Как известно, все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
И читать о несчастливых, разумеется, гораздо интереснее.
Черная полоса в жизни семьи Карениных не закончились после того, как Анна Аркадьевна сгинула под колесами проклятого паровоза.
Во-первых, на руках у Александра Александровича осталась девочка Аня, живое напоминание о злосчастной интрижке, которую его покойная супруга закрутила с красавцем Вронским.
Во-вторых, вышел в свет и получил широкую известность роман Льва Николаевича Толстого, где трагические события недавнего прошлого были описаны с шокирующей прямотой.
Рано или поздно Каренина-младшая не могла не прочитать книгу графа-вегетарианца — и не узнать тайну своего появления на свет, тщательно хранимую отчимом...
И читать о несчастливых, разумеется, гораздо интереснее.
Черная полоса в жизни семьи Карениных не закончились после того, как Анна Аркадьевна сгинула под колесами проклятого паровоза.
Во-первых, на руках у Александра Александровича осталась девочка Аня, живое напоминание о злосчастной интрижке, которую его покойная супруга закрутила с красавцем Вронским.
Во-вторых, вышел в свет и получил широкую известность роман Льва Николаевича Толстого, где трагические события недавнего прошлого были описаны с шокирующей прямотой.
Рано или поздно Каренина-младшая не могла не прочитать книгу графа-вегетарианца — и не узнать тайну своего появления на свет, тщательно хранимую отчимом...
Ошибкой было бы думать, что «Анна Каренина-2» — сиквел, вульгарное подражание шедевру Л.Н.Толстого.
Пусть вас не смущает название: книга харьковчанина Александра Золотько устроена гораздо хитрее.
Пусть вас не смущает название: книга харьковчанина Александра Золотько устроена гораздо хитрее.
Лихая авантюрно-приключенческая фабула, которой позавидовал бы старик Дюма, наложена здесь на матрицу классического русского романа с неизбежными поисками высшего смысла в круговерти случайных событий, и обильно сдобрена неподдельным драматизмом.
На своем долгом веку Каренина-младшая успела постранствовать по Российской империи и за ее пределами, жила в Австрии, Англии, Франции, Африке, была содержанкой и авантюристкой, бойцом революционной Красной Армии и пишбарышней в госучреждении, агентом британской разведки и русской охранки, пациенткой сумасшедшего дома и домработницей в семье советского инженера.
Волею автора ей везло на знакомства с великими историческими личностями: Владимир Ульянов и Адольф Шикльгрубер, Уинстон Черчилль и Сосо Джугашвили, Антон Павлович Чехов и Оскар Уайлд, Артур Конан Дойл и Велимир Хлебников, Джером Клапка Джером и Дмитрий Фурманов — с некоторыми из этих персонажей Анну связывало шапочное знакомство, с другими — близкая дружба и кровное родство.
И в судьбе каждого она сыграла важную, часто решающую роль.
Именно Анна Каренина научила Сталина крошить в трубку «Герцоговину флор», подарила Коко Шанель идею «маленького черного платья», подбила Мату Хари примерить амплуа исполнительницы экзотических танцев и послужила прототипом Анки-пулеметчицы.
(Кстати, в эту пеструю кампанию затесалось и три современных писателя: Святослав Витман, Андрей Шмалько и Владимир Пузий — что любопытно, все они известны читателям под псевдонимами).
Не менее густо пространство романа заселено и литературными героями, от Сергея Сергеевича Паратова из «Бесприданницы» до Мстислава Сергеевича Лося из «Аэлиты».
На разных этапах судьба сводила Анну Каренину с Шерлоком Холмсом и Капитаном-Сорви-Головой, «великим слепым» Паниковским и профессором Челленджером, Иваном Телегиным и самим Воландом...
И пока Анна Александровна мучительно пыталась понять, разобраться, кто же она — вымышленный литературный персонаж или живой человек из плоти и крови? кто создал ее, господь бог, дьявол или досужий беллетрист? в чем смысл и предназначение ее существования? — при деятельном, хоть и неосознанном участии Карениной полным ходом вершилась история первой половины XX века.
На своем долгом веку Каренина-младшая успела постранствовать по Российской империи и за ее пределами, жила в Австрии, Англии, Франции, Африке, была содержанкой и авантюристкой, бойцом революционной Красной Армии и пишбарышней в госучреждении, агентом британской разведки и русской охранки, пациенткой сумасшедшего дома и домработницей в семье советского инженера.
Волею автора ей везло на знакомства с великими историческими личностями: Владимир Ульянов и Адольф Шикльгрубер, Уинстон Черчилль и Сосо Джугашвили, Антон Павлович Чехов и Оскар Уайлд, Артур Конан Дойл и Велимир Хлебников, Джером Клапка Джером и Дмитрий Фурманов — с некоторыми из этих персонажей Анну связывало шапочное знакомство, с другими — близкая дружба и кровное родство.
И в судьбе каждого она сыграла важную, часто решающую роль.
Именно Анна Каренина научила Сталина крошить в трубку «Герцоговину флор», подарила Коко Шанель идею «маленького черного платья», подбила Мату Хари примерить амплуа исполнительницы экзотических танцев и послужила прототипом Анки-пулеметчицы.
(Кстати, в эту пеструю кампанию затесалось и три современных писателя: Святослав Витман, Андрей Шмалько и Владимир Пузий — что любопытно, все они известны читателям под псевдонимами).
Не менее густо пространство романа заселено и литературными героями, от Сергея Сергеевича Паратова из «Бесприданницы» до Мстислава Сергеевича Лося из «Аэлиты».
На разных этапах судьба сводила Анну Каренину с Шерлоком Холмсом и Капитаном-Сорви-Головой, «великим слепым» Паниковским и профессором Челленджером, Иваном Телегиным и самим Воландом...
И пока Анна Александровна мучительно пыталась понять, разобраться, кто же она — вымышленный литературный персонаж или живой человек из плоти и крови? кто создал ее, господь бог, дьявол или досужий беллетрист? в чем смысл и предназначение ее существования? — при деятельном, хоть и неосознанном участии Карениной полным ходом вершилась история первой половины XX века.
Пожалуй, «Анна Каренина-2» — лучший из романов, написанных Александром Золотько. По большому счету, автор продолжает традицию переосмысления литературной классики через бурлеск, буффонаду, карнавализацию.
Традицию давнюю и саму по себе классическую: кто только ни отдал ей должное за последнее столетие, от Даниила Хармса с его «пушкинианой» до Абрама Терца с «Прогулками с Пушкиным», от Михаила Булгакова с «Похождениями Чичикова» до Виктора Пелевина с «t».
Классика живет ровно до тех пор, пока остается объектом активной творческой интерпретации.
Пока о ней горячо спорят, пока над ней иронизируют и даже призывают «скинуть с корабля современности».
В отличие от персонажей Тредиаковского, Сумарокова или даже Ломоносова Михаила Васильевича, герои Островского, Толстого, Достоевского живут — и продолжают влиять на наших современников.
Не в последнюю очередь — благодаря книге Александра Золотько. Которой, впрочем, не помешал бы более солидный тираж в каком-нибудь крупном издательстве. Можно — в оформлении под «ЖЗЛ».
https://krupaspb.ru/piterbook/recenzii.html?nn=1738
Традицию давнюю и саму по себе классическую: кто только ни отдал ей должное за последнее столетие, от Даниила Хармса с его «пушкинианой» до Абрама Терца с «Прогулками с Пушкиным», от Михаила Булгакова с «Похождениями Чичикова» до Виктора Пелевина с «t».
Классика живет ровно до тех пор, пока остается объектом активной творческой интерпретации.
Пока о ней горячо спорят, пока над ней иронизируют и даже призывают «скинуть с корабля современности».
В отличие от персонажей Тредиаковского, Сумарокова или даже Ломоносова Михаила Васильевича, герои Островского, Толстого, Достоевского живут — и продолжают влиять на наших современников.
Не в последнюю очередь — благодаря книге Александра Золотько. Которой, впрочем, не помешал бы более солидный тираж в каком-нибудь крупном издательстве. Можно — в оформлении под «ЖЗЛ».
https://krupaspb.ru/piterbook/recenzii.html?nn=1738
Journal information