепций сохраняется, хотя северные соседи еще не дошли до того уровня тангунопоклонства, который характерен для южнокорейской «оппозиционной» школы.С другой стороны, в отношении «революционной деятельности товарища Ким Ирсена» можем наблюдать осторожную корректировку версии семидесятых годов в сторону большей реалистичности.
Применительно к периоду, когда Корея была японской колонией, северокорейский подход практически не отличается от подхода южнокорейских националистов, рисующих эти времена исключительно черной краской. Например, в нескольких книгах упоминается отголосок южнокорейской легенды о том, что японцы специально истребили в Корее всех тигров, для того, чтобы уничтожить дух корейского сопротивления. Поддержание ненависти к колонизаторам осуществляется путем разветвленной сети пропаганды, в том числе через так называемый «Музей классового воспитания» и занимающие аналогичную нишу кабинеты классового воспитания в школах: там воспитывается вполне определенная и жесткая позиция в отношении США, Японии и РК.
Впрочем, главным врагом являются Соединенные Штаты и даже аннексию страны связывают с подписанием соглашения Тафт-Кацура, возлагая на Вашингтон, таким образом, часть ответственности за утрату суверенитета. Официальная историография, как мы уже говорили, отчитывает начало новой истории от инцидента с кораблем «генерал Шерман», который, естественно, позиционируется как проявление злой воли американского правительства, хотя более объективные исследования говорят о том, что речь шла о частной инициативе группы авантюристов.

Надо сказать пару слов и об исторических музеях в целом. По сравнению с музеями естественнонаучной направленности (Музей природы или Храм науки и техники), классические исторические музеи выглядят более бедно. Их экспозиция менее интерактивна. Музеи, связанные с историей Кимов сделаны на более качественном уровне, но все равно там не так много собственно культурных артефактов и часто встречаются картины, диорамы, и т.д. просто иллюстрирующие ход событий. К сожалению, качество экспозиций довольно часто оставляет желать лучшего, особенно когда речь идет о пропаганде. Некоторые блоки, посвященные одному и тому же событию, встречаются в разных музеях практически копируя друг друга, а в Музее революции один и тот же англоязычный или русскоязычный текст оказывается в нескольких разделах, будто бы иллюстрируя тот или иной тезис. При этом, в качестве документов периодически попадаются не только издания 1930-х годов, которые представляли для автора действительный научный интерес, но и отрывки из исторических работ более позднего времени, будь то книга Пигулевской или ранние работы М.Н.Пака, написанные в 1950 – начале 1960-х гг. При этом далеко не всегда текст полностью релевантен корееязычному содержанию экспозиции.
Грустнее бывает, когда речь идет об англоязычных документах, так как в некоторых случаях человек, владеющий английским, благополучно обнаруживает противоречие текста пропагандистской сути. Так, что в Музее победы, что в Музее классового воспитания, периодически встречается отрывок, повествующий о том, как представители американских войск наблюдали насилие и казни мирного населения южнокорейской полицией, в действия которой они не имели права вмешиваться. Между тем, подается этот материал как свидетельство того, что американские власти непосредственно отвечали за указанные казни, и в них принимали участие американские военнослужащие.
Tags: Корея, Пропаганда
Subscribe
promo marss2 june 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments