Сталинизм вообще — это в первую очередь отнюдь не его методы.
Хотя бы потому, что методы с 1927 по 1953 год менялись неоднократно и сильно зависели от обстановки (другое дело, что обстановка в ту эпоху обычно была экстремальной даже в странах, не перепаханных войной и революцией. Поэтому массовые лишения, санкционированные государством убийства, репрессии и лагеря с колючкой встречаются в первой половине XX века всюду от США и Британской империи до Японии).
Сталинизм — это тем более не эстетика (она тоже была привязана к историческому контексту, поэтому колосья, кующие солнце титаны в спецовках и уступчатые высотки встречаются в середине XX века всюду от США до Ближнего Востока).
Собственно же сталинизм — это вовлечение по возможности всех граждан в решение ключевых задач, стоящих перед государством. При этом ключевой задачей исторического сталинизма были непрерывное развитие военной и экономической мощи государства как единственного условия его сохранения. Исторический сталинизм предполагал, что лишь непрерывно усиливающаяся по всё новым направлениям держава — способна обеспечивать своим гражданам условия для роста благосостояния, культурного развития и возможностей реализации.
И ещё, разумеется — сталинизм, что исторический, что «вообще», не видит проблемы в принуждении
В том смысле, что если государству нужна индустриализация, а денег на неё взять неоткуда — то можно усиленно эксплуатировать крестьянство. Если писатель хочет греться на Капри и писать о дьяволе, а стране нужно воспеть индустриализацию — то свободу творчества писателя грубо нарушат. Если академик хочет работать в Лондоне, где у него условия и есть с кем поговорить, а стране нужна фундаментально-прикладная наука — то никто академика никуда не выпустит.
…Применив к дню сегодняшнему эти основные признаки (вовлечение всех граждан в ключевые задачи, обеспечение роста государственной мощи и, таким образом, роста благосостояния/уровня развития плюс готовность к принуждению, в том числе массовому) — мы как раз и получим примерный нео-сталинизм.
Видим ли мы его вокруг?
Полным списком — нет, не видим. В том числе и в исполнении нынешней российской власти, которую в сталинизме обвиняют достаточно активно и давно. В первую очередь мы не видим попыток принудительного вовлечения всех граждан в «проекты развития». Власть явно ставит на «опорные точки развития» и на «воспитание профессиональных элит», а не на массированную элитизацию населения. И мы не видим принуждения в отношении самих имеющихся элит — если не считать таким принуждением точечные попытки государства лишить казённых денег отдельных деятелей искусства или активно отрицаемые самой властью неофициальные рекомендации элитариям «вернуть детей и капиталы домой».
Это не значит, что нео-сталинизм вообще невозможен. Это значит лишь, что он, будучи учением очевидно мобилизационнным, направленным на сверхконцентрацию усилий — в настоящий момент властью не востребован, а большинство граждан эту власть вполне поддерживает.
Но если мир будет продолжать нестись по кочкам в нынешнем своём темпе и однажды поставит страну в действительно экстремальную ситуацию — глупо исключать вариант, при котором из исторического опыта будет извлечено и примерено на реальность именно это весьма практичное учение.
Другое дело — что идеологи нынешнего, ностальгически-эстетического «сталинизма» в процессе едва ли примут участие..сам И.В. Сталин был стопроцентным практиком и вряд ли признал бы такой нео-сталинизм законнорожденным
https://um.plus/2017/07/17/neostalinism/
.
Journal information