marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

Главный урок дела «Матильда»: не нанимайте перебежчиков

«Сообщение персов из Фермопил. Вчера на нашу сторону перешел бесстрашный греческий герой Эфиальт».
Карел Чапек середины 1930-х не теряет актуальности и восемь десятков лет спустя.
Наши разведчики по-прежнему противостоят их шпионам.
Поддерживаемые нами повстанцы ни в какое сравнение не идут с террористами, подуськиваемыми противной стороной.
А перебежчики?
Понятное дело: если от нас, то предатели.
А если к нам?

Что можно и нужно делать с перебежчиком, если таковой вам попался? Есть много вариантов, рассмотрим наиболее популярные.

Вариант номер один. Отжать информацию, работать с перебежчиком дальше. Для чего передать персонажа в службистский аналог программы защиты свидетелей. Адрес — засекретить. Ключ для любопытствующих из публики — потерять. Понятно, логично, бережливо.

Вариант номер два. Отжать информацию, дальше с персонажем не работать. Выдать ему бочку варенья и корзину печенья. Понятно, логично. Правда, чревато сахарным диабетом — но это всего лишь перебежчик и очередной его выбор.

Еще вариант: отжать информацию и ликвидировать. См. «Вороненков, Денис». Это уже очень и очень плохо, это уже криминал. Рассматривать его не будем — ни по логике, ни по понятиям. Просто пометим, что во взаимоотношениях с перебежчиками встречается и такое.

Что точно встречается куда реже — когда перебежчик становится законодателем в стране пребывания.
Случай депутата Госдумы Натальи Поклонской — из таковых, из редких.


«Вступая на службу в прокуратуру, посвящаю свою деятельностью служению украинскому народу и украинскому государству и торжественно обязуюсь: неукоснительно соблюдать Конституцию, законы и международные обязательства Украины; добросовестным выполнением своих служебных обязанностей содействовать утверждению верховенства права, законности и правопорядка» — по-видимому, тоже украинских.

Так начинается присяга работника генеральной прокуратуры Украины. Единственная, которую Наталья Поклонская приносила до воссоединения Крыма с Россией. В отличие от многих сослуживцев родом из бывшего СССР, ей не привелось — по крайней мере, на службе — застать развал одной страны и присягать совсем другой, возникшей на ее руинах.

О том, как может измениться психология человека, сознательно отказавшегося от присяги — вне зависимости от того, какова была предыдущая страна — написано много. В случае с Натальей Владимировной ничего писать не надо: все развивается в реальном времени. В том числе — онлайн.

«Искренне приношу соболезнования всем родным и близким погибших в результате теракта в Лас-Вегасе. <…> Любое попустительство со стороны органов, которые должны следить за нашей с вами безопасностью, недопустимо. Как это произошло с откровенным игнорированием ситуации, развернувшейся вокруг фильма [Алексея] Учителя "Матильда"».

Похоже, Наталья Поклонская — а эти слова принадлежат именно ей — утратила способность говорить на любую тему, если разговор не выходит на тему кино Алексея Учителя.

Всего за пару лет Наталья Владимировна прошла путь от героини «крымской весны», ее символа — «няш-мяш, Крым наш» — до полноценного имени нарицательного. Причем с Натальей Владимировной все случилось на почве вольно воспринятой информации о содержании отдельно взятой киноленты. Особо подчеркнем отсутствие личных впечатлений: смотреть «Матильду» Поклонская не собиралась и не собирается. А коллег из Госдумы, посмотревших и похваливших фильм, она заклеймила.

Наверное, учитывая заслуги Натальи Владимировны перед «крымской весной», попробовать ее в роли законодателя — стоило.
Хотя бы для того, чтобы сделать окончательный вывод о том, насколько статус парламентария и биография перебежчика подходят друг другу. Вывод, похоже, очевиден.

При этом, кстати, никто не виноват. Так получилось.
==========================
Поклонская, как и ряженные казаки и прочие фрики на всех ветвях властной вертикали и даже безвластной горизонтали (но, мечтающие перебраться в вертикальное положение) играет свою игру.
Которая, как ей КАЖЕТСЯ может попасть в тренд и быть одобрена и вознаграждена вершителями россиянских судеб.
В условиях, когда все, более взвешенные ниши лояльности плотно заняты, успевшими ДО нее,
она (по воле души или из простейшего циничного расчета или из их гремучей смеси) пытается найти СВОЮ тему.
Это настолько же очевидно, насколько и тривиально.

****
Тетеньке хотелось уютного чиновничьего счастья, ног при перемещении с Украины в РФ она по ошибке решила, что у нас тоже национальная идея и в почете почвенничество. Потребовалось время, чтобы осознать глубину ошибки: быть православным монархистом в РФ - неприбыльное дело. А в спойлерную оппозицию ей не хочется, не дура же она. Тут скорее образ рушится, который из нее официоз лепил.
она заявляла себя православной монархисткой и почитательницей св. Николая Александровича. А потом последовательно открестилась от монархии и Российской империи, заявила о верности многонациональному народу Российской Федерации
***
А еще, с учетом ее предшествующей Крыму-14 биографии, она всегда отлично знала, с какой стороны у бутерброда масло. Ясноглазые идеалисты до ее звезд на погонах просто не добираются.
Поклонская просто карьеристка. С чутьём, но без особого ума.
При Украине агитировала за нее и уехала делать карьеру в Киев.
После Майдана, когда продвигавшие ее в Киеве люди стали терять положение, воспользовалась старыми связями и
новыми перспективами в Крыму.
И не прогадала.
Проблема Поклонской - в обьективной невозможности ясно сформулировать политику партии в РФ.
Только ей покажется, что она эту политику поняла и оседлала - как неуловимый путинизм ускользает из-под нее

Наталья Владимировна привыкла чтоб четко и конкретно.
А тут нихера не поймешь - вчера одно, сегодня - другое, завтра третье, и все это надо скреплять скрепами.
За пенсионную аферу не голосовала - и ладно.
****

===============================

Помню, когда вышел самый первый трейлер этого фильма - невозможно пафосный, с обещаниями чего-то ошеломительного, то ли «главного фильма года», то ли «великого кино о великой любви», его венчал титр с надписью: «МатиДьда». Да, с двумя «д». Две буквы, «л» и д», ведь стоят рядом на клавиатуре.

Это было примерно такое же предзнаменование, каким для Николая II стала Ходынка, только на уровне фарса. И все-таки мало кто тогда в полной мере осознал божественную иронию. Он же Учитель; «он ведь снимал когда-то нормальное кино», как про другого выдающегося кинодеятеля говорил герой «Шапито-шоу». Столько хороших костюмов и дорогих декораций, столько хороших актеров. Ну, будет качественная мелодрама, на которой не захочется от стыда спрятаться под кресло.

В итоге - никаких претензий к костюмам, декорациям и актерам. А от всего прочего лезешь под кресло и там потихоньку становишься на сторону Натальи Владимировны. Не нужно быть ни «царебожцем», ни вообще православным, чтобы на двадцатой минуте стало отчаянно неловко за Ники, Аликс, Минни и даже за Матильду. Только когда немного отходишь и успокаиваешься после просмотра, понимаешь, что лучше всего этот фильм описывается хармсовской фразой: «Мама! Пойди сюда! Фокусники приехали!»
Сериалы про Распутина(хоть с Машковым, хоть с Депардье) или про Екатерину II (хоть со Снигирь, хоть с Александровой) выглядят на этом фоне очень глубокими и тонкими, элегантными и изысканными.

«Матидьда» начинается со сцены коронации; тайком прокравшаяся в собор балерина громко кричит Николаю, у которого на голове Большая императорская корона: «Ники!» Обернувшийся Николай падает в обморок от наплыва огромной любви, корона падает на пол.

Но кто же такая эта Матильда?
Через минуту нам объясняют: звезда борделя, известного также как Мариинский театр.
Никаких предисловий, никаких объяснений, с места в карьер: тупо бордель, и высокопоставленные особы выбирают там девочек по фотокарточкам. («Мы лучше, чем публичный дом - мы получаем казенные субсидии» - объясняет балеринам наставник в исполнении Евгения Миронова).
И вот уже император Александр III (Сергей Гармаш) раскладывает перед наследником фотографии, наставительно тыча в изображение Матильды: «Вот такая тебе нужна!»
Дело разворачивается в поезде, ну и все, кто хоть немного знает русскую историю, уже могут предсказать дальнейшее: поезд сойдет с рельсов, Александр III получит травму и вскоре умрет.

А Ники будут тащить на престол - а он будет упираться, потому что всерьез оценил выбор папы. О, это конец всему, эта фотография изменила все.

На первом свидании с Кшесинской несчастный принц будет обращаться с ней как с проституткой, а она в ответ закатит ему такую пламенную речь в стиле боевого НЛП («А хотите, я расскажу вам, как все у нас будет? Вы никогда больше не сможете никого любить, кроме меня...»), что несчастный Николай, оставшись на этот раз без секса, окажется пригвожден к проказнице Матильде навеки.

Какая там Аликс (будущая Александра Федоровна, предназначенная ему в жены?) Аликс же некрасивая, она жена, она сама по себе неинтересный сюжет, а вот Матильда - это да: подбавим жару. (Я понимаю, что это грубо, но в фильме, поверьте, оппозиция между красоткой Матильдой и некрасивой Аликс выглядит в десять раз грубее и пошлее, это надо увидеть, чтобы поверить; и кроме того, Учитель вообще не заморачивается на балетном искусстве - он не считает нужным предъявлять никаких доказательств, что Кшесинская была не просто умелой мужеукладчицей, но еще и выдающейся балериной.
Только в одном эпизоде она пыхтя и топая, практически на спор, выполняет 32 фуэте подряд - вуаля, вот вам и балерина, а что, нет? Но есть же приличия; в конце концов, без Матильды не было бы, например, Анны Павловой, и в историю она вошла отнюдь не только как умная шалава, то и дело менявшая в карьерных целях одного великого князя на другого).

И вот Николай так исступленно любит Матильду, так мечется между чувством и долгом (никогда еще классицистический конфликт не был выражен на экране так комично), что просто чудо, что он в результате счастливо прожил в браке много лет, пока всех не убили. Извините, опять-таки - я не говорю, а пересказываю.

И эти диалоги, от которых хочется задохнуться.

Двоюродный брат будущего императора, Андрей, тихо влюблен в Матильду. Николай его спрашивает:

- Какой подарок ты ей приготовил, браслет или серьги?

- Жизнь! А то можно прожить ее и так и не понять, кто ты.

- Я тоже хочу узнать, кто я! - торжественно отвечает Николай и отправляется, значит, с этой целью предаваться любви с Матильдой.
Но потом ему наставительно говорят: «Ты имеешь право на все. Кроме любви!»
Ох, даже Алле Пугачевой, исполнительнице всем знакомой песенки про королей, в этот момент захочется удавиться.
Но там там практически все так.

Андрея играет Григорий Добрыгин, и он великолепен. (Еще раз - там все актеры великолепны, кроме Данилы Козловского, который искренне старался и тоже был бы прекрасен, если бы в ходе монтажа его не превратили в нелепого, некстати встревающего в сюжет яростного комического бородача, не существовавшего в природе офицера Воронцова).

Андрей потом станет мужем Матильды, когда она исчерпает оставшиеся возможности. Какая все-таки интересная женщина была, может, кино про нееснять?

* * *

Во время той же несчастной коронации к Николаю подходят и говорят: «Государь, простите, но у нас тут катастрофа на Ходынке». Непосредственно во время коронации у нас происходит катастрофа на Ходынке! Все, кто читал Гиляровского - или, например, «Коронацию» Бориса Акунина, который читал Гиляровского - достаточно четко представляют себе, когда и как именно произошла катастрофа: ранним утром после коронации, не говоря уж о том, что три дня спустя. Но Алексею Учителю все равно (может, это что-то петербуржское, врожденное презрение к московским проблемам?) Для него это вообще не катастрофа, а просто возможность сделать эффектный кадр при ярком дневном свете.

Ники потом вечером гуляет, полный скорби, по Ходынскому полю, приказывает из личных средств дать по 500 рублей серебром семье каждого погибшего, а потом говорит «Дайте факел» - берет факел и ПОДЖИГАЕТ НЕЗАЖЖЕННЫЕ ФЕЙЕРВЕРКИ!

Матильда во время секса с будущим императором все время кутается в кружево, практически в какой-то оренбургский пуховый платок, чтобы эффектнее выглядело, такая вот эротика. Как выражались во времена нашей с вами юности, «романтический саксофон», только без саксофона.

И у меня больше нет никакого желания, Наталья Владимировна, пускаться с вами в пререкания - рецензия ведь уже плавно перетекла в письмо о сущности любви. Знаете, вы были абсолютно правы в одном: там все вранье. Ни малейшего доверия ни к одной сцене, ни к одному персонажу, ничего реального - просто возможность сделать эффектные кадры. И совершенно неважно, по каким именно пунктам Алексей Ефимович сможет отбиться (типа «Николай II действительно падал в обморок во время коронации») - «Матидьда» полна ослепительной фальши. И как бы ни силился отличный немецкий актер Ларс Айдингер изобразить любовь к симпатичной польской актрисе Михалине Ольшанской, Учитель своими диалогами и монтажом выжигает все доверие к этим чувствам на корню.

=======================================

В своем приветственном слове режиссер Учитель предупредил – в конце фильма титры идут шесть минут, и во время премьеры в Гамбурге никто не посмел встать и уйти в эти шесть минут. «Ух ты, – подумала я, – какое самомнение у человека».

Я почти не смотрю фильмы современного искусства – мне они не нравятся, и я испытываю эмоции. В связи с тем, что мне приходится испытывать много эмоций в своей собственной работе, я избегаю дополнительных через кинематограф. Но «Матильда» не дала мне ни одной эмоции, кроме, пожалуй, смеха.

Смех меня разбирал от диалогов героев. Да, с диалогами в российском кинематографе большая беда – в жизни люди обычно так не разговаривают. Смех меня разбирал от всяких мелких эпизодов, происходящих на экране в жизни Николая Романова. Такие могли происходить в индийском кино. Таких не было даже в турецком сериале, который смотрела вся российская провинция.
Таких не могло быть в жизни цесаревича.
Но такие могли быть в голове режиссера Учителя.

Я бы назвала Учителя Учеником – за его доброе сознание пятиклассника. Ему так хотелось показать Николая хорошим. Так хотелось дать понять зрителю: если бы Николай мог видеть знаки – падающая во время коронации корона, давка на Ходынке – если бы он выбрал любовь, не было бы июля 1918 года, не было бы расстрелянных его детей и не было бы самих этих детей. Упавшая корона летит и шевелится в кадре, как живое существо, поблескивая красным камушком. Происходит это достаточно долго для того, чтобы зритель мог вобрать в себя знак, понять его, осознать через все грани бьющего в глаза рубина.

Его Николай приезжает в день коронации на Ходынку, и там он скорбит. Но реальный Николай в день коронации туда не приезжал. И не факт, что он скорбел. Об этом может знать только сам Николай. Мы – зрители – не имеем права диктовать режиссеру, что ему снимать, он свободен в полете своей творческой фантазии, как его Матильда была свободна, летя в разверзшейся над сценой балетной пачке. Но что это, как не любовь  к Николаю в чистом виде?

Любовь Учителя свободна от агрессии и пены на губах активистов. Его любовь – не собственническая, как у Поклонской. Она детская и очень искренняя. И фильм его – очень детский. Он похож на красивые стеклышки, которые дети собирают в шапку, перетряхивают, выкидывают на пол, и вот как они легли, такой и будет картинка. В фильме много блесток, красивых кадров, но сшиты они не в сюжет, а просто сшиты. Красивая Матильда, красивые платья, красивые дома, красивая Ходынка и даже народ красивый, как ряженые.
Все это мельтешит перед глазами, смешивается, как стеклышки, и, наверное, производит впечатление на зрителя, мешает ему за блестками разглядеть в фильме лишних героев, которые сюжетно не оправдывают своего присутствия, деталей, которые появляются в начале и не выстреливают в конце.

Все эти жаркие споры, дискуссии, поджоги, агрессия, конспирологические теории, собравшиеся вокруг фильма, наконец, улеглись в понимание того, а что же все это время происходило.

Теперь мне ясно, что дело было так – государство дает денег на фильм, который слегка видоизменит исторические факты и покажет Николая Второго крепким государственником, человеком, приносящим свое личное счастье в жертву долгу и стране, фильм подправит имидж Николая, заклейменного кровопийцей в советских учебниках истории.
Люди по новому посмотрят на царя и на монархический строй.
Люди поймут, что монархия – это не так уж и плохо, как убеждали их во времена советского союза.
Но тут откуда ни возьмись возникает депутат Поклонская со своим протестом, и, не поняв политической повестки, начинает бороться с фильмом, уверяя, что он кого-то оскорбляет и демонстрирует все формы христианской нелюбви.

Что могу сказать?

На редкость унылое говно.
Просто на редкость.
Невыносимо скучное.
Блин, Поклонская просто в доле с Учителем!
Ничем другим весь это шум объяснить нельзя.
Без ее участия на эту тухлятину ни один вменяемый человек не пошел бы)

Актеры и игра - бездарное говно.
Сюжет - унылое говно.
Драматургия фильма - унылое говно
Диалоги - унылое пафосное говно.
Балет - и тот бездарное говно.
И это якобы лучшие балерины!


Не то чтобы я что-то особенное ожидала, но даже при моем нуле ожиданий - разочарована.
Что и требовалось доказать, "Матильда" оказалась очень дорого снятым, дешёвым трешем с нулевой художественной ценностью.
Посмотрел первые кадры "Матильды" - впечатлился. Идёт коронация Николая II, а по галерее, ведущей к хорам, задрав подол платья несётся Матильда. В момент когда Николай возносит над главой корону, танцовщица восклицает: "Ники!" И самодержец падает, теряя сознание. А я вижу лежащего в ринге Рокки и слышу крик: "Рокки, вставай, сукин сын! Микки любит тебя!" А ещё до меня доносится вопль:
"Пой, Джимми! Пой!"
И закрыв глаза я вижу как Ларс Айдингер (Николай II) встаёт, и нацепив боксёрские перчатки, начинает приплясывать, напевая: "Джимми, Джимми, ача-ача!" А в кадре уже пританцовывают гончие, рысаки и Матильда. Буду растягивать удовольствие. Такую херь можно смотреть только дозировано.

Стоило это такой рекламы, которую устроила Наталья Владимировна вместе с мини-ордой осенне-обострившихся граждан с девиациями на почве любви к Николаю II? Думаю, что нет.
=============================

Режиссёр А. Учитель в жизни не снял ни одного кассового зрительского фильма. Более того: его фильмы постоянно обвинялись в отсутствии логики, связности и вообще элементарного уважения к реальности.
Что компенсируется, вероятно, вхожестью режиссёра А. Учителя в высшие чиновно-творческие круги и кабинеты.

Поэтому решение о выдаче творцу полутора миллиардов государственных рублей было решением в принципе потратить их в никуда. Тематика фильма тут совершенно не играла роли:
А. Учитель столь же эффективно распорядился бы, если бы фильм был:

- об Аркадии Петровиче Гайдаре,

- о дружной коммуне весёлых старых поваров на острове Капри,

- о серийном убийце на птицефабрике

- о Второй Пунической войне, экспедиции на Марс, поиске Грааля, открытии радия, ограблении банка, вызове сантехника и прибытии поезда.

При этом отметим: своими нынешними цифрами (которые, конечно, провал - но всё же достаточно внушительны для фильмов граждан вроде А. Учителя) эта картина целиком обязана крошечному, но громкому меньшинству царепоклонников.

Последние, начав проклинать, отлучать, наскакивать и требовать от окружающих нормальных людей "занять сторону в конфликте" - сумели по меньшей мере активизировать интерес к данному произведению.

Интерес, которого данное произведение ни с исторической, ни особенно с художественной точки зрения совершенно не заслуживает.

А на самом деле, количество «духовных радикалов» и скрепоносцев в России находится в рамках статистической погрешности.

Этот фильм вряд ли нанесет какой-то ущерб образу Николая Второго.
Если честно, я вообще не встречал в своей жизни ни одного человека, который бы восхищался Николаем Вторым, как политиком и человеком.
А вы?

https://ob-zor.ru/kultura/glavnyy-urok-dela-matildy-ne-nanimayte-perebezhchikov

https://www.nsk.kp.ru/daily/26743/3771484/

http://www.pravmir.ru/matilda-ne-dala-mne-ni-odnoy-emotsii-krome-smeha/

Tags: Кино, духовные скрЭпы, политика искусство возможного
Subscribe

promo marss2 june 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments