marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

про Россию которую мы потеряли

читаю сейчас, среди прочего, мемуары графини Прасковьи Уваровой - жены Алексея Сергеевича, создателя Археологического общества, фактического основателя Исторического музея и много другого сделавшего для русской науки и общества, что затем продолжила и развивала старательно уже его вдова -

- и во многом проникаюсь и разделяю чувства тех, кто крушил всю ту систему, в которой они жили и действовали -

- размеренное повествование - с описанием скромного и религиозного народа, не заносящегося высоко, свое место знающего - крестьян, не желающих никакого освобождения и благодарящих господ, прося их не оставлять себя, всяких там вздорных субъектов, которые чем-то недовольны - в силу своей моральной испорченности или, в лучшем случае, легкомысленности натуры -

- и замечательными, невольно в пару складывающимися, суждениями о Ренане, с котором графиня познакомилась в Париже, опасаясь, что тот атеист - но нашла его господином весьма нравственным, высказывающим убеждение, что без религии произошло бы большое падение и мы можем обходиться без нее, потому что другие ею обладают для нас - и о Толстом, у которого уже и в 1856 г. не все было в порядке "на чердаке" -

- мир господ, безоговорочно уверенных в своем господстве - что им свыше предписано быть там, где они есть - и опекать нижестоящих, при ключевом условии - чтобы те оставались все теми же, почтительными низшими, с благодарностью принимающих милости, но не имеющих никакого права -

- чувство именно антропологической границы - где слуги, кормилицы и т.д. - почти никогда не имеют своих имен, они верны и безмолвны -

- а если и демонстрируют черты, то родовые - как породы собак: "немецкая бонна" и "итальянская кормилица" плохо уживаются друг с другом, потому что первая - немка: пунктуальна и сдержана, а вторая - итальянка: ленива и эмоциональна -

- и какое различие с воспоминаниями, также прочитанными на днях, Андрея Достоевского, брата Федора Михайловича - у того, человека вполне обеспеченного, достигшего в жизни покоя и благополучия, слуги - именно слуги, взгляд на них вполне хозяйский и требовательный - но при этом если они и появляются на страницах воспоминаний - что юности, что при описании зрелых лет, то неизменно обладают именами и характерами
=============================


я о том, что вызывало желание снести весь этот порядок под корень и вырвать всякую память о нем -
- что из этого выросло еще худшее, напр. - вполне возможно, но первое остается верным -
- иначе остается проповедь терпения и целования ручки барина, изволившего повелеть на конюшне выпороть
попечительная власть с благодарными мужичками и идеей, что хорошо бы посечь

и если вы полагаете, что взгляд, подобный демонстрируему графиней Уваровой, не способен вызывать и питать в том числе и лютую ненависть у некоторых из тех, кто сделался его объектом, то я удивлюсь

Интересно всё же вот эта мысль, что все крестьяне всем довольны и за всё благодарны. Она есть следствие плохого зрения и интеллектуальной ограниченности или же действительно противоложные тенденции в то время почти не проявлялись и заметить их было почти невозможно?

плохо зрения - и взгляда на mujik с высоты птичьего полета - когда их по возвращении из более чем двухлетней заграничной поездки, в 1861 г., по распоряжению управляющего встречали на каждой станции запряженные экипажи - графиня изволила интерпретировать это как любовь к своему барину и неврность суждений всяких там "эмигрантов" о том, что крестьяне чем-то недовольны

То есть, люди поумнее всё же понимали, что проблемы нарастают?

разумеется. достаточно напомнить хрестоматийное обращение Александра Николаевича к московскому дворянству -
- но я бы подчеркнул - что здесь не в уме дело: графиня была дамой более чем умной, она именно "не видела", то ли не желала, то ли вообще не считала нужным приглядываться - в ее версии реальности ей было комфортно.

В 1889 году руководству гимназий и прогимназий (гимназии с сокращенным курсом обучения) было рекомендовано не принимать «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию"

"крестьян, не желающих никакого освобождения и благодарящих господ, прося их не оставлять себя"... недавно было видео. зимбабвийская деревня с песнями и танцами встречает возвращающихся белых господ-фермеров, изгнанных было мугабе. видео произвело (на меня) странное впечатление. барство барством, холодная заносчивость белой кости, заносчивостью. но может мы все таки чего-то не знаем?

Фирс, конечно, персонаж вполне реалистичный -
- но явно не им одним выражались "настроения простого люда"

https://www.facebook.com/mestr81/posts/1979876618750759
Tags: Андрей Тесля, Россия которую мы потеряли
Subscribe

  • про идеализм

    в ЖЖ , а теперь в фб есть такой блогер - Роман Носиков. Он относится к направлению , которое называют "турбо-патриот"... - Раньше он очень…

  • что делать, если на вас свалились большие деньги.

    (судя по всему описанные события происходят в США) * Благодаря реддиту я узнала, что есть книги и целая категория советов, что делать, если на вас…

  • про детскую психологию

    Самый успешный раз моей работы с терапевтом был лет 12 назад. Причем, понадобилась всего одна встреча. Даже одно слово! Это был детский терапевт и я…

promo marss2 june 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments