marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

Николай II – царь-модернизатор

товарищ монархических убеждений ( с модной в тех кругах бородкой "как у Христа") рассказывает о величайших успехах науки в царствование императора Николая-2.
Судя по всему он много сочинает, что обычно для современых монархистов,
они действительно находятся на самоподзаводе,
сами придумывают истории о величии Николая-2
а потом сами же и верят в них  уже как постороние люди.

ему в комментах пишут что современники до 1917 не видели ничего подобного

==любопытна в этом смысле переписка директора Обуховского завода с Николаем II незадолго до Первой мировой
Обуховский тогда стал получать награды в Европе (оптика, металлография и т.д.), но директор писал о чудовищном научно-техническом отставании России, не позволяющим ей на равных вести современную войну, и Николай реагировал с пониманием проблемы.==
В Екатеринославе не было ни Политехнического, ни Технологического института. Автор жестоко заблуждается, мягко говоря. И не только по поводу Екатеринослава.
"конкретика" автора, подобная утверждению о массовости не очень конкретна. Никакой статистики и ссылок на нее не приводится. Даже интересно, на какие статистические сведения он опирается в своих утверждениях. В приведенных же конкретных фактах он грубо ошибается или сильно преувеличивает, как в примере с Екатеринославом и с объявлением Рябушинского отцом русской аэродинамики.
"!Дмитрий Павлович Рябушинский – крупнейший ученый-механик, создатель первого аэродинамического институтакоторый в большей степени был отцом русской аэродинамики, чем Николай Егорович Жуковский".
." Массовое - подразумевает более чем пятидесятипроцентное вовлечение практически всех слоев населения. Однако уровень грамотности населения России в 1897 году составлял 29,6 % (44,4% у мужчин, 15,4% у женщин). О каком широком образовании и массовом приходе в науку может идти речь? Ученых можно было по пальцам перечесть.
Но самое интересное даже не этое
Допустим ,что это правда на 100 % и и русская техническая мысль в царствование посследнего императора Николая-2 действаительно достагла таких успехов...
.Но тогда у читателя неизбежно возникнет вопрос - а результаты  этого всемирного величия - они где?
где выигранные войны,
где  гигантские днепрогэсы,
где танковые армады на подступах к вражеским столицам?
где метро  в столице?
где практические результаты  в общем?

Таких возражений бы не возникло ,если бы господа монархисты были более  умеренными  в рассказах о величии империи
Ну да ,можно  согласиться, что Николай-2 был лично неплохим человеком. Однако на  заявленные монархистами  величие  и святость  он явно не тянет.

Можно  согласиться, что в русско-японской войне были не только провалы . Но  рассказ о  выиграной войной ,победе в которой помешали только злодеи -революционеры -   на уши не налезает.
Можно согласиться ,что и 1 мировая война имела некоторые успехи.. Но на упущеную победу она слишком явно не тянет.
 Можно согласиться на то, что Российская империя имела определеные сильные стороны в науке и технике.. Но  всемирное величие -   это слишком. .
И так далее, и так далее..
Но обяснить что то монархистам невозможно - это просто  зомби,   Истеричность, вся речь -готовые формулы и  речевки , двоичный код вместо головного
мозга. Они ведут себя как религиозные фанатики.
Несогласную женщину в комментах они назвали "это существо"


====================
Российская империя последние десятилетия перед революцией была великой державой. Она входила в пятерку на тот момент крупнейших и сильнейших государств мира


наряду с Британской империей, США, Германской империей и Францией с её колониальными владениями.

Примерно такое же положение в начале ХХ века Российская империя занимала и в науке. Если говорить о достижениях в области чистых, фундаментальных исследований, то, хотя Россия и не могла похвастаться такими научными созвездиями, какие были у мирового лидера на тот момент — Германии, но при этом была на уровне других великих держав – Британии, Франции и опережала США. С этим мало кто спорит. Достижения русских ученых того периода в области математики, механики, биологии и медицине, химии, в науках о земле – общепризнанны.

Российская империя в начале ХХ века – это примерно 10% мирового экономического потенциала. Примерно такие же проценты – относительно научного и инженерного потенциала. Сегодня нам с нашими 1-2, от силы – 3 % — такое и не снилось.

Российская империя лидировала во многих новых, самых перспективных на тот момент направлениях исследований.

В науку пришло очень талантливое, широко образованное поколение. И – главное – массовое. Это была очень большая группа ученых мирового уровня. Часть из них показали выдающиеся результаты в Советском Союзе, часть – в эмиграции, часть погибла. В последние два десятилетия перед революцией в русскую науку, причем прежде всего в науку прикладную, пришло самое, пожалуй, талантливое и перспективное поколение.
Да, действительно, поколение молодых ученых, о котором я сказал, во многом сформировалось в результате успешной реформы образования первых лет царствования Николая II.

Координатором этой реформы был министр народного просвещения, профессор Николай Павлович Боголепов,

В результате, во-первых было резко увеличено финансирование образования и науки. Соответствующие бюджетные траты в царствование Николая II росли почти по экспоненте. Рост был многократный. Во-вторых – и это более существенно – были осуществлены качественные изменения в программах и образовательных подходах. И, наконец, была проведена реформа управления школами. Была выработана новая концепция развития образования, предполагавшая значительно более широкое участие общества и прежде всего родителей в жизни школы. И на уровне ВУЗов – развивался контакт с предприятиями, с техническими обществами.

В книге 2010 года «Образовательный потенциал Российской империи» я привожу эти данные. Книга вызвала бурную дискуссию, мои оппоненты нашли несколько опечаток и неточностей, но ее основные выводы полностью подтвердились. Именно в царствование Николая II был совершен настоящий «образовательный прорыв» и проведены едва ли не самые успешные за все время Российской империи реформы образования. Одним из их результатов стал приход в науку накануне и во время Первой мировой войны самого успешного поколения русских ученых мирового уровня.

Были существенно усилены старые и созданы новые институты. Появились Петербургский политехнический институт, в тот момент, возможно, сильнейший инженерный вуз мира.

Были созданы технологические и политехнические институты в Варшаве, Киеве, Томске, Екатеринославе, коммерческие институты в Москве и Киеве, электротехнический институт, несколько горных институтов, Московский институт инженерных путей и сообщений. В целом – несколько десятков очень мощных высших учебных заведений, которые в XX веке составляли костяк системы технического образования, в том числе советской. Примерно к 1908 году Российская империя обошла все страны мира, кроме США, как по числу студентов-инженеров, так и по выпуску дипломированных инженеров. Причем качество их подготовки было очень высоким. Преподавательский состав и штат лабораторий российских предреволюционных вузов в наиболее важных с практической точки зрения областях – прикладной механике, химии и физической химии, технологии, физике (прежде всего электротехнике и теплотехнике) был очень сильным. Если просто посмотреть на список русских ученых, профессоров и преподавателей ВУЗов предреволюционного периода – это в значительной степени будут звезды, ученые с мировым именем. И почти все они все активно работали с русскими предприятиями, которые бурно развивались.

Вообще, в результате образовательных реформ при Николае II выросло поколение новых людей, с новыми идеями. С совершено другими взглядами, гораздо, кстати говоря, более патриотическое, чем предыдущее поколение. Игорь Иванович Сикорский – типичный пример этого поколения. Интересный философ, богослов, а не только ученый-инженер. Кстати, из его коллектива – около 80 человек, инженеры, ученые, консультанты, испытатели – половина оказалась в эмиграции, а из тех, кто остался некоторые были репрессированы.

Впрочем, Сикорский и люди, ему близкие, были монархистами и вообще весьма правых убеждений. Но в целом из этого патриотического поколения не менее трети эмигрировали, а значительная часть оставшихся погибли.

Связь технического образования с предприятиями резко усилилась. А это была эпоха промышленного бума в России. И если виттевская модернизация 1890-х годов в значительной степени осуществлялась за счет привлечения иностранного капитала, привлечения иностранных технологий, заметная часть инженерного штата имела иностранное образование или вообще была иностранцами, то второй период модернизации, с 1907 года осуществлялся силами русских промышленников, инженеров, ученых-прикладников. Ими уже до революции был создан целый пучок новых технологий и, конечно, этот рост должен был продолжиться. Недаром русские инженеры-эмигранты в 1920-е годы внесли существенный вклад в развитие самых высокотехнологичных отраслей европейской и американской промышленности. Примеров много: Сикорский, Прокофьев-Северский, Ботезат, Тимошенко – в авиастроении, Юркевич – в кораблестроении, Ипатьев, Остромысленский, Чичибабин – в химической промышленности, Липец – в проектировании локомотивов, Зворыкин – в телевидении. Это только те фамилии, которые на слуху. На самом деле, в американских, европейских и японских компаниях в 1920-30-е годы успешно работали тысячи инженеров и ученых-прикладников, получивших образование и опыт работы в Российской Империи.

В целом ряде самых перспективных, самых высокотехнологичных отраслей русские предприятия занимали ведущие позиции.

Скажем, в России в тот момент было несколько десятков очень крупных машиностроительных компаний, многие до сих продолжают существовать. Названия на слуху – Путиловский завод, Сормовский завод, Коломенский завод, Брянский завод, Обуховский завод. Это были крупнейшие в Европе предприятия, обладавшие гаммой современных продуктов, разработанных в их КБ, расчеты часто делались в сотрудничестве с учеными университетов и институтов. В последних имелись первоклассные лаборатории.

Или электротехника и радиотехника – область, где изначально была велика роль русских изобретателей. Попов, Лодыгин, Яблочков, Доливо-Добровольский и т.д. Старт русского (как и французского и английского) бизнеса в этих областях был успешен. Но в какой-то момент немецкие и американские корпорации подавили малые предприятия, в том числе русские, или скупили их. На рубеже XIX – XX веков возникло четыре корпорации мирового уровня – Westinghouse, General Electric, Siemens и AEG. Но с 1907 года пошел обратный процесс – русские промышленные круги стали выкупать предприятия обратно, возникли русские корпорации и мощные финансово-промышленные группы, которые привлекали в том числе и иностранный капитал, но через русские банки и управляющие компании. В Первую мировую войну остатки иностранных компаний и вовсе были секвестрированы. Именно в этот момент появился целый пучок новых разработок, созданных русскими учеными и инженерами на русских заводах.

В конце XIX века произошел прорыв в органической химии, который имел приложение, в том числе в лакокрасочной промышленности. Практически весь огромный рынок синтетических красителей освоили и контролировали немецкие предприятия. Однако в 1910-е годы начался прорыв, определивший облик химии в 1920 – 1930-е годы – развитие нефтехимии и химии эластомеров, полимеров. Здесь в 1910-е годы Россия занимала лидирующую позицию: русские компании имели значительную долю мирового рынка, на заводах и в учебных институтах действовали прекрасно оснащенные лаборатории с участием крупнейших ученых.

Итак, позиции русских разработчиков были очень сильны в прикладной механике, а следовательно в машиностроении, авиастроении и кораблестроении, в радиотехнике, электротехнике, в производстве новых материалов, металлургии и химии (нефтехимия и резиновое производство). И это не случайные успехи, за которыми последовал бы спад. Мощные молодые ученые, тогда только начинавшие получать мировую известность, имели очень серьезный задел. Крупнейшие корпорации, с миллионными активами, управлявшиеся русскими промышленниками (Путиловыми-Вышнеградскими-Сикорскими-Рябушинскими) или обрусевшими иностранцами (вроде братьев Нобель или барона Краузкопфа).

Развивающийся мировой рынок. Нет абсолютно никаких оснований думать, что в 1920-е годы не состоялось бы мирового лидерства России в этих областях. Страна была сломана на подъеме.

Крупные наукоемкие корпорации в ведущих странах мирового уровня сложились во второй половине XIX – в первые десятилетия XX века. Россия занимала здесь серьёзные позиции. В России, скажем, было более 400 очень крупных заводов с числом рабочих больше 1000 человек. Примерно столько же было в Германии и Великобритании, в США чуть больше — около 600. Всего в мире было около 3000 таких предприятий.

Соответственно, эти 400 русских суперзаводов контролировало 250–300 русских компаний мирового уровня. Только небольшое число из крупнейших заводов принадлежало иностранным международным корпорациям или полностью контролировалось из-за границы.

Основная масса заводов управлялась резидентами Российской Империи и были российскими компаниями, причем мирового уровня. Скажем, компания Путиловского завода была сопоставима с Круппом.

Главный вопрос – вели ли русские предприятия (в том числе с большой долей иностранного капитала) самостоятельную техническую политику, вели ли свои собственные разработки и кто этими предприятиями управлял? Кем были директора и инженеры русских заводов? Ответ таков: во время последнего промышленного бума в 1909 – 1916 годов абсолютное большинство русских промышленных предприятий вели самостоятельную техническую политику, создавали собственные продукты и управлялись российскими инженерами.

Российская компания БраНобель была крупнейшим центром инноваций, где отечественные ученые и инженеры проводили передовые разработки в машиностроении, конструировали первые танкеры, нефтепроводы, развили технологию производства дизельных двигателей, создавали транспортную инфраструктуру, создали более 100 новых продуктов переработки нефти.

Еще пример. Чем не «инноватор» масштаба Вестингауза и Круппа морской инженер Николай Иванович Путилов, стоявший в 50-70-ые годы XIX века у истоков трех огромных производств — кораблестроительного, созданного в годы Крымской войны, Обуховского артиллерийского сталелитейного завода, на котором была создана русская стальная артиллерия, и, собственно, Путиловского машиностроительного завода?  Чем он хуже Круппа, Армстронга или Сименса? Инженер, руководитель, промышленник, создавший огромные производства мирового уровня, основанные не на импортной, а на собственной технологии. В начале ХХ века АО Путиловский завод входило в тройку крупнейших  машиностроительных компаний Европы.

В последние десятилетия до революции Россия давала большие возможности. Поэтому и Нобели создали свои предприятия здесь, а не в Швеции и не в Германии. И все их активы находились здесь. Именно поэтому они исчезли в 1917 году, и именно поэтому сейчас нет такой компании.



Казалось бы, философия, богословие и русская идея как некий концепт философской и религиозной мысли начала XX века никакого отношения не имеют к научно-технологическому развитию, к научно-инженерной проблематике. Но изучая историю науки и технологий, я обратил внимание на один любопытный момент.

Лидеры прикладных исследований, в области физико-математических и инженерных наук, физиологии в Советском Союзе – это люди, которые либо являлись сыновьями крупных религиозных философов и богословов, священников, прямых участников процесса религиозно-философского возрождения начала XXвека, либо сами этим сильно интересовались. Удивительный парадокс. Например, Николай Николаевич Боголюбов, который руководил Институтом ядерных исследований в Дубне и математическим институтом им. Стеклова, был сыном протоиерея Николая Боголюбова, профессора богословия Киевского университета и крупной фигуры религиозно-философского возрождения начала XX века. Академией наук СССР руководили два академика – Борис Алексеевич Введенский и Иван Иванович Артоболевский.


Введенский – сын профессора Московской духовной академии Введенского Алексея Ивановича, который был учителем многих известных религиозных философов и священников, в том числе отца Павла Флоренского. Артоболевский тоже был сыном священника, профессора богословия Сельскохозяйственной академии. Академик-математик Владимир Иванович Смирнов был сыном отца Иоанна Смирнова – профессора и законоучителя Александровского лицея. Один из создателей советской физиологической школы Алексей Алексеевич Ухтомский сам окончил Московскую духовную академию и был религиозным философом. Сикорский, как я уже говорил, тоже был сыном известного профессора-психолога и писал работы о богословии и о «русской идее».

Мне кажется отнюдь не случайным совпадением, что лидеры советских научных школ вышли из среды носителей, выразителей русской идеи

http://politconservatism.ru/interview/v-treugolnike-promyshlennik-uchenyj-inzhener-glavnym-yavlyaetsya-promyshlennik


{C}{C}

Tags: История белая романтика, духовные скрЭпы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo marss2 июнь 25, 2014 01:11 2
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 54 comments

Recent Posts from This Journal