marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

про джинсы и жУвачку в СССР

10 марта 1975 года в московском Дворце спорта «Сокольники» произошла жуткая трагедия.
На товарищеском матче канадской юношеской сборной иностранцы принялись бросать в толпу упаковки со жвачками.

Не просто жвачки, а вожделенную мечту советского школьника.
Культовую вещь, которую не производили в СССР.
Одну резинку жевали три дня всем классом по очереди, заворачивая в обёртку из фольги для сохранности.

Но в давке погибло больше двадцати человек, 13 из которых были детьми до 16 лет.
В наших СМИ ничего не сказали об этом случае. Да и что было говорить?
Что советские дети дошли до такого уровня низкопоклонства перед западными товарами, что готовы унижаться, выпрашивать жвачку и даже топтать друг друга? И ради чего.
Ради кусочков ароматизированного каучука.

Таким образом, за одной трагедией стоит следующая, ещё большего масштаба.
Трагедия всего Союза, который шёл в будущее и к звёздам, а споткнулся на жвачке и джинсах.

Вся мощь советского проекта, весь его созидательный потенциал, как оказалось, не смогли противостоять самому простому и примитивному трюку, отработанному на индейцах с бусами.
Руководители в брежневскую эпоху тоже были людьми пожилыми и модные тенденции не разделяли.
Тем не менее проблема налицо, и её нужно было решать. Советский школьник не должен клянчить жвачки у иностранцев. К тому же в 1980 году Москве предстояло принимать Олимпиаду.

В 1977 году фабрика «Ереванские сладости» выпустила первую советскую жвачку. Армянский почин был поддержан множеством других предприятий СССР. Жевательные резинки производили на макаронных фабриках, сахарных заводах, в хлебопекарнях — в общем, везде.
Советская жвачка стоимостью 50 копеек за упаковку из 5 шт. На выбор были доступны следующие ароматы: апельсиновый, малиновый, клубничный, мятный и кофейный.
Не без усилий, но её можно было жевать.
Правда, из отечественной жвачки плохо выдувались пузыри. Помогли союзники по народной демократии — чешская жевательная резинка Pedro (можно было купить за 50 копеек в луна-парке) соответствовала самым высоким требованиям специалистов по выдуванию. Но теперь оказалось, что сама жвачка — это ещё не всё. В ней обязательно должен быть вкладыш, «мультик». Вкладыши коллекционировали с такой же маниакальной методичностью, как раньше значки или марки. Выкупали, обменивали, собирали серии и коллекции…

Как видим, эта абсурдная гонка может быть вечной.
Всегда появляются бусы какой-то новой модели, которую обязательно стоит заиметь.
Остаётся лишь принцип, что ценности надуваются и лопаются, как пузырь жвачки. 




Так, современные дети проходят мимо прилавков с жевательными резинками, они на них даже не реагируют.
В этом поколении другие символы и другие культы.

Психология взрослых мало чем отличается от детской.
Был в юридической практике Советского Союза такой случай. В 1961 году судили фарцовщика Яна Рокотова, которого поймали на незаконных валютных операциях. Дали восемь лет. Так бы и отсидел, но дело попало на глаза Хрущёву. Генсек психанул и пообещал посадить судей вместе с прокурорами, которые допустили такой мягкий, по мнению Никиты Сергеевича, приговор. Дело пересмотрели.
Дали пятнадцать лет. Хрущёв не унимался.
В конце концов, переписали Уголовный кодекс и Рокотова приговорили к расстрелу, что, конечно, было грубым нарушением права — закон обратной силы не имеет.
Приговорённый, очевидно, понимал безысходность своей ситуации и в заключительном слове откровенно паясничал:  «Прошу суд обратить внимание, что джинсы бывают только марки "Левис", всё остальное — просто штаны».

Другие советские граждане, хоть и не шли на смерть, однако ради брюк из хлопчатобумажной ткани были готовы на многое.
Свои первые джинсы покупали, как правило, с первых заработанных денег. Ради джинсов ехали в стройотряды и перебирали картошку на овощебазах. Неспособные заработать самостоятельно обещали родителям сдать сессию без троек, лишь бы получить желанное.
Отечественные фабрики пытались наладить собственное производство дефицитных штанов, но у них был серьёзный недостаток.
Они не тёрлись!
Синяя краска упорно держалась на плотной советской ткани, даже если по ней елозить кирпичом.
Конечно, это ведь не индиго.

Более того. Не все импортные джинсы котировались на одинаково высоком уровне.
Специалисты по нитке, заклёпкам и лейблам сразу могли сказать, что перед ними — настоящая «фирмА» за 200 рублей или турецкая подделка, красная цена которой «всего лишь» 120.

Сегодня у многих есть иллюзия, что нынешнему обществу подобные проблемы уж точно не грозят.
Дефицит остался в совковом прошлом.
Смешно даже вспоминать, что когда-то люди мечтали о сорока сортах колбасы на прилавке.

«Айфон» не нужно везти контрабандой, однако его покупка для человека средней обеспеченности превращается в такую же детективную историю, как раньше доставали джинсы.
Опять же, старшеклассники обещают своим родителям хорошо учиться.
Молодёжь ищет возможность подзаработать, чтобы наконец получить этот гаджет. Находятся и те, кто покупает в кредит.

Вот это вообще идеальные юниты общества потребления.
Хотя более дешёвых и не менее удобных моделей смартфонов на рынке достаточно.
Как и штанов в своё время.
Но «Айфон» — это «Айфон».

По ценовой категории он как раз соответствует джинсам советской эпохи, т. е. немного выше среднестатистической зарплаты в России или Беларуси. Именно поэтому всё остальное — это просто телефон.
Люди платят за бренд.
Трудно, почти невозможно выиграть у  корпораций на их же поле.
Наши корпорации не смогут вытеснить чужие, потому что те фабрики производят не товары, а образы.
Характерно, что в тот момент, когда рушилась социалистическая идеология Советского Союза, в мире шли также другие эпохальные сдвиги.
В 80-е годы XX столетия появились корпорации современного типа.
Старые динозавры, которые были фактически гигантскими фабриками по производству товаров, оказались неконкурентоспособными — слишком много сотрудников, слишком сложное управление, слишком много ответственности.
Новые корпорации пришли с революционной идеей, что производство товаров является лишь незначительной частью их деятельности.
Вместо этого они производят  образы, которые отражают их бренды.
А реальное производство благополучно переезжает подрядчикам, т. е. в бедные страны с либеральным законодательством, где могут работать даже дети, получая зарплату три доллара в день.
В борьбе за рынок выигрывает тот, у кого меньше штат, меньше имущества и меньше расходов, зато самый яркий и убедительный образ.
=======================

1986. Выставка достижений западногерманского народного хозяйства. Посетившему - "бундесовский" трехцветный значок, еще один, от профсоюза металлургов, ручка и пакет. И проспектов набирай-не хочу. Многокилометровые очереди. Здание напротив дома, где проживала моя бабушка, поэтому наблюдал из окна всю картину. Места в очереди даже пытались продавать. Как пошел слух, что раздача слонов заканчивается, народ стал налегать. Приехала милиция. Выставка завершилась на день раньше, т.к. смели всё, заканчивая проспектами, а из фойе утащили раскладные баннеры. Примерно так. А ведь там даже джинсов не было.



Мне кажется, в послевоенном ссср не было понимания того, что современный человек так или иначе живет в обществе потребления. Как только он не летит через полюс, не ходит в пулеметный кружок или не дерется с соседом за последнюю морковку его интересуют простые радости потребления. Неважно, джинсы это, книжки, психостимуляторы или набор кастрюль - все равно хочется чота новенького, интересненького, побольше и почаще.
Т.е. большинство, которому СССР не мог или не хотел дать радость подвига и великих свершений, полюбому оказывались в потребительском обществе, но в значительно более сером и убогом, чем даже восточноевропейский аналоги.
Если ты не вовлечен во что-то большое - ты потребитель. Если ты не вовлечен в большое, и при этом изображаешь аскета - ты все равно потребитель, но неудовлетворенный, страдающий и озлобленный.

На эту проблему должен был быть найден коммунистический ответ, но всплыл консервативный - а чего это вы все такие бездуховные? Вспоните как предки вытирали жопу лопухом и патриоту джинсы не нужны. И пошлите каких-нибудь стиляг побьём, ибо нехуй русскому человеку.





https://www.sonar2050.org/publications/prodavshie-soyuz-za-djinsy-jvachki-i-simulyakry/

Tags: СССР, СССР западная культура
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 20 tokens
Каждое поколение уверено в том, что именно оно изобрело секс. Роберт Энсон Хайнлайн. Я простой человек, у которого накипело. Сделать несколько статей не получится, поэтому сделаю одну, но сразу про всё — даже если и будет похоже на поток сознания. Я просто хочу сказать то, что давно вертится…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Recent Posts from This Journal