- понимаю, что в такой ситуации философу остается только замолчать - или заниматься чем-то предельно абстрактным -
- поскольку сама ситуация тотальной войны создает тупик -
- либо стать пропагандистом, поддерживая "своих" (решив, кто для тебя "свой") - и тогда твой вопрос лишь в том, какое интеллектуальное орудие эффективнее для решения поставленных задач, как "убедительнее убеждать" -
- либо - попробовать стать "над схваткой", рассказывать "о правде другой стороны" - но поскольку этот рассказ обращен лишь к внутреннему потребителю, то это означает ослаблять свою страну в тотальном противостоянии -
- и при этом парадокс этой новой ситуации массовых войн и тотальных мобилизаций - в том, что и дистанцироваться, "не заметить" - уже практически невозможно, само молчание или явное говорение "о другом, постороннем" - оказывается разновидностью публичного жеста -
- те реалии, которые стали впервые хорошо заметны в 1870-71 гг. в Германии - и которые вызвали столь многочисленные критические замечания и разочарования русских интеллектуалов, тогда в большинстве своем охотно списавших их на "германский дух", нездоровое возбуждение, гордыню и прочие грехи
https://www.facebook.com/mestr81/posts/2137001863038233
Journal information