Один из любимых фильмов детства - Девять дней одного года. Смотрел его бессчётное количество раз, не пропуская любой показ по ТВ или в наших клубах/кинотеатрах.
Одной из причин тому было то, что любимый и единственный сын моей бабушки закончил мехмат МГУ в 57 году и работал в Черноголовке у Семёнова в какой-то хитрой взрывной лаборатории.
Он очень рано умер - в тридцать лет, простуда перешла в менингит, закончившийся параличом, шедшим от ног всё выше и быстрее.
Я помнил всего несколько эпизодов, связанных с ним, но стараниями бабушки и мамы знал о нём очень многое.
Став постарше и пообщавшись с дядьями, я понял что это был не только сусально-идеальный сын и брат, а настоящий молодой парень - весёлый, не дурак погулять, любитель футбола и всех собак в мире.
Так вот, по словам бабушки, Гусев в исполнении Баталова - точная копия Жени.
Поэтому просмотры всегда были завязаны на эту подоплёку, дополненную мальчишеским увлечением наукой - "проблемой 92", трансуранами, Бородой, Крокодилом, Кюри, Жолио и прочей романтикой.
Там есть два героя, периодически появляющиеся на среднем плане - теоретики, которых играют Козаков и Евстигнеев, ну, помните, в ресторане они увлечённо хватают салфетку и начинают прямо за столом интегрировать/дифференцировать…
Потом мы их видим в толпе участников испытаний, бредущей по каким-то бетонным ускорительным коридорам, и они тоже увлеченно что-то скандируют про Дирака (или не Дирака? не помню уже…).
Совсем недавно меня накрыло осознание того, что с этих двух персонажей и началась история типажа, постепенно ставшего доминирующим в научно-творческой среде, а теперь превратившегося в общее место.
Этот типаж сидит в романтическом Юрковском (появился первым по времени), юмористическом Ойре-Ойре у Стругацких - с безусловной симпатией, куваевского же Гурина (тоже очень симпатичного) настигает понимание своей мелкотравчатости (единственного из перечисленных), не очень хорошо переданное в последней экранизации великой книги.
Ещё Гога Герцев, ненавидимый Астафьевым, единственный, который не получает прощения на страницах великой "Царь-рыбы".
Типаж этот характеризуется неким добродушным цинизмом, так сказать, и нигилизмом, проистекавшим в те времена от осознания силы науки, могущей всё объяснить и предсказать, главное - ничего не принимать на веру, во всём сомневаться и тд/тп.
Общей чертой персонажей является некая усмешечка, подтрунивание над собеседником, который по законам жанра должен это подтрунивание понимать и не обижаться, зная истинную силу духа и интеллекта персонажа, понимая, что это наносное, и "друг мой - третье моё плечо". (Гусев vs Куликов, Юрковский vs Быков).
Ну, и, конечно, понимание собственной важности, значимости для науки, страны, будущего - почтовые ящики, закрытые города с коттеджами и московским снабжением - ускорители, центрифуги, космодромы и реакторы.
Персонаж в дальнейшем развивался, всплывая довольно часто в различных фильмах/постановках/книжках, в жизни же окружающей клонировался бессчисленное количество раз.
К сожалению, монолог Жилина о маленьких людях, а также разнице между Быковым и Юрковским (в Стажёрах) остался клонами не услышанным.
А эти клоны и составили интеллектуальную/квазиинтеллектуальную элиту перестройки, а в дальнейшем обеспечили смысловым наполнением ураганные 90-е, обеспечив повсеместное внедрение слогана "Это ваши проблемы" и других замечательных лозунгов и дел.
Что же с ним теперь?
Мы видим его вокруг часто и много.
Самый лучший пример - Пархом, конечно, тот же Кох, Шендерович …
Ничего в них не осталось от блестящего Юрковского, неутомимого Гурина, остроумного Романа Ойры-Ойры, увлечённого наукой и верного друга Куликова. Остался цинизм, который из напускного стал сутью натуры.
Гениальный Астафьев верно угадал, что все они должны кончить Гогой Герцевым, каждый из них купил у ветерана медаль "За отвагу", чтобы сделать из неё блесну для спиннинга, увы.
================================
Вообще, шестидесятники, это феномен нашей истории, конечно. Вопрос, как из пламенных мечтателей и идеалистов получилось то, что в итоге получилось, еще требует осмысления.
https://www.facebook.com/vishnyakovs/posts/1559013104162693
Journal information