Заседание Политбюро ЦК КПСС: О работе казахстанской парторганизации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся
11 июня 1987 г.
Докладывает Разумовский. На 60 млрд. рублей ввозим в республику товаров безвозмездно.
В рабочем классе республики казахов всего два процента. Распространено убеждение, что Казахстан "кормит всю страну", что Кунаев -- отец нации.
От него линия национал-протекционизма.
Растёт преступность...
В массовом сознании очень прочно сидит идея, что все мусульмане -- братья, вне зависимости от политического и социального строя.
Многодетность женщин исключает их из общества.
Отсюда забитость, живучесть ислама.
Отсюда и национализм.
Яковлев. Импульс национализма идёт сверху -- от местной интеллигенции, партийного и государственного актива.
Власти благожелательно относятся к националистическим проявлениям. Слава Богу, хоть об уничтожении Советского Союза не говорят.
Горбачёв. Какого Бога ты имеешь в виду? Если конкретно... (смех)
Яковлев. Аллаха.
Горбачёв. У нас в этом вопросе один Бог -- Ленин. Если бы он отстоял тогда перед Сталиным национальную политику, не было бы того, о чём мы сейчас говорим. Надо воспитательную работу вести и с лицами некоренной национальности, с русскими.
Карательные акции в национальном вопросе особенно опасны. Сразу возникают "святые" и "мученики".
Лигачёв. Национализм тем заметнее, чем сильнее проявления социальной несправедливости, чем больше извращений в кадровой политике, в экономической политике, закрепляющей иждевенчество... Получилось так, что сколько ни даёшь, всё мало. Иждевенчеству -- дать бой. Интернационализм свели к равноправию, а борьбу с национальным эгоизмом не вели. В этом деле потребуется и смелость, и мужество.
Соломенцев. Тот, кто был заражён национализмом, от него так и не освободился. Он у них ушёл вовнутрь... Я был там. Алма-Ата -- это одно. А перефирия -- совсем другое. Караганда -- это трущобы. В магазинах пусто.
Горбачёв. В алма-атинской истории мы сначала действовали, а затем приступили к глубокому изучению проблемы. Хорошо, что хоть начали изучать. Нужно глубоко политически оценить, что происходит. Межнациональные отношения -- важнейшие из устоев нашей государственности. Если эти устои не выдержат, начнёт трещать всё остальное. Здесь коренной вопрос.
Во время войны Казахстан, Алма-Ата прошли проверку на интернационализм. Создана мощная экономика в Казахстане. Построены города, советское сельское хозяйство. Трудно, но живут люди, надеются на лучшее. Это чувствуется во всех коллективах, где бывал.
Сильный аргумент -- что дала Казахстану революция... В связи с алма-атинскими событиями у меня не возникло намерения говорить о кризисе. Я и сейчас не ставлю под вопрос интернационализм казахстанского народа. Это были бы эмоции.
То, что произошло в декабре, не поколебало завоеваний Революции. Но событие это показало, что очень много накопилось проблем.
Анализ причин товарищи дали правильный. Я не согласен с Громыко: мол, знали о них, но молчали.
Во-первых, не молчали.
И не тут будем искать корень зла.
Не было и возможности по-настоящему поставить эти вопросы.
Как и в других сферах общества.
Это общая болезнь общества была.
Отсюда и вывод, который мы сделали: демократизировать общество, внести гласность, восстановить ленинский принцип работы с кадрами, даже если это кого-то и не устраивает. Мы на службе у народа. И всё предлагаем решить через справедливость.
Это и есть утверждение социализма.
Кадры у нас на местах, по существу, вне контроля оказались.
Кто бы туда ни ездил, докладывал: всё в порядке.
Есть причины национализма на казахской земле.
Есть и люди, которые несут ответственность за его распространение.
То, что они позволили там делать, -- это отступление от принципов.
Это результат перекосов и в идеологической сфере.
Там утверждалась джузовая идеология.
Через неё всё делалось.
И кадры определялись, и духовное развитие, и все прочие дела, включая формирование интеллигенции.
Это же унизительно по отношению к самому казахстанскому народу.
И ислам, конечно, этим воспользовался.
Сами кадры стали использовать ислам под видом поддержки традиций.
А что касается воспитательной работы, то я бы сказал так: её надо трансформировать в серьёзные экономические и практические дела.
Путь не самый лёгкий.
Сколько ввозим в Казахстан и сколько вывозим -- в данном случае надо быть очень осторожным.
Ведь производство угля и металла, которые оттуда вывозим, себя не окупает.
Да и хлеб, наверное, не даёт большого дохода. Казахстан у нас -- единственная товарная республика по хлебу.
Хотя и берёт с урожая больше, чем следовало бы -- для животноводства.
Но и здесь у нас провал: коров кормим зерном.
Правильна мысль о необходимости выращивать рабочий класс.
Это важно для любой нации.
Но здесь-то, в республике -- кто тогда у них будет работать в сельском хозяйстве?
В общем, куда ни кинь -- везде проблемы.
Потенциал там огромный во всех областях, а отдача слабая. И потом -- нельзя и казахстанцам тоже забывать, что хлеб-то убираем на целине всей страной.
В общем, надо динамизировать все процессы и пытаться создавать новую атмосферу в республике, которая всех бы сплотила. Надо спокойно, уважительно работать с людьми, даже с теми, кто заблуждается.
И с кадрами не торопиться. Они переживают там за то, что случилось. Не нужно попусту всех обижать...
Письма в ЦК идут не только от казахов, а и от русских, украинцев, немцев. Нельзя на весь народ распространять вину.
Очень остро, не только в Казахстане, стоит вопрос о национальном языке.
Вот передо мной письмо из Белоруссии. О чём автор пишет? Если в детском саду не научить ребёнка белорусскому языку, то в школу он пойдёт русскую. То же и в Казахстане.
Другое дело, когда там они начали элитные детские сады создавать, куда берут только казахов. А ведь ситуация такая, что казахи собственного языка не знают и не хотят его учить. Это тоже ни на что уже не похоже.
Вот тут настоящий интернационализм и надо проявить: уважение к выбору, уважение к национальности.
Ни национализма, ни тем более шовинизма, ни казахского, ни русского, ни какого другого нельзя допускать.
А посмотрите, что публикуют в детских книжках: определяют черты разных народов. Вот передо мной книжка: у казахов все черты хорошие, а у других -- много нехороших.
Понятно, развитие страны неизбежно приводит к углублению интереса к корням своего народа.
Мы что -- против возрождения этого интереса? Нет. Другое дело, как это подавать, как сочетать с интернационализмом, с отношениями между людьми разных национальностей. И не проходить мимо вредных проявлений, не молчать.
Мы же призываем к дружбе, к сотрудничеству, к взаимоуважению. В жизнь входит новое поколение на национальной почве.
Но они должны проходить школу интернационализма.
Да, формируется, растёт местная интеллигенция. это что -- плохо?
Но она же и источник всякого рода националистических перехлёстов. Тут всё очень тонко.
Или вопрос о русских в Казахстане. Их там почти половина. А это оказывается "народ некоренной национальности".
Получается, что 65 процентов там некоренных (русскоязычные: среди них -- 40 процентов русские).
Это правильно?
Мы опять сталкиваемся с проблемой инородцев.
Начинаем делить: кто коренной, кто некоренной.
Чепуха получается.
Кстати, это вопрос также и теоретический.
АГФ. Фонд номер 10, опись номер 2.
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1960176834264819&id=100008175637333
Journal information