- в ней хоть есть посыл к социальной справедливости и представление о том, что мы все в ней нуждаемся и нуждаемся друг в друге
- готовность зарыть в землю сколь угодно много ради будущего счастья - кошмарна, но важно то, что это будущее счастье - счастье всех (из тех, кто будет жить в грядущем, разумеется) -
- реализм может сколь угодно говорить о невозможности этого "грядущего",
но противоположная позиция - не только принятие несовершенства мира, но и его оправдание как должного -
- с этим можно смириться в рамках, напр., христианства -
но там это именно смирение, по грехам нашим - в ожидании избавления, по ту сторону времени -
- а не ликующее оправдание -
- так что да, выбирая между крайностями - большевизм предпочтительнее. хотя, разумеется, лучше бы вообще без крайностей
=========================
само собой - в жизни все иначе, но все-таки речь о базовых идеях -
- как, напр., при всех "но" в Советском Союзе не привился биологизм -
- и в той же жуткой системе лагерей теоретически солировал принцип "исправления", на практике выглядящий глумлением, но, что важно, блокирующий целый ряд теоретически возможных шагов
не нужно мне это рассказывать, я знаю. но это лучше и моральнее, чем прославлять несправедливость и неравенство.
не стоит ломиться в открытую дверь - и убеждать меня в чудовищности большевиков,
я к тому, что отрицание это возможно лишь с признанием той правды, которая придала им силу и величие (подлинное, а не лукавое)
Поль Клодель написал в дневнике "Хуже коммунистов только аниткоммунисты".
"пещерный антикоммунизм" (с) прославление "капитализма" в том его виде, как он представляется без всяких осложнений компромиссов - и Анн Рейд как апостол его. ну или Мизес - чуть лучше, но по существу малоотличимо.
помимо прочего - вычеркнуть почти весь двадцатый век из своего прошлого или, точнее, еще хуже - объявить его тем, в чем остается только каяться - перебор. без оккупационной администрации, я имею в виду, перебор)
Большевики и ранняя советская власть вполне жуткие, но это обычная рациональная жуть послереволюционного сочетания террора, утопизма, бардака и предвоенного-военного-послевоенного состояния, помноженная на милые особенности 20 века.
Разбирать, как это так получалось - очень интересно,
рассказывать об этом истории с моралью, ресентиментом, кровью и сахарином о вынырнувших прямиком из ада чертях - скучно и противно.
Если бы еще СССР проиграл войну, был оккупирован
и победители навязали ему этот нарратив,
награждая за него всяческими пряниками -это было бы одно дело,
а самим добровольно в него прыгать..
==================
Ленин - фигура, вначале обцелованная, а затем оплеванная, но всерьез так и не понятая.
Пещерные антикоммунисты защищают торжество индивидуализма перед коллективизмом,
старая добрая Америка вам в помощь - с ее приходами, практиками взаимовыручки и т.д. -
то, чем она сильна и чем держится. это никак не про "одиноких волков".
- кстати, в этом смысле очень примечательны "Письма из деревни" Энгельгардта,
как раз построенные на его изумленном открытии глубокой атомизированности русской деревни, о том, сколь она индивидуалистична, вопреки мифологическим описаниям
Коммунисты, на мой взгляд, омерзительны тем, что отрицают право на роскошь и объявляют саму категорию роскоши аморальной. В то время как это мощный стимул, мечта. Поэтому даже сам их идеал в вакууме непригляден и уныл. Достаточно посмотреть на пропаганду СССР или Сев. Кореи, например. Бедненько-чистенько, все улыбаются, поля колосятся, тракторы, города из одинаковых домов и... всё.
разумеется - роскошь (если мы не метафорически, о "духовной роскоши") это по определению "демонстративное потребление" - так что да, аморально
все-таки в европейской культуре политическое существование - стремление к "благой жизни". а если нет, так, простите - в зоосад.
увы, неравенство всегда воспроизводится на новом уровне - история большевиков, кстати, тому примером
но все-таки в этом больше истины, чем в отрицании его с опорой лишь на посюстороннее.
Вон в Австрии в течение 70-90-х неплохой был Sozialstaat под руководством социал-демократов. И не большевизм, и не звериный капитализм. Правда, и эта идиллия канула, посколько рассчитана на относительно гомогенное и потому солидарное общество.
эта идиллия, помимо прочего, предполагала опыт 1917 г. и альтернативу СССР
https://www.facebook.com/mestr81/posts/1856804494391306
Journal information