marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Category:

Про голливудские процессы над домоганцами

Оригинал взят у kouzdra в "Интеллектуал и бакалейщик - это сила!"
Шкробиус открыл для себя историю с салемскими ведьмами и все удивляется :

У человека, не интересующемуся подобными вещами, в голове стоит заученная со школьной скамьи картинка: собрались полуграмотные крестьяне-мракобесы, похватали из навоза вилы и т. п.

Более всего, что меня потрясло в салемском музее было то, кем были инициированы эти процессы. Об этом в учебниках не писали, а если писали, то вскользь. Нет, не безграмотные фермеры и темные клерикалы начали охоту на ведьм в Салеме в 1692-м году

Человек, который уговорил своих друзей провести эти процессы, предложил неслыханную правовую доктрину, на основании которой казнили 20 человек, человек, единственный из всех присутствующих, так никогда и не признавший, что казнили невиновных, человек, который написал целую книгу об этом процессе - процессе, организованном, как иллюстрация его тезисов и материал для будущего опуса магнума, ...- был выпускник Гарварда и почетный доктор университета Глазго, первый американский ученый, член Королевского Общества, посол при дворе Его Величества от колоний, со-основатель Йельского университета, пионер вакцинации, автор более 400 книг и памфлетов, один из самых читаемых беллетристов Новой Англии, самый известный теолог своего времени и прочая и прочая и прочая.

А я не понимаю, чему тут удивляются. Самый страшный в смысле массовых истерик зверь - именно сбесившийся мелкий буржуа - государство и прочие классы себя духовно-мистическими материями обычно не утруждают и если и режут - то "просто врагов":
Для историков, представляющих себе, что человек, как персонаж трагедии классицизма, всегда действует, сохраняя "единство характера", естественно было представить себе санкюлота таким, каким его изобразил Ч.Диккенс в "Повести о двух городах". Тем большей неожиданностью было обнаружение, что и люди, штурмовавшие Бастилию, и участники сентябрьских убийств были в массе добропорядочные буржуа среднего достатка и отцы семейств
© Лотман

Интеллектуалов с теоретическими обоснованиями во Франции конца 18 века нехватки тоже не наблюдалось. Собственно потренировались в теориях на войне за независимость СЩА и развернулись :))))
Ну и ведовские помещательства типа салемского - типичное явление позднего средневековья, причем происходившее как правило в "зародыше нового мира" - городах - первая и одна из самых ярких крэйз такого типа - Vauderie d'Arras - 1459 год. Салемская история собственно - просто одна из поздних затей такого типа случившаяся на протестантской буржуазной провинциальной почве. Ну Америка действительно несколько отстала и эту моду подцепила с легким опозданием. А так -

http://polbu.ru/robbins_encycl/ch04_all.html
"Было брошено в тюрьму много людей благородных, и из низших сословий, и сумасшедших женщин. Их так страшно пытали и ужасно мучили, что они были вынуждены сознаться в предъявленных обвинениях. Они признавались в том, что видели и узнали на ночных собраниях многих благородных господ, прелатов, лордов и других руководителей провинции и города. Их пытали "так долго и часто", что они старались во всем сознаться, чтобы угодить судьям".

Наиболее влиятельные и богатые люди покупали себе освобождение от пыток и унижений. Неимущих сжигали. Инквизиторы соблазняли наиболее важных обвиняемых, обещая сохранить им жизнь и собственность. Обещания не выполнялись. Имения конфисковывались феодальными властями, а движимое имущество - епископством. По словам де Клерка, лишь немногие отрицали обвинения и отказывались давать взятки судьям
...
К концу года купцы уже опасались заключать контракты, и торговый оборот в Аррасе стал уменьшаться. В замешательстве инквизитор обратился за поддержкой к Филиппу Доброму, герцогу Бургундскому [герцог в ответ приказал прекратить страдать херней]; его замешательство усилилось, когда архиепископ Рейнский и епископы Парижа и Амьена объявили шабаш наваждением и сняли выдвинутые трибуналом обвинения в колдовстве.


Так что - никаких "темных крестьян" - интеллектуалы (тут - церковники) + бюргеры богатого купеческого города + заманушка насчет конфикскаций :))))

=================================

У человека, не интересующемуся подобными вещами, в голове стоит заученная со школьной скамьи картинка: собрались полуграмотные крестьяне-мракобесы, похватали из навоза вилы и т. п.

Более всего, что меня потрясло в салемском музее было то, кем были инициированы эти процессы. Об этом в учебниках не писали, а если писали, то вскользь. Нет, не безграмотные фермеры и темные клерикалы начали охоту на ведьм в Салеме в 1692-м году.

Человек, который уговорил своих друзей провести эти процессы, предложил неслыханную правовую доктрину, на основании которой казнили 20 человек, человек, единственный из всех присутствующих, так никогда и не признавший, что казнили невиновных, человек, который написал целую книгу об этом процессе - процессе, организованном, как иллюстрация его тезисов и материал для будущего опуса магнума, вот этого
http://web.archive.org/web/20080913014839/http://etext.lib.virginia.edu/toc/modeng/public/Bur4Nar.html
- был выпускник Гарварда и почетный доктор университета Глазго, первый американский ученый, член Королевского Общества, посол при дворе Его Величества от колоний, со-основатель Йельского университета, пионер вакцинации, автор более 400 книг и памфлетов, один из самых читаемых беллетристов Новой Англии, самый известный теолог своего времени и прочая и прочая и прочая. Его имя, заслуженно забытое - преподобный Коттон Мэзер. Можете почитать о нем в википедии
http://en.wikipedia.org/wiki/Cotton_Mather
http://salem.lib.virginia.edu/people/c_mather.html

За несколько лет до процесса преподобный Мэзер (на своем медицинском поприще) заинтересовался случаем девочки, по-видимому больной истерией, которую звали Марта Гудвин.
Анализ клинической картины уверил маститого ученого (Мэзер был заодно и первый американский психолог) что он имеет дело со случаем острого одержания бесами.
От этого преподобный перешел к более общей идее:
что Сатана особенно активен в Новой Англии, где ему всего лишь несколько десятилетий назад поклонялись туземцы,
и что невинные девицы подвержены козням еще не запуганной местной нечистой силы.
Бесы постоянно лезли в дела пуритан, совращая их с истинного пути и препятствуя поступи прогресса.
По мнению ученого, следовало показать чертям, что колонисты такого безобразия терпеть не будут.
В 1689-м году он написал страстный памфлет на эту тему

http://www.piney.com/MatherWitch.html
Мэзер решил превратить короткий набросок в капитальный труд о кознях дьявола в Бостоне и окрестностях, но ему не хватало материала.
Примерно тогда же на основании наблюдений над Мартой Гудвин, Мэзер (уже на своем юридическом поприще) предложил и обосновал новую правовую доктрину, основанную на обнаруженном им редком судебном прецеденте - не знаю, как ее называют по-русски.
В темные века сия доктрина была неизвестна; изобретение современное, не мракобесное.


...Spectral evidence is a form of evidence based upon dreams and visions. It was admitted into court during the Salem witch trials by the appointed chief justice, William Stoughton. The booklet A Tryal of Witches taken from a contemporary report of the proceedings of the Bury St. Edmunds witch trial of 1662 became a model for and was referenced in the Trials when the magistrates were looking for proof that such evidence could be used in a court of law. Spectral evidence was testimony that the accused witch's spirit (i.e. spectre) appeared to the witness in a dream or vision (for example, a black cat or wolf). The dream or vision was admitted as evidence. Thus, witnesses (who were often the accusers) would testify that "Goody Proctor bit, pinched, and almost choked me," and it would be taken as evidence that the accused were responsible for the biting, pinching and choking even though they were elsewhere at the time.

Именно на основании этой доктрины, подкрепленной достижениями передовой психиатрии и социальной теории, были осуждены салемские "ведьмы". Когда Мэзер прослышал про случай с девочками в Салеме, столь похожий на изученный им ранее случай с Мартой Гудвин, он уговорил губернатора назначить туда судьей своего закадычного дружка и джентльмена-естествоиспытателя Вильяма Саутона, и предложил тому вести процесс, основанный на его подходе.
Мэзер не пропускал ни одного заседания.
Один раз заключенного чуть не оправдали, потому что он перед казнью повторил Нагорную проповедь, что по писаниям самого же Мэзера одержимый нечистой силой сделать не может.
Мэзер тут же разагитировал толпу; несчастного повесили.
Когда девицы указали на жену губернатора, тот намекнул Мэзеру и Стаутону, что они собрали достаточно материала, и отменил допустимость spectral evidence.
После этого, как ученые друзья не пыжились, никого осудить им не удалось; процессы против ведьм на этом закончились.


Год спустя Мэзер написал дискурс о "культуре ведовства" в Новой Англии, который разошелся во множестве экземпляров и упрочил его ученую славу.
============================================================

Миллионы доносовTM на творческих людейTM в Тридцать СедьмомTM ведь тоже написало быдло с рабфака, ога!

Там эти доносы спустили в сортир, потому как плановый процесс, но кстати - стучала друг на друга в основном интеллигенция. Причем как правило взаимно - если есть донос А на Б - почти 100% есть и встречный донос Б на А :)

Самый страшный в смысле массовых истерик зверь - именно сбесившийся мелкий буржуа

Я бы добавил, что крайне страшным может стать интеллектуал.
Ибо как "профессионал" он, обычно, не связан тормозами условностей и морали - и если он не изучает что-то "реальное", типа физика - то может начать нести любую ахиннею, погружаясь в пучины собственной психики.
Причом в личной жихзни такой человек может быть милейшим существом и обитать под каблуком у своей жены.
Некоторую надежду в таком случе даёт понимание таким человеком своей ограниченности - типа "я могу нести ахиннею - и мой лучший друг тоже может нести ахиннею, несмотря на то, что мы оба в жизни - милейшие и образованнейшие люди.
Впрочем, без массы, которая такую ахиннею подхватит - у интеллектуалов ничего не получится, конечно.

У интеллектуала нет власти, государству/церкви самодеятельность в этой сфере ни на фиг не нужна - а вот если это поддержано теми самыми "структурами гражданского общества", о которых все так мечтают и получается это самое.

Ну вот взять все эти истерики что майданные, что "волонтерские пожарные" - явление структурно схожее. Ну вот достаточно этим же поклонникам "низовой самоорганизации", доктора Лизы и "разом нас багато" переключиться на поиски ведьм и дать им реальную власть (а в "гражданском обществе" у них власть есть - в том и идея этого самого "гражданского общества") - и получается это самое.

Ну собственно охота на педофилов - из той же оперы.

PS: Подхватывает ни разу не "масса" - а именно "граждане с собственностью, способные к низовой самоорганизации в горизонтальные структуры"



Философ и искусствовед Михаил Александрович Лифшиц рассказывал о междоусобных схватках среди интеллигенции в 30-40-х годах. Политические ярлыки были метательными снарядами этой борьбы, а доносы , или как тогда выражались, "своевременные сигналы" — ее орудиями. Участвовал ли я в этом? — спрашивал Лифшиц и отвечал: — Все участвовали, и я тоже. Иначе нельзя было ни писать, ни печататься, ни существовать в литературе. Ну, например, Нусинов выступает в прессе и обвиняет меня в том, что я искажаю марксизм, отрицаю роль мировоззрения в творчестве или не признаю сталинское учение о культуре. В его своевременном сигнале дан набор проступков, тянущий на 58 статью. Если я промолчу, вполне возможно, что меня посадят. Чтобы избежать этого, я публикую статью, в которой доказываю, что Нусинов не признает диктатуру пролетариата или отрицает лозунг: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Я даю шанс сесть в тюрьму и моему оппоненту. Я такой же доносчик, как и Нусинов, а то, что сажают его, а не меня — это уж или лотерея, или убедительность аргументов и искусство полемики.

«Когда мне говорят о жестокой цензуре в советской кинематографии, а особенно в мультипликации, я только грустно улыбаюсь. Долгий опыт работы сначала в Госкино, а потом на студии, показал мне (и не только на моём примере), что 90% всех „неприятностей“ спровоцировано твоими же коллегами по работе. Причины могут быть самые разные, обычный чиновник до этого даже и не додумается». Инесса Ковалевская.


Самое интересное в этой истории то, что она побуждает задуматься, а какие теперешние массовые убеждения и основанные на них действия будут через пару столетий восприниматься аналогично этим процессам над ведьмами

Маккартизм конечно. Борьба с педофилией кстати. Тут же есть такое дело - такие всплески крэйзы возможны только в определенного типа обществах - доносы пишут конечно везде, но в самоподдерживающийся процесс они переходят кажется только именно в буржуазном обществе:

Без "структур гражданского общества" этот процесс не становится самоподдеживающимся. Показательно что в Аррасе дело было прекращено именно вмешательством светских и высших церковных властей, которым эта бюргерская шиза ни на хрен не усралась (а торговля страдает)

PS: И кстати на аррасскую крэйзу соседи прямо тогда смотрели именно как на шизь. За пределами города никто в тамошних ведьм и тогда не верил.

А в чём принципиальное отличие маккартизма от сталинских репрессий?
В механизме - в одном случае плановая госкампания проведенная с самого верха, в другом - идущий из низовой межклановой и ниже борьбы и сведения счетов.



Tags: Куздра, психопаты и охота на ведьм
Subscribe

  • политэкономия коронавируса

    Лучшая вакцина при капитализме - та, которую нужно колоть каждый день. Эффективность не имеет значения. . Как работает капитализм, который мы…

  • необычная точка зрения на современный капитализм

    Современный мир состоит, наряду с государствами, из крупнейших корпораций, значение которых социальная мысль недопонимает, поскольку их изучение по…

  • политэкономия капитализма

    Глава Минюста поддержал идею заменить трудовых мигрантов зэками. Идею главы ФСИН Александра Калашникова о привлечении заключенных к работе вместо…

promo marss2 june 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment