Читаю книжку "Bad Science" Бена Голдакра – это такой британский медик и журналист, внешне похожий на хоббита из экранизации "Властелина колец". После американского нон-фикшна очень свежо: автор не скрывает отвращения к своим героям (из фармацевтической индустрии, альтернативной медицины, диетологии и особенно из СМИ), но при этом изучает глубины их падения с неподдельным антропологическим восторгом и тратит на них куда больше слов, чем стоило бы. Кроме разве что людей из массовых медиа, их он просто презирает как гуманитариев и даже не называет по имени. Практически английский Невзоров, только моложе и менее театральный.
Типичная история из книжки: изучая регалии одного из своих героев, Голдакр официально приобрел за 60 долларов такой же диплом ассоциации диетологов на имя своей умершей кошки.
Топ-5 фактов, которые я себе пока выписал (еще не дочитал):
1. Среди 56 опубликованных исследований аналогов ибупрофена вариант производителя, спонсировавшего исследования, всегда оказывался лучше всех конкурентов. У Чака Норриса каждый препарат лучше всех остальных.
2. Крупнейшее исследование антиоксидантов показало, что они (в частности, бета-каротин) не дают положительного эффекта и незначительно увеличивают смертность. Похожая история со многими другими раскрученными штуками вроде омега-жирных кислот – в лучшем случае они просто ни на что не влияют. В целом, если вещество указано на этикетке какого-то товара как полезное, то оно бесполезное или вредное.
3. Есть понятие publication bias (предрассудки публикации) – положительные результаты исследований публикуют гораздо чаще, чем отрицательные (а в Китае, например, неудачные исследования на момент выхода книги просто никогда не публиковали). Так вот, существует публикация, подтверждающая предрассудки публикации в исследованиях предрассудков публикации.
4. Эффективность плацебо как антидепрессанта растет, потому что люди стали больше верить в эффективность антидепрессантов. Аналогично, болеутоляющие работают лучше, если вы видели их рекламу.
5. Феномен "британских ученых" имеет простое происхождение: в Англии существует тесный симбиоз PR-фирм, медиа и беспринципных ученых. Псевдоисследования поставлены на поток и приносят всем участникам выгоду. Например, "исследование" того, что женщины становятся симпатичнее от пива, спонсировал производитель оптики Bausch & Lomb, формулу "идеального пенальти" вывели по заказу букмекера Ladbrokes, а самый худший день в году ученые определили с помощью туристического проекта Sky Travel. Неудивительно, что он пришелся на январь, когда люди чаще всего думают об отпуске.
https://www.facebook.com/kalashnikov.mikhail/posts/1824067017604850
Journal information