marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Category:

Как работает спортивный бизнес

Сегодня в мире Олимпийские игры и ЧМ по футболу — главные события на планете.
Никакое иное спортивное действо не способно соперничать с ними по зрительскому вниманию и размеру аудитории.
Футбольная федерация (ФИФА) и Международный олимпийский комитет (МОК) по объемам проходящих через них средств сопоставимы с небольшими государствами или крупными межнациональными корпорациями.
Бюджет ФИФА на 2015-1018 годы превышает $5,6 млрд, такой же величины достиг бюджет МОК на 2012-2016 годы.
Президенты этих организаций сопоставимы по значимости с главами государств: их принимают на высшем уровне, перед ними порой заискивают, стремясь получить право на проведение турниров.
Все спортивные мероприятия подобного рода имеют в виду в первую очередь эффект политический, а не экономический, по крайней мере для организаторов.
Получение выгоды и прибыли всплыло лишь в последние десятилетия — в эпоху телетрансляций и продажи прав на показ, рекламных и спонсорских контрактов.
Большой бизнес пришел в большой спорт не так давно.
В семидесятых годах прошлого века Леонид Брежнев, ознакомившись с перечнем затрат на московскую Олимпиаду, всерьез задумывался об отказе от ее проведения.
Выплата штрафа в том случае была гораздо дешевле для советской экономики, и без того перегруженной военными расходами и строительством Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Между тем со времен финансово самодостаточной Олимпиады в Лос-Анджелесе 1984 года в моду вошел тезис об окупаемости.
Окупаемости, достичь которой не удалось никому.

В последнее время чемпионаты мира по футболу превращаются по большей части в развлечение для стран Третьего мира.
Вспомним места проведения последних турниров: ЮАР, Бразилия, Россия, Катар.
Если разобрать такую географию, получится, что в принятии матчей заинтересованы те правительства, которые что-то хотят доказать и продемонстрировать миру.
В западных странах крупные турниры проводятся все реже ввиду мощной критики.

Всякий раз подобные чемпионаты провоцируют обвинения в коррупции и нецелевом расходовании средств, обсуждение урона спортивной инфраструктуры для экологии, дискуссии о социальной несправедливости и нарушении культурного наследия.
Разумеется, все чемпионаты ФИФА организуются под лозунгом о благоприятных экономических последствиях.
Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что это совсем не так.
Например, в Бразилии в год проведения чемпионата мира-2014 рост ВВП составил всего 0,5%, в 2015-м он ушел в минус на 3,8%, а в 2016-м, году Олимпиады, падение составило еще 3,6%.
В ЮАР, принимавшей международный турнир в 2010-м, в 2009 году, когда шли наиболее интенсивные строительные работы и вкладывались максимальные инвестиции, впервые за несколько лет ВВП не вырос, а сократился на 1,5%.
Никакой значимой корреляции между проведением крупного соревнования и ростом экономики, особенно в долгосрочной перспективе, обнаружить не удается.

Приезд туристов-болельщиков отпугивает других туристов, боящихся шумных фанатов, столпотворений и суеты.

В дальнейшем турпоток также не возрастает.
Рабочие места, о которых любят говорить представители ФИФА и стран-организаторов, возникают в основном в строительном секторе и оказываются кратковременной занятостью.

Продажа напитков и закусок в местах Игр оборачивается запретом на неуполномоченную торговлю там же и, как следствие, потерями владельцев мелких киосков и уличных торговцев.
Расходы на безопасность ложатся тяжким бременем на бюджет, который и без того страдает, поскольку никогда не удается уложиться в смету.
В Лондоне-2012 она была превышена в два раза, в Барселоне-1992 – в четыре.
А превышение означает либо увеличение дефицита госбюджета, либо удорожание услуг (например, цен на билеты или стоимости гостиничных номеров).
Главный же благоприобретатель — ФИФА, которая никогда не остается внакладе.
На чемпионате мира в ЮАР главная футбольная организация на планете заработала $2,4 млрд, в Бразилии доход вырос до $4 млрд.
Иными словами, все риски ложатся на принимающую сторону, а ФИФА снимает сливки.
По большому счету, по итогам ЧМ-2010 ЮАР получила разве что мировое продвижение вувузелы, ставшей популярной на футбольных матчах по всему миру.
Конечно, после футбольных чемпионатов остается инфраструктура — как минимум, спортивная и транспортная.
Это немалое достижение, однако после завершения турниров неизбежно встает вопрос о полноценном использовании этой инфраструктуры.
Tags: Политика
Subscribe

promo marss2 june 25, 2014 01:11 2
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 14 comments