marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

Россия и революция

Усилиями пропаганды западно-европейских государств 19 века Государству Российскому был создан образ "вечного оплота реакции", своей целью ставящего изничтожение всего прогрессивного, чьим любимым занятием является подавление каких угодно революций.
Между тем, стоит взглянуть на русскую политику с 17 века начиная, чтобы понять, что разговоры о "реакционности" России есть не что иное, как пропаганда.

Во время восстаний на Украине середины 17 века, и начала-середины 18 века (Гайдамачина, Палиивщина, Колиивщина) крестьяне требовали именно что своего присоединения к России, в отличие от двуличной казацкой верхушки, пределом мечтаний которой было встроиться в польскую элиту.

То есть, к России притягивался именно что революционный элемент, как в социальном отношении, так и в национальном ( ибо тогда в польских Кресах Всходних помещики были поляками и католиками, которые с православным населением обращались как позднейшие колонизаторы с неграми)
- другой вопрос, что не всегда русское правительство имело возможность принять их услуги
( так из-за русско-польского союза и наушничания Мазепы Пётр не поддержал восстание Палия, но после предательства Мазепы реабилитировал Палия; в годы Колиивщины правительство Екатерины II фактически подавило это восстание, выдав его зачинщиков полякам, но уже через три года, опираясь именно на требование равноправия православных, устроила первый раздел уродливого детища Люблинской Унии).



В годы Великой французской Революции правительство Екатерины II наотрез отказалось отправлять свои войска на подавление этой революции, а Павел I даже заключил фактический союз с Францией, тогда ещё революционной.
Опять-таки, после разгрома военного деспотизма наполеоновской Франции, легитимистский курс был навязан России с одной стороны Талейраном, который стремился на основании легитимизма и восстановления границ 1789 года избежать раздела Франции, а с другой - Меттернихом, который видел в России злейшего врага Австрии (вплоть до стремления сохранить империю Наполеона, пусть урезанную, и заключения англо-австро-французской военной конвенции 1814 года).
И этот курс проводился Россией без какого-либо энтузиазма: достаточно вспомнить, какое возмущение в России вызвал отказ правительства Александра I помогать греческим революционерам против законного монарха.
Но даже и при позднем Александре I именно Россия окончательно заблокировала все и всяческие попытки интервенции европейских держав в революционную Латинскую Америку и настаивала на том, что Испания не должна цепляться за свои колонии там (см. монографию Исэрова "США и борьба стран Латинской Америки за независимость")
Не было сделано Николаем I ничего для подавления июльской революции 1830 года, хотя Николай вполне основательно презирал режим "короля-буржуа"; два лишь только раза вмешалась Россия в европейские дела между 1815 и 1853 годом: во время подавления венгерского восстания в 1848 году и во время Ольмюцского съезда 1850 года, где она недвусмысленно поддержала Австрию - и через три года вся Россия поняла, что это было очень крупной ошибкой - император Николай I даже сказал, что из всех польских королей самые глупые - он и Ян Собесский, ибо они оба спасли Австрию. Более того, искренние русские патриоты даже сочувствовали европейскому революционному движению.

Приведу два примера - Погодина и Тютчева.
Первый почти сразу по началу Крымской войны призывал к разрыву с европейским консерватизмом, верно указывая, что революция по западно-европейскому образцу невозможна, и к блоку со всеми режимами в мире, которые дестабилизируют статус-кво.

Вот как об этом пишет выдающийся русский исследователь В.Л. Цымбурский: "Погодин с удовольствием использует фактическое присоединение Австрии к антироссийскому блоку - порядок, который Николай "сам поддерживал и установлял в продолжение тридцати лет...
Этот порядок изменил Ему, предал Его, вооружился против Него.... Этот законный, Австрийский порядок". <...> В Европе только враги, два клана врагов - враги "фрачные", либералы и радикалы, и "враги мундирные", официальные.
Отказавшись от союза с европейским консерватизмом, Россия избавится от "фрачных врагов" и расколет Европу, а если она тем самым подтолкнет на Западе социальную революцию - тем лучше: "Выбор, кажется, не трудный: всю Европу иметь против себя или поставить одну половину ее на другую?".

В конечном счете, Россия должна блокироваться со всеми режимами и движениями как в мире, так и в Европе, готовыми дестабилизировать статус-кво; <...> Определяя союзников, она должна иметь в виду не официальные центры, но точно так же племенные региональные движения <...> причем, в конечном счете, этот "крестовый поход России", увенчавшись успехом, "обновит обветшавшую Западную Европу""(с) В.Л. Цымбурский, "Морфология российской геополитики....", с. 176)


А вот каковы воззрения Тютчева: "Глубокая ошибка воспринимать слова в начале тютчевской статьи-записки <...> как кредо "жандарма Европы".
На деле они нацелены именно против Европы легитимной: задача Тютчева - доказать адресату, что этой Европы больше нет как политической величины, а значит, нет и политических обязательств, связывающих Россию. <...>
Католические консерваторы Европы не без оснований расслышали в тютчевских трудах тех лет "радостный крик варвара" над руинами ненавистного ему мира. Один из этих авторов даже перефразировал броскую формулу Тютчева, объявив, что две силы, борющиеся за Европу, - это католическая церковь и революция, Россия же представляет одну из революционных сил, штурмующих твердыню западного христианства"( там же, с.189-190).
Более того, уже после франко-прусской войны, когда во Франции существовала действительная возможность реставрации монархии, Тютчев самым недвусмысленным образом поддержал Третью Республику и глумился над французскиим монархистами (там же, с. 193-194), а за двадцать лет до того писал такие строки:
""Теперь, если бы Запад был единым, то мы, я полагаю, погибли бы. Но их два: Красный и тот, которого он должен поглотить. В течение 40 лет мы оспаривали его у Красного - и вот мы на краю пропасти. И теперь-то именно Красный и спасет нас в свою очередь""( цит. по: Цымбурский В.Л., указ. соч, с.196).


Таким образом, крупнейшие консервативные, националистические мыслители Российской Империи второй и третьей четверти 19 века относились к европейской революции достаточно сочувственно, если и не положительно, то "с пониманием".
Что, к сожалению. не всегда можно сказать о европейских революционных мыслителях; само же Российское Государство за исключением двух акций, которые были направлены, к конечном счёте, против национальных интересов России, вовсе не сдерживало прогрессивные силы Европы.
Наоборот, это именно русская политика стремилась к освобождению балканских наций от турецкой власти, поддержала объединение Германии и борьбу центрального правительства США против плантаторов-сепаратистов ("Права С.В. Лурье в том, что Россия выращивала Соединенные Штаты, как и Иран...."(там же, с.254).
И во второй половине 19 века Российская Империя не вела сколь-нибудь активной колонизационной политики: обретение выхода к Тихому Океану, равно как и занятие Средней Азии были не колониальными акциями, но естественным расширением государственной территории - единственный период, когда роль России в Китае можно было назвать, пусть и с натяжкой, "колониалистской" - между японско-китайской и русско-японской войной, и эта политика была начата из-за лихорадочного желания "не отстать от западных держав", а закончилась весьма печальным поражением от Японии.
Но сколь мелки эти действия Империи в сравнении с Третьей Республикой в одну четверть века создавшей вторую по масштабам колониальную империю, или Британии.
И после русско-японской войны Россия была вынуждена подчиниться британской колониальной политике в Иране, чтобы обеспечить относительную безопасность южной государственной границы; не случайно то,что вмешательство России во внутренние дела Ирана в 1907-1910 годах воспринималось иранцами менее болезненно, чем английское.
Как сказал безвестный иранский патриот: "Вы, русские. только грабите. Англичане же сосут [кровь]".

И в Европев тот период всё было аналогично.
Кто в действительности прилагал путь половинчатые, но всё же действенные меры для облегчения положения гонимых христианских меньшинств в Османии?
Российская Империя.
А кто займами, оружием и военными специалистами цементировал это государство?
"Просвещённые мореплаватели" из Британии, Франции, Германии, Австро-Венгрии.

О последующей политике Советской России по поддержке революционных и национально-освободительных движений известно, равно как и о том, что эти последние неоднократно выступали в роли фактических агентов Союза.
Но даже и сейчас те движения, которые позиционируют себя революционными (как в социальном, так и в национальном отношении - от латиноамериканцев до американской TWP) en masse смотрят и на современную Россию, как на дружественную державу.
Пусть Россия сейчас слаба, её правительство по тем или иным причинам не способно вести решительную национальную внешнюю политику,
но она - всё равно Катехон, который удерживает всех деспотов мира от "резких движений",
самим фактом своего существования не давая радикально сместить мировой баланс сил в пользу США и ЕС, последние десятилетия стабильно поддерживавшие самые изуверские режимы на планете: от Пол Пота и афганских моджахедов до саудовских королей, украинских и балтийских шовинистов до латиноамериканских "эскадронов смерти".


"Катехон", если обращаться к терминологии новозаветных времен, это "последняя империя", которая предшествует царству Антихриста

https://www.facebook.com/CrimsonHawk98/posts/1892980900964382
Tags: История, Россия, духовность и консерватизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ключевые идеи реформаторов девяностых.

    Предполагалось достижение общественного процветания на капиталистической основе в два хода. * Первое - государство надо свернуть и позволить всем…

  • про город Ирбит

    Помню когда-то давно ехал я на поезде из Свердловска в Ирбит вместе с различными хтоническими персонажами. С одним вышли в тамбур покурить. Он…

  • происшествие в Казани

    в Татарстане бывший ученик расстрелял школьников прямо во время уроков. В 9.20 утра в гимназию номер 175 в Казани пришел ее недавний выпускник и…

promo marss2 june 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments