?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Отовсюду мы слышим стоны.
Семантическое наполнение стонов таково: "русская фантастика умерла, издается кромешный пиздец (ромфант, попаданцы и ромфант про попаданцев et cetera), выхода нет, остается лишь навесить камень на шею и идти топиться на Зимнюю канавку.

- Чому так? - спросит нас широкая общественность. Отвечаем: отсутствие некоей глобальной общенародной мечты. Теоретически реализуемой в среднесрочной перспективе "национальной фантастической идеи".
В СССР такая мечта и идея была - вкратце: "на Марсе будут яблони цвести".
Советская фантастика эту идею обслуживала, подстегивала, уточняла и дополняла.
Фантастика была устремлена в будущее - в отличие от нынешнего декаданса с откатом в поганое попаданческое прошлое: вот изменим прошлое, и что настоящее, что будущее будет зашибись.
А если нет желания менять, то надо уйти в другие миры - к условным эльфам из условной "Магической академии" не менее поганого ромфанта.

Фантастика не "умерла".
Она деградировала и выродилась из-за отсутствия глобальной цели и "национальной фантастической идеи".
Оттого-то на книжных прилавках в 90% случаев жутчайший шлак - нету ясного выраженного "образа будущего" и общенационального запроса на таковой.
А когда появится - будет вам снова нормальная фантастика.

Так вижу.


======================
Можно осторожно выдвинуть еще одну причину: ушло время "больших созидающих коллективов" (точнее, их пестования в передовицах "Правды" и в первых пяти минут программы "Время"), а также "лабораторий пытливых учёных", с культом профессии "инженера в НИИ". Нет нужной среды — нет и соответствующей фантастики.

Если все же рассуждать с т. зр. "базиса и надстройки", то как раз производственные отношения первичны, а идеология, которая создается для их развития, вторична.
Среда, коллективы, лаборатории - это частности. Составляющие Большой Национальной Мечты. Ея Корпускулы. )

Верно это. Я очень любила научную фантастику и тот жанр фэнтези, который был, например, у А. Мирера в романе "Дом скитальцев". Очень любила Илью Варшавского. И западную тоже, что переводили во времена СССР. А вот современная не идет.

А по сути фантастика была с неким ареолом полузапрета и нечто среднего песням у костра. С уходом этого флера просто развлекательный литература

Идея сопричастности. Успехи советской науки, в космосе, в частности, подавались как достижение народа всей страны - да, вот ты, гражданин, добросовестно работая у станка, за учительской кафедрой или за счетами в конторе, ты тоже вложился в будущие яблони на Марсе, хвала тебе! Когда сопричастности не стало, будущее стало пугать, породив шквал антиутопий и киберпанк

А каковы текущие устремления? Ведро польского творога?

А почему только фантастика? Эти процессы происходят не только и не столько в литературе, а почти во всех сферах жизни. Плюс, это наложилось на общеглобализационные тенденции - больше народа напрямую потребляет англоязычный контент, выкат читателей в игры и сериалы всех видов и сортов, и так далее.


И это, конечно, тоже. Но не только отсутствие нац. идеи.

Фантастика, помимо "визуализации мечты", давала.. как это сказать? Яркую сказочную картинку. Что уже само по себе было привлекательно потому, что человеческий мозг так устроен, что хочет ярких и
незатёртых образов.
А сейчас эту нишу благополучно заняли кино и видеоигры. Там тебе все эти ревущие дюзы кораблей, схватки в космосе, управление звёздной империей и полёты на драконах. Причём со степенью вовлечения и погружения какую литература при всём желании дать не может.

Ну и имеем - дети и юношество (основной потребитель фантастики) табуном пошли именно туда.
Остались те, для кого видеоигры либо не делают (т.к их либо мало, либо ещё что), либо те, кто в видеоигры не играют.


А общий спад литературы как развлечения в плоскости интернет игры и прочая... Форма меняется.

Ну, будем откровенны, фантастика всегда занимала ещё и нишу "увлекательной литературы для подростков". Кому особенно интересны эти ревущие двигатели кораблей, высадка на Марсе и установление первого контакта с грудастыми марсианками))


Вон выше упоминали "Лёд" и "Эпоха мёртвых", мол вот он, яркий пример деградации.
Так нифига. Это просто книги не для подростков, а для толстеющих и лысеющих мужчинок 30+ ) Про приключения возрастного героя в мрачном и местами подлом мире с задачей "выжить и обеспечить семью". Полный, кстати, аналог хорошей (!) литературы для женщин аналогичного возраста.





https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1036845436467643&set=a.107469652738564.17937.100004265881316&type=3&theater




Recent Posts from This Journal

  • Blue System - Love Me On The Rocks (Official Video)

    Дитер Болен в Москве, год видимо 1989 это круто было!! Спасибо товарищу Дитеру за наше счастливое детство

  • «Босс просил нас ходить в бальных платьях»

    Лет двенадцать назад я пришла брать интервью в компанию, где процветало корпоративное сектантство. На рецепции висел график…

  • логично

    Как-то во время приема в Виндзорском замке у герцога Филиппа Эдинбургского завязался диалог с главным редактором The Indepedent. — Вы что…

promo marss2 juni 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
bahamut_juice
May. 1st, 2018 02:14 am (UTC)
а какая такая американская мечта была, что породила азимова и хайнлайна? какая мечта родила желязны? геймана?

кормить надо - вот и появятся.
prostak_1982
May. 1st, 2018 08:24 pm (UTC)
Не поверите, но во многом, та же самая социалистическая. Резкий рост производства, особенно сельскохозяйственного, при качественном развитии транспорта, заметном удешевлении энергетики, укорочение рабочего дня, при сохранении и даже росте уровня жизни, все давало повод достаточно позитивного взгляда на будущее.
supermipter
May. 4th, 2018 11:02 pm (UTC)
постоянный рост, ах Если бы не предатели в Партии!
rottenshworz
May. 2nd, 2018 10:41 am (UTC)
Два цента за слово, которые мог себе позволить заплатить авторам Джон Кэмпбелл. Очень простая и понятная мечта - достаточная оплата востребованной работы.
caurug
May. 1st, 2018 03:49 am (UTC)

Про умершую фантастику и низкие жанры обычно завывают "тоже писатели-фантасты", которые: 1) Обладают посредственным навыком в собственном деле, на фоне чего, жутко тоскуют по 90м, когда на эффекте низкой базы огромными тиражами продавался любой трэш. 2)Не могут или не хотят понять, что конкурировать им сегодня приходится не с такими же книгами, а со значительно более доступными и на порядки более аддиктивными во всех сферах играми и фильмами.
3. Бред про "особый запрос социалистического общества" вдвойне смешон, ибо даже тогда этому запросу, по странному стечению обстоятельств, отвечали Азимов и Брэдбери, Каттнер и Воннегут, Лавкрафт и Буджолд и так далее. А советская фантастика...ну да, АБС и Ефремов - нравоучительные и нудные и немного других, которые менее скучны, но и менее талантливы. Смешно же - с тем же Хайнлайном за читателя никак не АБС боролись, а кто-нибудь вроде Тупицына. Оно, конечно, "В дебрях Даль-Гея" неплохая книжка, с точки зрения ремесла, вот только какие-нибудь "Кукловоды" или "Тигр-тигр" кроют ее как бык черепаху.
Муркок писал эпик фэнтези и был велик, а современным "творцам" эпик писать западло, они хотят нотации и мораль. Не, при наличии определенного мастерства так трже можно, но ведь они ничо другого и не хотят. Ну и вот. В результате получается, что они завывают про умершую фантастику и "вернуть все взад ибо пожалеете", а читатель не парясь имеет выбор в виде иногда выстреливающего самиздата, с кем-то вроде Плотникова, кучу нестареющей классики ну и зарубежные новинки естественно. Ежу понятно, что на этом фоне какой-нибудь Николаев выглядит и жалко и смешно.

marss2
May. 1st, 2018 04:01 am (UTC)
ну имхо оно по разному

по молодости вот мне американское "пах-пах-пиу-пиу" и деффки с сиськами и закрученный сюжет было интереснее чем советское

а теперь вот больше по кайфу уже сборник "Фантастика-1979" чем какой нибудь американец

с кино та же самя история - по молодости кайфовал от американских боевиков

а сейчас мне "белые росы" интереснее чем "Терминатор"
потому что все драки и погони у американцев одинаковые
и деффки с буферами тоже на одо лицо
caurug
May. 1st, 2018 04:16 am (UTC)
Понятно, что по разному. Вот только их фантасты никогда не ограничивали себя рамками "дидактического материала для школьников" или "кровь-кишки-распидорасило" - они писали так, как кому хотелось.
"Цветы для Элджернона", "Вино из одуванчиков", "Луна суровая хозяйка" - это все "пах-пах-пиу-пиу" и девки с сиськами?
А есть возможность ткнуть пальцем в советскую "Сагу об Элрике из Мелнибонэ" или "Всадники Перна"? Вот то-то и оно.
И сегодня, когда выход очередного тома Метельского кладет сайт, "тоже писателям-фантастам" неплохо было бы подумать, отчего так происходит и что они делают не так, но они же сразу "фи, низкий жанр"
marss2
May. 1st, 2018 04:30 am (UTC)
ну у американцев мне нравилось что это было как бы окно в яркий и красивый мир
я их потому и читал по молодости

а сейчас как то стало понятно что эта красота и яркость - оно как "Кока-кола" или там макдональдс

в общем яркий фантик без самой конфеты

а ибез этого стало заметно что то же самое "Вино из одуванчиков" -оно не про меня и не про мое детство оно ведь у меня было не такое как у американцев

в искусстве ведь великое дело - контекст

вот я читаю советскую фантиастику 70ых - и вижу что мы с автором жили в похожих домах, читали в детстве Мурзилку, а потом слушали Аллу Пугачеву ,смотрели Неуломымых и ну погоди
в общем на уровне подтекста -чувствуется что на одном языке говорим

а у Бредбери - ну не покупали мне на лето тенисные туфли, не ел я эти гамбургеры, не рос в маленьком американском городке, в общем не мое это

Edited at 2018-05-01 04:30 am (UTC)
caurug
May. 1st, 2018 04:37 am (UTC)
Дык я об этом и говорю - некоторым гражданам отчего-то кажется, что они точно знают, что надо читателю, а что ему точно не надо. В чем проблема-то? Считает писатель, что нужно про Аллу Пугачеву и иже с ней - пусть пишет (Привет "Бушкову" - "Рыцарь из ниоткуда" и далее по сериалу - один, кстати, из примеров того, как из трэша получить конфекту, если брать начало серии). Считает, что надо про Шекспира, американские университетские городки и западноевропейскую мифологию - хлоп - "Заповедник гоблинов". Но как только кто-то начинает заявлять, что "только Пугачева и никаких гамбургеров" - он не писатель, он мудак
"Мир полдня" АБС - он что, про ваше или мое детство?
Так почему же он - хорошо, а "Бегство Земли", например, плохо?

"Пасынки вселенной" фантик без конфеты? Или, может быть, "Основание"?
Или рассказы Шекли? Это перечислять бесконечно можно.
Ну и, что забавно, интересы одного человека преклонного возраста, вы проецируете на всех подряд, начиная со школьников.
Отличный метод, ага.)



Edited at 2018-05-01 04:44 am (UTC)
marss2
May. 1st, 2018 04:52 am (UTC)
вот как ни странно - мир полдня -это про меня и мое детство
в школе мы учили про коммунистическое будущее
и я имено так его себе представлял

понеделльник начинается в суьбботу -это книжка про советских интеллитгентов таких как мои родители (в сказочно-юмористической форме конечно)

и тд и тд

хотя я конечно не спорю -каждый подросток имеет святое право - почитать в данном возрасте свои закрученые американские боевики "и прекрасное обнаженное тело мэри затрепетало в руках Джона"

ну это примерно как рок-музыка
в молодости я тащидся а сейчас эти подростковые частушки-нескладушки под "джых-джых-тынц-тынц" мне уже не инетересно
caurug
May. 1st, 2018 04:57 am (UTC)
" почитать в данном возрасте свои закрученые американские боевики "и прекрасное обнаженное тело мэри затрепетало в руках Джона""(с)
Ага, теперь понятно. Судя по данной цитате и предыдущему комментарию, все что вы читали из перечисленного мной - "Вино из одуванчиков" и то, скорее всего пролистали по диагонали, коль уж по-вашему там про гамбургеры и теннисные туфли.
Ну вы хоть ознакомьтесь тогда с предметом обсуждения, прежде чем такое заявлять.
Впрочем, все как обычно. В принципе, я уже неоднократно имел возможность убедится, что вы живете под девизом "если факты не подтверждают теорию - тем хуже для фактов".
Не смею мешать. Всего доброго.
marss2
May. 1st, 2018 05:13 am (UTC)
ох,

мне 48 лет

американскую фантастику я читал смного но последнюю американскую фантастику я читал лет 20 назад

я наверное уже лет 20 не читаю фантастику, детективы и боевики и любовные романы
oldvatnik
May. 1st, 2018 06:38 am (UTC)
Занимательно. То есть, если ты не профи-эксперт в каком-то вопросе, то лучше вообще не высказывать своего мнения - настоящий эксперт не дремлет.
То, что фантастика перестала интересовать - это нормально, это возраст. Возможно, "эксперты" остались ещё там, в детстве. Завидую им
russianbias
May. 1st, 2018 08:52 pm (UTC)
Caurug такой же эксперт как и его собеседник. Ему о Фоме, а он о Ереме. У человека огромное желание выставлять свое ОВМ как некую истину в последней инстанции.
prostak_1982
May. 1st, 2018 08:15 pm (UTC)
"Вот только их фантасты никогда не ограничивали себя рамками "дидактического материала для школьников" или "кровь-кишки-распидорасило" - они писали так, как кому хотелось."

Неужели?
В ЖЖ есть такой интересный автор - SWGOLD. Он регулярно выкладывает циклы по истории написания Хайнлайном разных книг. Рекомендую почитать, как дедушке приходилось бороться с разными материнскими комитетами, ограничениями издательство на сюжетное и смысловое содержание и т. д.
caurug
May. 1st, 2018 08:20 pm (UTC)
Вы где-то нашли в моем комментарии "У них не было цензуры"?
Я написал, что авторы себя не ограничивали, это раз.
Второе - речь шла, собственно, не о темах, в первую голову, а именно что об используемых изобразительных средствах.
Одно дело, когда у автора стремление исполнить какое-нибудь гуро, и ему запретили, и совсем другое, когда "тоже фантаст" заявляет что-нибудь типа "Фу, попаданцы!". Вот Марк Твен посмеялся бы.

Так понятно?
prostak_1982
May. 1st, 2018 08:28 pm (UTC)
"Я написал, что авторы себя не ограничивали, это раз."

Автора ограничивал издательский контракт. А это, иногда, похуже прямого указания, что писать, а что нет.

"когда "тоже фантаст" заявляет что-нибудь типа "Фу, попаданцы!". Вот Марк Твен посмеялся бы."

А он и посмеялся. Для него попаданчество было только инструментом сатиры на его реалии. А сейчас для многих это стало самоцелью.
caurug
May. 1st, 2018 08:41 pm (UTC)
Вы сейчас с кем разговаривете?
Есть исходный посыл поста - фантастика-де, деградировала, потому как нет некой глобальной мечты, а вот ранее она была.
По поводу этого, я и написал, что во-первых, дело не в какой-то национальной мечте, потому как, что весьма забавно, при допущении о существовании таковой ей, отчего-то, в первую голову соответствовали вовсе не национальные авторы. Во-вторых, на утверждение хозяина блога о "бездуховности западной фантастики" я привел примеры признанных шедевров оной, обвинить которые в этом - значит расписаться в том, что тупо их не читал.
Далее - вы сами привели пример Хайнлайна - сильно его смогли ограничить? Каждая книга, фактически, скандал и вопли. И ничего, писал ровно то, что хотел.
Далее. Я прямо написал, что любой "низкий жанр" это именно что инструмент и как его автор использует, зависит от таланта и более ни от чего. Соответственно, те, кто напирают на то, что такое писать нельзя, а сами лепят псевдофилософию в духе книжных Тарковских, просто бесталанны.
Резюмируя - вы прежде чем спорить, хотя бы попытайтесь понять, что, о чем и зачем сказано, а то выйдет аккурат как сейчас.
На этом прощаюсь.
pascendi
May. 1st, 2018 07:40 am (UTC)
фантастика была с неким ареолом полузапрета и нечто среднего песням у костра. С уходом этого флера просто развлекательный литература -- интересно, какой язык родной у автора? Уж точно не русский.

(Кстати, "ареола" -- это пигментированная часть женской груди, окружающая сосок, в отличие от правильного "ореол").
omsk_camill
May. 2nd, 2018 07:17 am (UTC)
Пигментированный участок коже вокруг мужского соска тоже называется ареолой, а так всё правильно.
daddycat
May. 2nd, 2018 07:59 am (UTC)
Все-таки винегрет из анонимизированных фейсбучных комментов к недовольствованию Мартьянова в самом посте можно было бы оформить получше, так чтоб было ясно, что это набор цитат, а не авторский монолог. Плюс картина полного взаимонепонимания про Фому и Ерему уже в здешних комментах.

Впрочем, в основе этого лежит коренное непонимание того, что попаданцы и ромфант-академки И ЕСТЬ НЫНЕШНЯЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ.

Отбрасывая их неконструктивную, эскапистскую составляющую -- для попаданчества греющую самомнение возможность превратиться в вершителя истории и амикошонствовать с великими людьми, для академок возвращение в "школьную пору чудесную" (высшешкольную, когда пить и трахаться уже можно, но все одно еще дите) с тотальной безответственностью и относительной защищенностью от реалий взрослой жизни, можно получить следующее:

Современное общество В ЦЕЛОМ -- это разбитый поезд, валяющийся под откосом. И чтобы исправить это положение, надо открыть глаза, осознать и принять произошедшее (что самая трудная часть), разобрать обломки, организовать лечение раненых и похороны убитых, восстановить пути (желательно убедившись в правильности их направления или проложив иначе), отремонтировать или заново построить поезд... Все это труд чудовищный по объему и необозримый по времени, так что даже задуматься о нем тяжко...

Тогда попаданчество -- мечта о возможности исправить все малыми силами, когда поезд еще не грохнулся -- вовремя перевести стрелку, подкрутить пару болтов на разболтавшемся рельсе, в конце концов, лечь под этот рельс живой шпалой. Или хотя бы показать, когда и что пошло не так, с какого уровня развития действовать иначе при восстановлении. Что уже есть работа на осознание и принятие произошедшего, та самая трудная часть исправления ошибок.

Соответственно, академка в лучшем своем проявлении -- стремление научиться действительно полезным вещам, навыкам и умениям, позволяющим менять мир, обустраивать его, делать удобным и красивым. Пусть по стандартам, заданным чужеродными, выдуманными красотой, благородством, могуществом, но вытащить его из уродства мелочного крохоборства и взаимовредительства текущей реальности.

Ценности современного мира -- ценности чудесного спасения. Строить будущее можно, только выкарабкавшись из катастрофы.

Edited at 2018-05-02 08:01 am (UTC)
knyasa_o
Jun. 26th, 2018 08:11 am (UTC)
Хорошо сказано
( 22 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner