Кажется, понял, почему меня всегда напрягает выражение "либералы".
Даже не в том дело, что либералы бывают разные и многие сильно от других отличаются. А в том дело, что "либерал" и "либерализм" - это лишь частичная и совершенно недостаточная характеристика. И важно, с чем именно этот "либерализм" стыкуется.
Сейчас под термином "либерализм" принято понимать то, что правильнее было бы назвать "либерал-глобализм",
т.е. концепцию, в которой к принципам (вернее, лозунгам) свободы прилагается уничтожение границ между странами, народами, культурами, переделка и человечества, и самой человеческой природы по прогрессистским лекалам (про т.н. "политкорректность" и прочие "права меньшинств" все знают, не буду расписывать).
Человек в этой концепции - лозунг и декорация, а на деле он лишь объект обработки и переработки. Ну и ценный ресурс, конечно.
Противоположный полюс в спектре либеральных концепций можно было бы назвать "либерал-гуманизмом". В этой концепции человек, его свобода, его права, его достоинство - это высшие ценности. Человек - действительно "мера всех вещей".
==================
Ну вот с либерал-гуманистами как-то сложно, по моим наблюдениям, это просто плохо осведомлённые гуманисты, либерализма в них ровно столько, чтобы сказать, что свобода лучше чем несвобода.
В пс. такая черта называется "наивный оптимизм", в сети - "за всё хорошее против всего плохого".
Как только такой либерал получает информацию о к-л конкретном событии, о чьих-то высказываниях, документах, законах и проч., так им становится очень некогда и очень скучно, и голова к тому же болит. Разбираться в реальности им неохота, им нужно лишь иметь возможность заявить о своих благородных (без иронии, и правда благородных) принципах.
У С.Эпштейна (ам.пс.) есть понятие "конструктивное мышление", это как бы средний слой психики - и не логическое осознанное мышление, и не бессознательные аффективные "умозаключение", а вот такое простое, бытовое приспособление к реальности. И вот эта адаптация - с принятием себя и других, с ориентацией на возможное, с желанием решить конкретную проблему, а не вынести оценочное суждение - может проходить в осложнённых условиях, когда действуют какие-то установки и когнитивные искажения. Одной из неудачных установок является "наивный оптимизм" - "вера в человека", "добро побеждает зло", "знание - свет" и проч. Вот у меня половина друзей - наивные оптимисты в области политики и при этом они гордятся такой установкой, считают это признаком принципиальности и совестливости (вот два примера установок "наивного оптимиста" - человек должен быть...).
Поэтому они никогда не пытаются разобраться в деталях конкретной ситуации (они же технически не готовы к этому, у них установки вместо интеллекта в области политики действуют) и всегда судят "в общем", не пытаясь "решить проблему", а выступая в роли внешнего наблюдателя, наделённого неоспоримым нравственным авторитетом. Я поэтому регулярно и пишу, что они - не русофобы, они не против России, просто они выйти из позиции судьи не могут. В проф.сфере они самостоятельны, деятельны, а в политике вся активность сводится к оценке с т.з. позиций гуманизма
Либерал глобализм - когда все за бабло. А угнетение, которое обычно сопровождает эту ситуацию, смягчим льготами для ЛГБТ. Откупимся от самых активных.
Очень рациональная и продуманная позиция.А вот либерал-гуманизм невозможен, потому что непонятно за чей счет банкет. Кто оплачивать будет этот праздник - добрый дядя? Зачем ему? Условные либерал-гуманисты все время ставят в пример Катар или Норвегию, где нефти на душу населения приходится в 10 раз больше и доходов от нее соответственно. Чтобы применить к России нужно сократить население - получается не гуманизм а форменное людоедство.
https://www.facebook.com/alexander.bugaev.66/posts/1600290946722971
Journal information