marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Category:

Про традиционные ценности и духовные скрЭпы

Про традиционные ценности все же напишу пару слов.

Прежде всего, очевидно, что говорить о какой-то единой "традиции" - сильное упрощение: в разные эпохи и в разных обществах традиции были очень разные. Однако есть некий общий стержень, связанный с "традиционным образом жизни".
А именно, с двумя факторами:

- Людей мало, живут они маленькими замкнутыми общинами, в пределах общины практически все друг друга хорошо знают.
- Жизнь у них суровая.
У большинства она на 95% состоит из очень тяжелого физического труда.
И абсолютно всем предоставляет множество неиллюзорных возможностей сдохнуть.

Отсюда основные черты традиционного семейного и вообще нравственного уклада:

- Многие формальные структуры современного общества отсутствуют или слабо развиты, потому что в них просто нет потребности.

- Однако жизнь очень жестко распланирована и ритуализована.
Человек рождается - и уже точно известно, как будет выглядеть его жизненный путь.
Ключевые моменты жизни обязательно отмечаются ритуалами.
Отношение к ним очень серьезное.
Будни и праздники, общение, развлечения, поведение в тех или иных ситуациях, внешний вид, даже покрой и цвет одежды - все регламентировано.
Изобретать ничего не надо.
На все существуют правила, жесткие, но понятные и в целом достаточно рациональные; и _все_ об этих правилах знают и более или менее по ним живут.
Это важно: традиционный человек никаких особых правил для себя или своей семьи не выдумывает - он просто живет так же, как все вокруг.


- Центральную роль в жизни играет семья.
Семья - это, прежде всего, большой коллектив.
Наша модель "муж-жена-ребенок" - это для традиционного человека что-то непонятное, какой-то обрубок.
В семье всегда три-четыре поколения.
Все они друг друга поддерживают и, при необходимости, защищают. Например, женщина, которую обижает муж, прежде всего идет к своему отцу или братьям, чтобы они с ним разобрались.
И во-вторых, семья - это в первую очередь хозяйственное предприятие.
"Ячейка общества", смысл существования которой - выживать вместе, растить детей и приумножать семейное благосостояние, которым дети смогут пользоваться и передать его своим детям.

Соответственно, заключение брака - прежде всего деловое предприятие. Любовь, страсть и прочее - тут вопрос десятый.
Традиционный человек вообще без особого трепета относится к личным чувствам и личному счастью-несчастью.
Связано это не с тем, что он такой жестокий и бесчувственный, а с тем, что выживание - причем выживание группы (семьи, общины) - для него важнее.

- Однако и традиционный человек понимает, что мужу и жене очень желательно подходить друг другу по характеру и испытывать друг к другу, как минимум, симпатию. Иначе им будет тяжело работать вместе, и это повредит всей семье.
Поэтому возникают разные формы совместного досуга молодых неженатых людей обоих полов.
Они обычно привязаны к каким-то праздникам или видам работы, часто ритуализованы, всегда подчинены определенным правилам.
Все эти гуляния, вечорки, хороводы и т.д. и весь "флирт", который там происходит, служит одной цели: дать молодым людям возможность узнать друг друга и выбрать себе жениха или невесту по душе.
Т.е. в традиционном обществе любая околосексуальная активность, ухаживание и т.п. в норме направлены на будущую свадьбу.

- Секс до брака и вне брака в традиционном обществе находится "в сильном подозрении".
Отношение к нему бывает разное, от строгого запрета до "пусть молодежь погуляет".
Но даже если это строго не осуждается - все равно рассматривается как что-то несерьезное, глупость, которая не должна мешать делу.
То есть браку и семье.
(Исключением могут быть сексуальные ритуалы, но это очень специфическая тема.)
Мужчина, который ухаживает за девушкой, добивается от нее секса, но жениться не собирается, в традиционном обществе почти повсеместно рассматривается как сексуальный хищник и встречает глубокое осуждение.
Вообще говоря, за такое родственники девушки и убить могут.

- Традиционные люди много и тяжело работают.
Все.
И мужчины, и женщины, и дети, и глубокие старики. Услышав, что "женщина не должна работать", традиционный человек покрутит пальцем у виска: зачем тогда держать в доме нахлебницу?
Вкалывают все, иначе просто не выжить.
Другой вопрос, что "работа" у них не отделена от "жизни" и не выделена в отдельную сферу.
Работа и составляет их жизнь.

- Традиционное общество жестко иерархично. Не в каком-то одном аспекте, а во всех.
Жена и дети подчиняются мужу, но муж подчиняется своим отцу и матери, и все они вместе подчиняются сеньору, а у сеньора есть свой сеньор.
Молодой мужчина в традиционном обществе крайне редко бывает хозяином самому себе - почти всегда над ним есть старики.
Вопросы статуса, ранга, кто есть кто и кто тут кому господин и т.п. - в традиционном обществе очень важны и имеют самое практическое значение.
Это вопрос о том, "кто будет командовать в экстремальной ситуации" - а экстремальная ситуация может случиться в любую минуту.
Кстати, понятия "свободы" и "рабства" для них - тоже не красивые бессмысленные слова, как для нас; смысл у них очень конкретный, очень практический и довольно страшненький.

- Понятно, что при такой жизни совершенно необходимо иногда расслабляться и сбрасывать напряжение.
Отсюда то явление, которое Бахтин называет "карнавалом". Особые места, праздничные дни, обстоятельства, когда правила (все или некоторые) отменяются или сильно ослабевают, и народ отрывается на полную катушку.
Многие явления, сильно возмущающие наших блюстителей нравов - трясение попами, бородатая женщина на сцене и т.п. - традиционный человек расценил бы как самые обычные, даже очень невинные элементы карнавала.
Разница в том, что в традиционном обществе карнавал, со всеми своими эскападами и излишествами, знает свое место и не путается с обыденной жизнью.

Понятно, что эта система сломалась не сейчас.
Она начинает видоизменяться и трещать везде, где появляются большие города и более или менее развитое государство.
А окончательный ее слом в Европе пошел, видимо, где-то с XVI-XVII века, с началом превращения аграрной цивилизации в индустриальную.


И понятно, что, когда современный человек в совершенно иных условиях
пытается воспроизводить какие-то отдельные элементы той системы,
вырванные из контекста,
часто еще и не понимая их смысла
- толку от этого не будет.

Просто вне аграрного общества традиционные механизмы перестают работать
Да и какой в принципе может быть толк, даже если современный человек попытается воспроизвести её всю?
Это система адаптации к условиям, которые больше не существуют.
Пытаться её воспроизводить вообще это невроз и дезадаптация.


=====================================================

Яркий пример - тезис, вынесенный в заглавие прогремевшего недавно интервью Татьяны Черниговской (само интервью, замечу в скобках - яркий пример путаницы на эту тему в современных головах). "Мир так устроен: приличная барышня должна сопротивляться, а джигит - проявлять настойчивость".
И, главное, все аплодируют. 0_0

Откуда взялась эта модель "мужчина настаивает, девушка сопротивляется" и каков ее смысл?
Это элемент выбора невесты/жениха, испытание, позволяющее юноше и девушке оценить моральную стойкость и серьезность намерений друг друга.
Джигит подваливает к барышне, обхаживает и зовет на сеновал - то есть предлагает нарушить конвенциональные нормы.
Приличная традиционная барышня отвечает сдержанно, от сеновала решительно отказывается.
"Ага! - думает он. - Она морально устойчива, не дура, не слабохарактерная, "развести" себя не дает. Значит, можно надеяться, что такая жена не нанесет порухи моей чести, и дети у нее точно будут от меня".
Но и барышня испытывает джигита.
Вот она отказалась - что дальше?
Порядочный человек либо извинится и отойдет, либо скажет: "На самом деле намерения у меня самые честные: что скажешь, если я пришлю к твоим родителям сватов?"
А если продолжит "проявлять настойчивость" - очевидно, это человек непорядочный, сексуальный хищник, от него надо держаться подальше.
Т.е. правильная реакция барышни на такого джигита, согласно традиционным нормам - решительный отказ.
И джигит, согласно тем же нормам, должен этот отказ принять и расценить положительно.
И тот ответ женщины, который в современном сознании трактуется как хитровывернутое "на словах нет, но на самом деле да, ты просто посильнее настаивай", на самом деле имеет совершенно другой смысл.
Вполне рациональный.
"Просто так заниматься с тобой сексом я не буду; но ты мне нравишься, и я готова выйти за тебя замуж. Присылай сватов".

Если перспектива брака исчезает из виду, если речь идет только о сексе, а конвенциональный запрет на секс вне брака отсутствует - эта модель обессмысливается.
Превращается в какую-то ролевую игру с элементами БДСМ, с непонятными и, вообще говоря, потенциально очень неприятными перспективами
. Он настаивает, она сопротивляется, он сильнее настаивает, она сильнее сопротивляется... и чем это должно закончиться?
И в какой момент и по каким признакам он должен понять, что она действительно не хочет, если "приличная девушка должна сопротивляться" и "нет - это на самом деле такое да"? Как пить дать, дело кончится уголовщиной.
Традиционные люди, играя в такие игры, понимали их смысл и знали правила; нынешние поборники "традиций" предлагают играть без правил

===========================================
Ходжа Насреддин придвинулся ближе к девушке, протянул руку к ее груди – и ладонь его наполнилась. Он замер, но вдруг из глаз его брызнули искры; щеку его обожгла увесистая пощечина. Он отшатнулся, загораживаясь на всякий случай локтем. Гюльджан встала; ее дыхание отяжелело от гнева.

– Я, кажется, слышал звук пощечины, – кротко сказал Ходжа Насреддин. – И зачем обязательно драться, если можно сказать словами?

– Словами! – перебила Гюльджан. – Мало того, что я, позабыв всякий стыд, открыла перед тобой лицо, но ты еще тянешь свои длинные руки куда не следует.

– А кто это определил, куда следует тянуть руки и куда не следует? – возразил Ходжа Насреддин в крайнем смущении и замешательстве. – Если бы ты читала книги мудрейшего ибн-Туфейля…

– Слава богу, – запальчиво перебила она, – слава богу, что я не читала этих распутных книг и блюду свою честь, как подобает порядочной девушке!

Она повернулась и ушла; заскрипела лесенка под ее легкой поступью, и скоро в щелях стен, огораживающих балкон, засветился огонь.

«Я обидел ее, – размышлял Ходжа Насреддин. – Как же это я сплоховал? Ну ничего: зато я теперь знаю ее характер. Если она дала пощечину мне, значит, она даст пощечину и всякому другому и будет надежной женой. Я согласен получить от нее до женитьбы еще десять раз по десять пощечин, лишь бы после женитьбы она была так же щедра на эти пощечины для других!»

================================


А чем плоха старая схема из XIX века, при которой люди, вместо того, чтобы потрахаться-разбежаться, женятся в 16-18 лет
Для начала, это схема как раз из традиционного общества.
Основанная на том, что эти 16-18-летние супруги живут в одном доме с родителями, родители (и прочие члены большой семьи) их полностью опекают и поддерживают.
В нашем мире первым делом возникает вопрос: где и на что эти новобрачные должны жить, и, пока они будут плодиться, кто будет за них учиться и работать?


-=====================================

Итак, традиционное общество с присущими ему семейными ценностями начало разрушаться в Европе примерно с XVI века (в России чуть позже, но ненамного). В XIX веке, который многие консерваторы берут за образец, оно находилось в стадии активного распада. Характерно в этом смысле викторианство - яркий образчик "фофудьи", т.е. попыток искусственным путем сохранить ценности, которые явно отмирают. Преувеличенный и напыщенный культ романтической любви в сочетании с боязливым отвращением к сексу и упором на "приличия"... ну, это было по-своему красиво, но очевидно нездорово, и ясно было, что долго не продержится.
Оно и не продержалось.
С начала ХХ века (если не раньше, см. социалистов середины XIX века) начали стремительно рушиться утратившие смысл в глазах культурного европейского человека нормы и запреты. Рушились одна за другой, а люди наслаждались новообретенной свободой и радовались, что теперь никакие ханжи со своими запретами не помешают им любить друг друга физически. В любых позах, видах, сочетаниях и обстоятельствах, руководствуясь только своей совестью и внутренним чутьем.

Ура, свобода!

Завершилась сексуальная революция. Культурный европейский (и российский) человек, несколько взмыленный и ошарашенный, обводит взор окрест себя - и обнаруживает, что остался "голым на голой земле". Или почти голым.
У него есть общая установка времен сексуальной революции, что секс - это хорошо. В принципе хорошо, всегда и везде. Что это такое самоценное занятие. И что отказывать в сексе, себе или другим, могут только унылые и злобные ханжи.
От сложной системы правил и табу осталось два: нельзя насиловать и нельзя совращать детей. Потому что подавляющему большинству людей совесть и внутреннее чутье все-таки говорят: нет, есть же предел, вот ЭТОГО и правда совсем нельзя! Хотя у некоторых особо одаренных и тут возникают сомнения.
А больше нет ничего.
Все остальное - на личное усмотрение.
"Я полюбил девушку - теперь, наверное, надо на ней жениться?" - Ну... хочешь - женись, а не хочешь - живи так. Какая разница?
"Я переспал с девушкой, и она забеременела - что делать?" - Ну... что хочешь, то и делай. Много есть вариантов. Это твое личное дело, никто не вправе тебя осуждать.
"Немолодой учитель соблазнил старшеклассницу". - Ну... и что? А может, они любят друг друга! Знаете, любовь преодолевает все преграды, и возраст ей тоже не помеха! Тем более, старшеклассницы бывают такие аппетитные, м-м...
"Жена мне изменила! Как она могла?" - Ну... с одной стороны, это как-то нехорошо, а с другой, она свободный человек, почему бы и нет? Кстати, о сексе втроем с ее любовником не задумывались? А вы подумайте!
"Я пошла на вечеринку, там страшно напилась, меня отымели всей компанией, и теперь мне как-то неприятно и противно". - Ну... а, собственно, почему? Всем же было весело! Раскрепостись и не парься!
И так далее.
Вместо "да" и "нет" - сплошное "а почему бы и нет?", "если очень хочется, то можно!" и "да вообще никакой разницы!"
Полная свобода, имеющая и другое название: аномия. Беззаконие. Отсутствие правил и ориентиров.

Немного порадовавшись этому празднику непослушания, человек понимает: что-то здесь не то! Где-то меня поимели (во всех смыслах). Честно трахаюсь со всеми встречными, а счастья нет. Какие-то бессмысленные телодвижения. Иногда еще и с разными неприятными последствиями. И общее ощущение какого-то болота, в котором хорошо только сутенерам и производителям порнографии.

На личном уровне катастрофа не обязательна. Здравый человек сам выбирает себе какие-то ориентиры (и чаще всего они оказываются самыми традиционными: долгосрочные прочные моногамные отношения, семья и дети), сам для себя устанавливает правила и стратегии - и как-то живет. Совести и внутреннего чутья ему хватает.
Ну так и в 90-е не все ушли в бандиты, большинство остались нормальными честными людьми. Но бал правили бандиты, и атмосфера в обществе была... нехорошая.
Вот так же и здесь.
Аномия для общества плоха. Она снижает качество жизни, отравляет атмосферу, поощряет "хищников" - тех, кто сознательно и принципиально обращается с ближними плохо. Она. наконец, уничтожает смысл. Если все одинаково и все равно - ничто не стоит труда, и сама жизнь не стоит того, чтобы жить.

И то, что происходит сейчас, со следующим поколением - то, что в народе называется "феминистки совсем оборзели" и вызывает разные гневные вопли - на самом деле не что иное, как естественная реакция на аномию в брачно-сексуальной сфере.

Следующее поколение, насмотревшись на "праздник непослушания" и последующее похмелье - пытается какие-то правила все-таки ввести и какие-то запреты вернуть.
Но старая схема себя исчерпала. Нет больше таких суровых условий, в которых можно выжить только сплоченной группой. Появились средства предохранения - нет больше жесткой связи: "занялись сексом -> родились дети". Большинство людей сейчас - вольные птицы, у них нет никакого "семейного дела" или "семейного состояния", которое мотивировало бы непременно заводить детей и все это им передавать. Неимоверно повысился уровень жизни и появилось много свободного времени, чтобы прислушиваться к себе, искать личного счастья и т.п. Вообще все изменилось ОЧЕНЬ сильно. И попытки волевым усилием "вернуть традицию" - как у радикальных мусульман - выглядят дико.
Словом, вокруг выживания и продолжения рода как главного принципа схему больше не построишь.


https://www.facebook.com/nat.holmogorova/posts/1710455369031502

https://www.facebook.com/nat.holmogorova/posts/1710591199017919

https://www.facebook.com/nat.holmogorova/posts/1710695669007472

Tags: Наталья Холмогорова, духовность и консерватизм, духовные скрЭпы, крестьянский уклад
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo marss2 june 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments