marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

национальные хорроры говорят о национальных характерах

Теофиль Готье называл роман "Мадам Бовари", между прочим,

"шедевром, окончательно изжившим самый наш главный национальный страх:
Шарль Бовари, муж многократно и цинично обманутый, но мягкостью своей и безответностью подобный теляти, любящий свою ненаглядную и после смерти,
и после того, как ему открыли глаза на истинную её сущность - отнюдь не презренный тупица, но индикатор окончательной победы цивилизации над дикостью в нашем обществе, полтысячелетия пугавшем детей Синей Бородой.

Господин Бовари - это антипод Синей Бороды, антипод бессознательный, а оттого особенно ценный.
И да здравствует смиренно рогатый муж, избывший наш родовой ужас!"

Психолог Бруно Беттельгейм однозначно трактует легенду о Синей Бороде не в формате психопатии главного героя, делающей из него маньяка и серийного убийцу (каким был, очевидно, Жиль де Ре, ошибочно считающийся прототипом Рауля Синей Бороды), но в контексте издержек кодекса рыцарской чести:
Синяя Борода, не принадлежащий к аристократии, но очень страждущий этой принадлежности, болезнно и убийственно щепетилен в вопросах подозреваемой супружеской неверности,
а потому после того, как очередная супруга слишком хорошо повеселится в его отсутствие - смывает пятна на гербе кровью.


Вообще национальные хорроры говорят о национальных характерах едва ли не больше национальных эпосов.

Черти, водящиеся в тихих омутах мелких городишек, демоны, самозарождающиеся в пыльной их скуке и сжирающие жителей изнутри - это квинтэссенция серединной Америки;
шарящиеся по чердакам скорбные уродцы со скелетами в шкафах исчерпывающе описывают британский островной страх вырождения в неизбежном инбридинге, шевелятся под сердцем младенчиками с возможным хвостом;
людоедская жуть "Мальчика с пальчик" и "Гензель и Гретель" несет в себе отголоски тотального голода в германских княжествах и маркграфствах в течение нескольких веков Реформации,
Контрреформации и Религиозных войн; кровососущий землевладелец граф Дракула вампирствует на своих крестьянах, разумеется, в самой жестоко и надменно крепостной Восточной Европе.

В России, как я уже неоднократно писала, единственный постоянный персонаж хоррора - это чрезмерно зажившаяся, заедающая молодые жизни старуха, графиня из "Пиковой дамы", бабушка из толстовского "Упыря", а изначально - Баба-Яга.
Двусмысленный, не очень даже на первый взгляд и страшный, уютный такой, домашний, явно материнского типа персонаж.
Пожет даже помочь, если ты ей глянешься.
А если и съест, то делает это так обаятельно, так ласково назовёт свою жертву "соколиком" да "касатиком", в баньке попарит, соатиньки на печку уложит, что и не жалко - ну, съела, бывает.
Бабушке тоже кушать нужно.
Оттого мы этот хоррор избывать и не пытаемся - больно скрепен он, больно родным, овинным духом в каждом отдается.


https://www.facebook.com/galinaguzhvina/posts/1183273948483366
Tags: Галина Гужвина, Литература
Subscribe

promo marss2 июнь 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments