искусство защиты прав соотечественников
Как известно, в Речи Посполитой политическими правами пользовалась только шляхта.
Когда-то многочисленное православное дворянство Литвы ко второй половине XVIII века полностью ополячилось и окатоличилось,
оставшиеся же в небольшом количестве православные дворяне были не только слишком слабы, но еще и просто необразованны.
Как писал Ключевский – «трудно было отыскать человека, способного быть депутатом на сейме, заседать в Сенате, занимать какую-либо государственную должность, потому что, как писал русский посол в Варшаве своему двору, все православные дворяне сами землю пашут и без всякого воспитания».
Образованные же православные в Польше и Литве чаще всего были неблагородного происхождения (примером чему тот же самый Конисский), и соответственно в Сенате заседать не могли.
Русские требования об уравнении в правах католической и православной шляхты вызвали резкое неприятие «польского крыла», которое и подумать не могло делиться властью.
В свою очередь Пруссия хлопотала об уравнении в правах католиков и протестантов, а этому уже противилась Россия,
ибо находила укрепление протестантизма в Польше вредным своим интересам.
Более того, считалось, что «протестантская религия может вывести поляков из их невежества и повести к опасному для России улучшению их государственного строя.
«Относительно наших единоверцев этого неудобства быть не может», т. е. от православия нельзя опасаться ни искоренения невежества, ни улучшения государственного строя,
но излишне усиленные нами православные станут от нас независимы.
Им надобно дать политические права только для того, чтобы образовать из них надежную политическую партию с законным правом «которое мы себе присваиваем на вечные времена».
https://www.facebook.com/george.rooke.1/posts/191245174810365
Когда-то многочисленное православное дворянство Литвы ко второй половине XVIII века полностью ополячилось и окатоличилось,
оставшиеся же в небольшом количестве православные дворяне были не только слишком слабы, но еще и просто необразованны.
Как писал Ключевский – «трудно было отыскать человека, способного быть депутатом на сейме, заседать в Сенате, занимать какую-либо государственную должность, потому что, как писал русский посол в Варшаве своему двору, все православные дворяне сами землю пашут и без всякого воспитания».
Образованные же православные в Польше и Литве чаще всего были неблагородного происхождения (примером чему тот же самый Конисский), и соответственно в Сенате заседать не могли.
Русские требования об уравнении в правах католической и православной шляхты вызвали резкое неприятие «польского крыла», которое и подумать не могло делиться властью.
В свою очередь Пруссия хлопотала об уравнении в правах католиков и протестантов, а этому уже противилась Россия,
ибо находила укрепление протестантизма в Польше вредным своим интересам.
Более того, считалось, что «протестантская религия может вывести поляков из их невежества и повести к опасному для России улучшению их государственного строя.
«Относительно наших единоверцев этого неудобства быть не может», т. е. от православия нельзя опасаться ни искоренения невежества, ни улучшения государственного строя,
но излишне усиленные нами православные станут от нас независимы.
Им надобно дать политические права только для того, чтобы образовать из них надежную политическую партию с законным правом «которое мы себе присваиваем на вечные времена».
https://www.facebook.com/george.rooke.1/posts/191245174810365