marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

Пару слов о феномене постправды.

Потребление новостей — бессмысленное занятие, которое создаёт иллюзию информированности. Человек не становится умнее или эрудированнее от чтения новостных заметок.

Кажется, что новости позволяют быть «в курсе событий». Это самообман. Каждое новостное сообщение — это короткое описание, которое ВСЕГДА вырвано из контекста. Оно не даёт картину события и не позволяет дать происходящему объективную оценку.

7 из 10 людей читают только заголовки. Но даже чтение всего текста не даёт полноты информации. Материалы, где есть развёрнутый и качественный «бэкграунд», тоже необъективны. Редакторы лент создают тексты в конкурентной борьбе за время, поэтому делают быстрый рерайт и собирают «бэк» из поисковика. Это информационный фаст-фуд.

И проблема не только в дефиците времени на анализ. Журналист — это «профессиональный дилетант», который не компетентен ни в одной сфере. Он не обладает узкими знаниями, не понимает контекста события и не может проводить экспертизу.



Поэтому журналист звонит за комментарием эксперту. И это ещё одна иллюзия объективности. Во-первых, эксперт сам, как правило, ориентируется на неполную информацию из открытых источников. Во-вторых, точно так же зачастую не погружен глубоко в контекст события. При этом он не отказывает журналисту, потому что заинтересован в цитируемости. В-третьих, эксперт почти всегда аффилирован и выносит оценку для формирования мнения, которое ему выгодно.

Чтобы исключить субъективный фактор, новостник звонит второму эксперту, в идеале — человеку противоположных взглядов. Опять ловушка. Сумма двух необъективных оценок не даёт одну объективную.

Редактор лепит новость, добавляет «экспертные» комментарии, а далее оставляет читателя «судить самому». Типа, я дал вам описание события, дал вам две разные оценки, а дальше можете выносить собственное суждение.

Снова блеф. У читателя по-прежнему есть вырванная из контекста неполная информация, пропущенная через некомпетентного в теме журналиста, а также две оценки, качество и объективность которых проверить невозможно.

Читатель по-прежнему ничего, в сущности, о событии не знает. Он уже ЧТО-ТО СЛЫШАЛ, но НИЧЕГО В ЭТОМ НЕ ПОНИМАЕТ. И не будет понимать.

Нужно перестать себя обманывать.

Мы читаем новости не для того, чтобы «быть в курсе», «лучше знать окружающий мир», «расширить кругозор», «быть более образованным», «понимать контекст». Наоборот, чтение лент даёт ложный контекст, псевдознание, создаёт искажённую картину мира.

Принимать решения исходя из новостного потока имеет смысл только финансовым спекулянтам и маркетологам.

Остальные читают новости для другого.

Для развлечения.

Информация вызывает эмоции, стимулирует организм вырабатывать гормоны.

«Маньяк в Бутово жестоко зарезал 7-летнюю девочку» — одни ощущения.
«Панда в китайском зоопарке приютила щенка» — вторые ощущения.
«Священник на дорогом джипе сбил бабушку» — третьи ощущения.
«Австралийский фермер вырастил огромную трёхголовую корову» — четвёртые ощущения.

Читатель — та самая лабораторная крыса, которая бесконечно нажимает на кнопку, стимулируя в мозгу центр удовольствия. Только мы нажимаем разные кнопки, да ещё и случайным образом — радость, разочарование, страх, гнев, удивление. Каждое сообщение — разные гормоны. Химия мозга и ничего более.

Отсюда фейк-ньюс и феномен постправды.

Какая вообще разница, настоящая новость или выдуманная? Организм должен получить ощущения. Эти ощущения создают образы, возникающие в сознании при чтении слов.

Правда ли, что сомалийские пираты распяли двадцать маленьких беззащитных девочек? Да не важно. В жизни читателя от этого не изменится ничего. Он никогда не был в Сомали и никогда туда не приедет. На сомалийских девочек ему плевать. Сообщение может быть правдивым, а может быть фейковым — порцию гормонов он получил в любом случае.

Новостные СМИ, безусловно, нужны обществу, но их полезная функция куда скромнее, чем кажется. По большей части это индустрия развлечений, информационный аттракцион.

А ещё — инструмент манипулирования. Мы развлекаемся, а нами пытаются манипулировать.

У любителей фаст-фуда часто заплывают жиром тела. Точно так же у любителей информационного фаст-фуда часто заплывают жиром мозги.

Тогда поможет информационная диета.

И ещё один момент.

Хуже чтения новостей только чтение блогеров и соцсетей.

Но это уже другой большой разговор.

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1612217458830765&set=a.488648564520999.121418.100001275805568&type=3&theater
Tags: Пропаганда
Subscribe

promo marss2 june 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments