marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

"РУССКАЯ ПАРТИЯ. ДВИЖЕНИЕ РУССКИХ НАЦИОНАЛИСТОВ В СССР. 1953-1986 ГОДЫ"

"РУССКАЯ ПАРТИЯ. ДВИЖЕНИЕ РУССКИХ НАЦИОНАЛИСТОВ В СССР. 1953-1986 ГОДЫ"
Прочёл эту книгу Н. Митрохина о так называемой "русской партии" в СССР.. Монография написана простым, ясным языком, легко читается. Автор охватил большой круг источников, как документальных публикаций, так и монографии по этой теме (Данлопа, например), как мемуары, так и публицистику.
В книге насчитывается вступительное авторское слово, введение, 11 глав, заключение, научно-справочный аппарат.
В первой рассмотрен социальный контекст формирования идеологии движения русских националистов в СССР. Во второй влияние ПБ и аппарата ЦК КПСС на движение, его друзья и враги.
Третья глава касается русских националистов в литературной среде (от Валентина Иванова и Ивана Шевцова до "писателей-деревенщиков").
Четвёртая - о подпольных группах, имевших на вооружении национальную риторику, в 1950-е-1960-е годы. Нужно сказать,что деятельность этих групп почти полностью сводилась к написанию немногочисленных листовок, а деятельность их не была долгой (по понятным причинам). К крупнейшим таким подпольным организациям следует дело отнести "группу Брауна" ( питерского богемного художника и его полууголовных камрадов, которые периодически отмечали день рождения Гитлера) и ВСХСОН(Всероссийского Социал-Христанского Союза Освобождения Народа), который получал деньги от НТС, что и было основной причиной гонений на него.
В пятой главе рассказывается о роли аппарата комсомола в консолидации русских националистов: роли издательства "Молодая Гвардия" (одного из крупнейших в стране), формирование концепции военно-патриотического воспитания ( именно с 1965 года в том числе и их усилиями стал формироваться культ Победы в Великой Отечественной войне).




Шестая глава касается роли националистов в организации движения за охрану исторических памятников в 1960-е годы: клуба "Родина" и ВООПиКа.
В седьмой главе описывается изменение идеологии "группы Павлова" в промежуток между 1965 годом и 1970. Если вкратце, то оно заключается в более толерантном отношении к монархически-православным элемента в своём кругу, наподобие И.с. Глазунова, при том, что ядро (милитаризм, антизападничество, культ "государственника Сталина") осталось прежним.
Восьмая глава описывает "русскую партию" в 1970-1985 годах. Важно отметить, что одной из причин коллапса "русской партии" в Перестройку автор видит то, что система издания авторов в СССР и соответствующие гонорары зависели от количества напечатанных экземпляров книги, а не от количества проданных, что не давало ни реально оценивать популярность того или иного писателя по тиражам, ни обеспечить устойчивую массовую связь автора со своими читателями в смысле трансляции своих идей через книги (с. 385-387) (Такие люди, как Анатолий Иванов или Валентин Иванов были всё-таки исключениями)
Девятая - самиздат русских националистов (подпольных) в 1970-1982 годах
. Десятая - связям националистов и РПЦ. правда, большей часть непосредственно внутри церковной структуры это сводилось к торпедированию всеми возможными средствами церковных иерархов, считавшихся "либеральными" ( то есть, настроенными более-менее положительно в отношении экуменизма, католичества и иудаизма).
Одиннадцатая и последняя глава описывает агонию "русской партии" в Перестройку.

"Русская партия" фактически была поделена на две неравные части, объединённые общим врагом: условными "большевиками" (численно меньшими и боле радикальными в отношении текущего строя) были люди вроде покойного Глазунова или Ципко: то есть, антисталинисты. Условными "меньшевиками" (численно большими, но идеологически умеренными, мейнстримными) были непосредственно "сталинисты" ( группа Шелепина, группа Павлова, Д.С. Полянский - главный покровитель русской партии и т.д.), которые, однако, уже к 1970-му году сливаются с русскими националистами.
Книга незаменима для изучения этого аспекта жизни в СССР. К её достоинствам следует также отнести отсутствие предубеждения ( сильного, во всяком случае) к объекту исследования, наоборот, в своём вступительном слове автор совершенно справедливо указывает на то,что Генис, Вайль и другие автор шестидесятнического круга совершили невольную фальсификацию, выдав жизнь и ценности своего круга общения за жизни и ценности всей страны.
("Описывая де-факто мировоззрения либеральной интеллигенции, авторы пытаются представить его общим для всего социума.

Именно этим подходом и сильна либеральная мифология <...> Одним из результатов такого подхода стало то, что либеральная интеллигенция как объект, и проблемы, которые она поднимала как субъект, в настоящее время изучены лучше, чем многие другие аспекты истории советского общества"(с. 6-7)).
Интересно то, что основными адептами национализма "внизу" были именно что рабочие, за ними с большим отрывом - деклассированные элементы и служащие), что показывают материалы, посвящённые арестам за националистические акции. Это логично, ведь русское крестьянство в большинстве своём жило в моноэтнических регионах, и у него не было поводов для практической ксенофобии, в отличие от жителей более полиэтничных в этом отношении городов. Плюс, советская пропаганда тех времён, после 1945 года. в самых своих массовых вариантах (изобразительное искусство, кинематограф, книги "для детства и юношества" ( которые, между прочим. детям читают и взрослые)) была скорее в русле фёлькише, чем "марксистского социализма".

В качестве заключения, приведу некоторые, особенно выпуклые цитаты из книги.
".... миф о русском государстве. Его суть в том, что СССР является законным наследником Российской империи - государства созданного этническими русскими и для этнических русских {Ну насчёт того, что это "миф" - автор загнул - Р.В.]. Смысл мифа: только этнические русские имеют право руководить этим государством в настоящее врем, они должны составлять, как минимум, "квалифицированное большинство" во всех престижных сферах (управление, оборона, наука. торговля).
В каждом конкретном случае, когда возникает альтернатива - занимать престижный пост русскому или человеку другой этнической принадлежности - предпочтение должно отдаваться "создателю государства" (как вариант - должна существовать система процентного представительства в соответствии с долей этноса в населении страны)

Миф о "русском государстве" безусловно противоречил не только историческим фактам, но и принципам существования Российской империи, в которой отношение к гражданам определялось в зависимости от их лояльности и вероисповедания.
Однако к 1950-м годам реальных воспоминаний о полиэтничной элите и аппарате управления российской империей уже не осталось, и молодые чиновники, да и интеллектуалы, воспринимали на веру внушавшиеся им в детском и подростковом возрасте тезисы сталинской пропаганды второй половины 1930 - начала 1950-х годов, утверждавшей приоритет русского этнического фактора"(с.74-75)

".... расистский принцип ответственности крови. <...> Реально существовала шкала благонадежности по отношению к разным этносам - естественно, высшую позицию в ней занимали русские и приравненные к ним украинцы и белорусы. Известный демограф А. Вишневский, анализировавший этнический состав центра власти в СССР - Политбюро КПСС пишет:
"При том, что в 40-80-е годы численность русских в СССР была примерно втрое большей, чем численность украинцев, число русских, поднявшихся на кремлевский верх, было вшестеро большим.
Но все же украинцы и белорусы находились в сравнительно благоприятном положении, почти 84% тех всех, пришедших в руководящие органы ЦК с 1930 по 1989 г., составляли представители трех славянских народов, и только 16% оставалось на долю более ста остальных, из которых реально были представлены только девять. <....> Столь же значительным было преобладание русских во всех союзных структурах - партийных, правительственных, армейских, научных и т.д.""(с. 78)

Интересные профессора марксизма-ленинизма были при Сталине:

"Так, на заседании, посвященном борьбе с космополитизмом, ведущий - заведующий кафедрой марксизма-ленинизма проф. Леонтьев - сообщил:
" - В президиум поступила записка, в которой утверждается, будто под видом борьбы с космополитизмом наша партия ведет борьбу с евреями. <...> Убедившись, что аудитория готова внимать его объяснениям, профессор начал той самой классической фразой, к которой прибегал обычно в таких случаях во время своих лекций:
- Товарищ Сталин нас учит.... - И, раскрыв специально принесенный из дому сталинский том, он торжественно прочел заранее заготовленную цитату: -
"Советский народ ненавидит немецко-фашистских захватчиков не за то, что они немцы, а за то, что они принесли на нашу землю неисчислимые бедствия и страдания". -
И, назидательно подняв вверх указательный палец, заключил: - Вот так же, товарищи, обстоит дело и с евреями""(с.154-155)


https://www.facebook.com/CrimsonHawk98/posts/1874587742803698?pnref=story
Tags: Россия национализм
Subscribe

promo zsbooka 21:01, yesterday 15
Buy for 20 tokens
По поводу нынешних последних выборов даже писать ничего не хотел – настолько опустела страна в политическом смысле… И дело не только в том, что посадили-таки Навального и обезглавили/запугали весь его электорат (максимально протестный в данный момент), и не только в том, что старые…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments