?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Человек, который в чем-то твердо убежден, трудно меняет свои убеждения. Скажи ему, что ты с ним не согласен, он отвернется. Покажи ему факты или цифры, и он поставит под сомнение источник, откуда они взяты. Апеллируй к логике, он не поймет, о чем ты». (психолог Леон Фестингер, автор термина «когнитивный (мыслительный) диссонанс». и феномена мотивированного рассуждения.

описание данного феномена и теории приводится в знаменитом на Западе, но практически неизвестном у нас эссе Криса Муни «Наука о том, почему мы не верим науке».
Мотивированное рассуждение/аргументация (Motivated reasoning) – это мыслительный (когнитивный) процесс, в ходе которого некоторые идеи ставятся конкретным человеком выше других, потому что новая идея не эквивалентна оригинальной идее, уже сидящей у него в голове.

В ходе этого мыслительного процесса у индивида формируется предрасположение:
– к трактовке предъявленных ему доказательств как согласующихся с уже имеющимися у него представлениями;
– к корректировке того, что им считается беспристрастными логическими выводами.
Результат мотивированных рассуждений – самообман, зарождающийся в привязке к уже существовавшим мыслям, к которым человек привык.

Включается один из видов психологической защиты, называемый рационализацией, при которой человек оправдывает свои спорные поступки или чувства, объясняя их рациональными, логическими причинами.
Суть процесса рационализации в том, что это неосознанная попытка личности избежать внутреннего конфликта и поддержать самоуважение к себе любимому. В результате у человека возникает ощущение, что он сделал сознательный выбор, в то время как в действительности его поведение было продиктовано эмоцией – страхом перед неизвестным и нежеланием нанести ущерб собственной идентичности.

Фестингер: «Факты, цифры, логика, рациональная аргументация – ничто не поможет переубедить человека, если у него сработает защитная реакция мотивированного рассуждения».


В информационном мире мотивированное рассуждение становится примерно таким же негативным фактором для познания, каким в предыдущих эпохах была слепота. Выжить можно, но дорога к знаниям, сложным профессиям, исследованию мира для слепых крайне затруднена.

Вот несколько примеров того, насколько отличны представления миллионов людей от современной научной картины мира.
Согласно опросам Гэллапа, в США доля людей, придерживающихся научной точки зрения, что человек – продукт эволюции, лишь 15 %. В России после 70 атеистических лет советской власти таких ненамного больше – 26%.

проблема вовсе не только в неосведомленности людей. Она преодолевается просвещением. Другая и непреодолимая пока что проблема – это упертость людей, не желающих менять свою точку зрения вследствие мотивированного рассуждения.

статья «Это не мой консенсус: мотивированные рассуждения и источники научной неграмотности», опубликованная в последнем номере рецензируемого международного журнала Public Understanding of Science, Джоша Пасека (Университет Мичигана),который занимается исследованиями политических коммуникаций, изобретая оригинальные методологии опросов с использованием новейших технологий, медиапсихологии и науки о данных.

почему общественный консенсус по многим важным научным вопросам оказывается невозможен, несмотря на наличие прекрасной доказательной базы, подтверждающей современные научные взгляды по этим вопросам. Исследования привели Пасека к заключению: современная одномерная модель оценки признанности научных идей и теорий ошибочна.

В одномерной модели основным источником неверного понимания или интерпретации какой-либо идеи/теории считается недостаточная осведомленность (отсутствие или нехватка знаний) в конкретном вопросе. На самом же деле основной источник – вовсе не нехватка знаний, а много что еще. И среди прочего уже знакомое нам мотивированное рассуждение.

несколько причин, по которым люди могут неправильно отвечать на конкретный научный вопрос:
– люди не имеют информации по данному вопросу;
– они имеют неверные представления о том, что говорит наука по данному вопросу;
– они знают, что говорят ученые, но это противоречит их собственным представлениям или несет риск для их самоидентификации.
В зависимости от причин ответа человека можно отнести к одной из следующих категорий:
– неосведомленный,
– дезинформированный,
– несогласный.
------------------------------
Если б геометрические аксиомы задевали интересы человека, то они бы опровергались. Ломать картину мира это хуже чем дураком назвать. Болезненно для психики.

http://www.ng.ru/stsenarii/2017-11-28/13_7124_collapse.html



https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1984309901893414&id=100009432707715

promo marss2 июнь 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner