marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

нью-эйдж и крах советского позитивистского проекта

Чумак, не говоря ни слова, заряжал с экранов воду, мази и кремы. А затем добавлял, что если у кого есть видеомагнитофон, то записывать — можно. И эффект будет тот же. Но только десять раз.
Ну и, конечно, желал телезрителям здоровья и того, что полагается.

Чтобы понять, кем и почему стал Аллан Чумак для страны, достаточно запомнить несколько слов.
Примерно таких: крах советского позитивистского проекта.
Когда ближе к финалу СССР вся практика повседневной жизни зашла в абсолютный перпендикуляр тому, во что предлагалось верить последние десятилетия.
Совсем огрубляя: когда гордиться — здесь и сейчас — стало нечем.
Великая Победа — как живой, не формализованный опыт — ушла к отцам, а то и к дедам.
А покоренный космос никаких яблонь на Марсе, обещанных художниками слова, не дал — поэтому целиком влился в официоз, не оставляя видимого следа среди людей без допуска.
То есть среди большинства.

При этом — очереди за тем, что есть.
Гонка за тем, чего нет.
Товароведы и продавцы — ближайшие друзья дома, если повезло.
Импорт чего угодно, включая зерно для хлеба.
До кучи — под самый конец — абсолютно непонятный широкой публике Афганистан, поставляющий в Союз только гробы.
«Интернациональный долг», видите ли; как, мы и этим задолжали, ну надо же...


И главное — полное нежелание что-то объяснить людям.
Хотя бы с позиций выбранного, единственно верного вероучения — но чтобы про то, что происходит в данный момент.
И когда это улучшится, если можно.
Нежелание и неумение выйти для этого к границам доктрины — а если надо, то и чуть за грань ее.
На временах, при всем при этом вовсе не голодных, довольно стабильных и в целом — исключая локальные битвы за пределами страны — вполне мирных.
Кажется, сейчас именно это можно назвать частным случаем проигранной медиавойны.

«Учитель приходит тогда, когда готов ученик». Фраза принадлежит отнюдь не Чумаку, но повторялась им неоднократно. Для того, чтобы проверить готовность миллионов учеников к зарядке трехлитровых банок и кремов перед телевизором, на экране которого Аллан Владимирович в полном молчании производил таинственные пассы, — вспомним соседскую бабушку, лечившую заговором грыжу у младенцев. Соседскую, а то и собственную. Или бешеные тиражи советской газеты «Труд» — единственной, которая с некоторым постоянством публиковала новости про летающие тарелки, инопланетян и прочую уфологию.

Но в своей области «быть можно дельным человеком» — а вне аудитории думать о чем угодно. А вдруг.

Вспомним, наконец, ассортимент торговцев, расхаживавших по советским поездам — эротика, Высоцкий и народная медицина от ломоты, почечуя и прочей золотухи, переснятая в плохих копиях на еще более удручающую фотобумагу. Кстати, большинство коробейников вели себя как немые: стоимость показывали на пальцах — точнее, на пальце, поскольку более рубля за штуку это добро стоило редко. Не это ли молчание — абсолютно неофициальное, но знакомое большинству — взял на вооружение чуткий журналист, ушедший в манипуляцию десятками миллионов сограждан?

Не мы первые, не мы последние. И уж точно не мы единственные, кто хочет всего, везде — и по возможности даром, либо за разумную плату, вне зависимого от интеллектуального и прочих цензов. Проверочное слово — NASDAQ, и если бы оно одно. Но в нашем обозримом пространстве именно Аллан Чумак первым взял и перевел эту область коллективного бессознательного в не менее коллективное осознанное. Страна ждала — кого-нибудь. Аллан Владимирович им и оказался.

Чумак стал предтечей для нового коллективного сознания — поскольку те, кто пришли вслед за ним, оказались сильнее него.

Но сейчас пора признать: именно Чумак впервые показал советским людям, стартующим в постсоветское будущее, что значит сила веры. Во что бы то ни было — пусть даже в странного человека в очках, молча дарующего с телеэкрана здоровье и прочие блага.
Сила веры — и то, что под ней можно с людьми делать (спойлер: все, что угодно).
Кашпировский и Лонго, Мавроди и ваучеры, безболезненный переход к рынку и связанному с ним достатку, август-91 и октябрь-93, дружба с Западом и отказ от расширения НАТО на восток — все эти символы веры случились уже после взлета Чумака.
Что-то сразу, что-то попозже. Как и многое, многое другое.

А первым был он.
Чумак в виде актуального явления закончился задолго до собственной смерти.
Уже в конце девяностых, баллотируясь в Госдуму, он не набрал и трех процентов.
Страна быстро излечилась от Аллана Владимировича — чтобы пересесть на куда более тяжелые снадобья.

=====================================

«Бандиты вломились к кашпировскому, говорят "Давай деньги".
Он им отдает и говорит: "Нате, обосритесь".
Бандиты ушли. День срут, два срут, три срут. Испугались, бегут обратно: "Помоги, мы все время срем".
Он им говорит: "Ну, не срите". Они опять ушли. Неделю не срут, две не срут. Испугались пуще прежнего.
Побежали к Чумаку, плачут.
А он им говорит: "Спокойно, мужики! Главное - не ссать!..»

Когда появилось видео с Чумаком, кое-кто в зале засмеялся.
А как нам не хватало такого здорового смеха в те годы.
Звериная серьезность людей, заряжавших воду в банках, тюбики с кремом и зубную пасту удивительным образом обнулила все многолетние старания советского строя по внедрению материализма в массы.
Миллионы жителей СССР, оказывается, не стали марксистами после отлучения от религии, а превратились в язычников, суеверных папуасов, простаков, наподобие тех, что 200 лет высмеивались в европейской литературе.
Видеть это тогда было горько и смешно.
Это был яркий симптом той смертельной болезни, что угробила Советский Союз.

Все «заряжал» своей энергией «добрый Чумак», и от этого в государстве, замершем на краю могильной ямы, наступали «повсеместные исцеления»

Тем временем генсеком КПСС стал Горбачев. Тут-то и пробил звездный час для советского «белого шамана».
«Черным шаманом» эпохи перестройки, безусловно, был Анатолий Кашпировский, здравствующий и поныне.  Но его впервые выпустили в эфир ЦТ СССР в октябре 1989 года, в то время как с лета того же года на голубом экране уже царил Чумак.

Загадка появления обоих в святая святых советского телевидения до сих пор кажется не разрешенной. Ну да, были у бывшего спортивного комментатора Аллана Владимировича знакомые среди телевизионщиков. Да и у врача-психотерапевта сборной СССР по тяжелой атлетике Кашпировского такие приятные знакомства, конечно же, имелись. И что же? Сам Чумак объяснял свое пришествие на ЦТ тем, что там однажды узнали о его «феномене» и решили пригласить на передачу. Но это объяснение для наивных: какие бы творческие планы ни вынашивали в редакции ЦТ и Гостелерадио, они требовали самого тщательного согласования с отделом пропаганды ЦК КПСС и другими аналогичными структурами, которые находились под контролем бывшего главы этого отдела, «архитектора перестройки» Александра Яковлева. Не исключено, что этот член Политбюро и дал санкцию на допуск к массовому зрителю Чумака и Кашпировского.

К 1989 году советской идеологии как таковой уже не существовало: со здания МГУ демонстративно сняли мемориальную доску «кремлевского кардинала» Михаила Суслова, в то время как команда Яковлева вовсю вела подготовку к отмене 6-й статьи Конституции СССР «о руководящей роли партии» (была аннулирована в феврале 1990 года — прим. ред.). В этой ситуации срочно требовалось достать из пыльного идеологического чулана какой-то симулякр, способный столь же мощно ударить по мозгам трудящихся масс, как это делало когда-то учение Ленина — Сталина. Церковь на эту роль еще никак не годилась: она была слабой, диссидентской, «старушечьей» и, в общем, никак не массовой. И тогда кто-то удачно предложил поменять Ленина — Сталина на Чумака — Кашпировского.

И началось: в утреннем эфире ЦТ, когда сознание наиболее открыто и беззащитно, первым появился «белый шаман», говоривший миллионам советских телезрителей что-то вроде: «Наш нынешний сеанс будет направлен на то, чтобы помочь людям с заболеванием сердечно-сосудистой системы. Но это не значит, что всем остальным надо уйти от экрана телевизора…» И «остальные», разумеется, не уходили .
Все «заряжал» своей энергией «добрый Чумак», и от этого в государстве, замершем на краю могильной ямы, наступали «повсеместные исцеления». Непонятно было лишь то, куда потом в постсоветской России делись все эти многочисленные «исцеленные» Чумаком и Кашпировским? Ведь РФ откровенно вымирала/

Тем не менее тогда оба «экстрасенса» собирали не только миллионную аудиторию ЦТ, но и огромные стадионы советских граждан, жаждущих «мертвой и живой воды» Чумака и сурового слова Кашпировского. Некоторые из зрителей прямо во время эфира в Останкино впадали в транс: начинали крутить головой, совершать судорожные движения и дергаться, как бесноватые. Вероятно, такие и достигали «совершенного исцеления». Результат этих массовых сеансов был очевиден: со страной, доверчиво сунувшей голову под подобный «энергетический душ», заряжающей банки и жигулевское пиво, можно было делать что угодно. Стесняться здесь было уже некого.

Последние свои телевизионные сеансы Чумак и Кашпировский проводили уже тогда, когда СССР перестал существовать.
Как-то разом с голубых экранов исчезли и оба шамана, «белый» и «черный». Теперь вместо них нас учили «свободному рынку» и «правам человека» другие люди, внешне более респектабельные и трезвые. Они больше не заряжали банки — не потому что не могли, а потому что не видели в этом необходимости: разжалованная советская держава и так уже была «заряжена» в нужном для них направлении.


В древней китайской философии есть такое понятие, как «музыка гибели». Это то состояние исступления и помешательства, которое способно охватить целые империи накануне их краха. В музыкальном выражении «музыка гибели» ближе всего к року: здесь господствуют рваные ритмы, ноты теряют изначальную гармонию и беснуются в хаотическом беспорядке, который постепенно распространяется на все сферы общественной жизни. Китайцы верили, что музыка и другие  массовые «сеансы» способны сломать целые государства, потому что ритм лежит в основе всего. Поэтому неслучайно в конце 1980-х целые стадионы собирали такие носители «музыки гибели», как тогдашние рок-кумиры, да еще Чумак с Кашпировским.
======================================


Покойный Чумак стал вполне приемлемой альтернативой саентологам и Марии Деви Христос.
Оба, кстати, с Украины. Да и Анатолий Михайлович Кашпировский - тоже, с Винницы.

С той степенью доверия к СМИ, науке и цензуре, какая была у населения СССР, в конце 80-х можно было и культ Вуду популяризовать.

===============================================
Конечно, нью-эйдж –  вечная проблема периода НТР, и даже сейчас, когда с НТР-ом – явная засада, множество соотечественников без всякого принуждения читают Стругацких и даже находят в этом какую-то экзистенцию.

И не надо ностальгического плача про «были передачи «Очевидное – Невероятное» и журналы «Наука и Жизнь»».
В «Очевидном – Невероятном» вполне могли себе рассказывать про гуманистическое воспитание в семействе Берберовых, а в «Науке и жизни» про «индийских йогов».
Вот за это, наверное, так воротит от слова «гуманизм». Сейчас оно стало эвфемизмом термина «Премия Дарвина», а тогда даже выговоров за Вангу не объявляли.
Конечно, над советскими людьми, заряжавшими банки с водой, будут смеяться те, кто верит в благодать Илона Маска или креативит лозунги «Россия Айфона против России шансона», но и этих дураков – никто не репрессирует, потому что "гуманизм".

Интереснее другой аспект. Гостелерадио СССР готовилась к сдаче всего едва ли не быстрее, чем Политбюро ЦК КПСС.
И мухоморы, раскручивавшие комсомольскую бригаду «Взгляд» или аэробику - понимали, что эта физкультура не про здоровье.
В Штатах залы для аэробики были клубами знакомств и мимолётных утех для разведёнок из низов среднего класса, и эту тему приватизировала Джейн Фонда.
Какая ни есть, но жена Теда Тёрнера.
Какого ни есть, но основателя CNN. В общем, заранее думали, кому продаться недорого, поэтому и сейчас этих недорогих халдеев (чтобы не искать более экспрессивных эпитетов), выкинуть из бюджетных кормушек – нереально.

Поэтому феномен Чумака выглядел немного особняком.
Он не был комичным Кашпировским, предтечей нынешних «Битв экстрасенсов».
Не был криворылым «сексологом», которых вытеснили уродливые психотерапевты.
Чумак был помятым совгуманитарием, с отсутствующей харизмой и потерявшим опору от «единственно-правильного учения».
Лектор общества «Знание», с бодуна забывший слова и делающий пассы, вожделея заряжаемый стакан с водой.
Настоящая "хтонь".
Тем более что гоняли заряжательную передачу с утра, и в похожем состоянии находилось достаточное количество зрителей. ПТК-то поломан, переключать программы плоскогубцами – лениво. Гармония.

После августа 91-го погнали, конечно, чудотворца взашей.
Теледеятелям стало не до абстрактного здоровья и счастья, пора было заряжаться деньгами.
А Чумак остался тем, кем и был.
Кособоким отцом русского акционизма. Это потом Кулик кусал собаку, Бренер звал на битву Ельцина, Толокно сражалась за наследника медвежонка, Гельман потирал потные ручки, Павленский заголялся на Красной Площади, а Полина Музыка "заряжала" вино.
Но всё начиналось из этих стаканов и молчания в эфире.

http://zavtra.ru/blogs/final_ustanovok

https://ob-zor.ru/obshchestvo/pamyati-allana-chumaka-predtechi-novoy-rossii


Tags: 80ые, СССР, СССР интелигенция, СССР распад, СССР религия, лженаука
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • М. Жванецкий .Мои привычки

    Мои привычки. О себе. Есть одна вредная - хочу выпить. Есть вторая вредная - могу выпить. Третья вредная - пью. Что мешает стать алкоголиком?…

  • Время замедлилось с распадом СССР

    По сравнению с двадцатым веком мы живем в медленном-медленном времени.. Мелькнула сейчас перед глазами песня с концерта группы Oasis 1996 года.…

  • Радикальное отличие социализма от капитализма

    Радикальным отличием социализма от капитализма - нет, нет, я понимаю, что там много отличий, но это отличие для простого гражданина как мы сейчас, по…

promo zsbooka 21:01, yesterday 15
Buy for 20 tokens
По поводу нынешних последних выборов даже писать ничего не хотел – настолько опустела страна в политическом смысле… И дело не только в том, что посадили-таки Навального и обезглавили/запугали весь его электорат (максимально протестный в данный момент), и не только в том, что старые…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment