marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

Семнадцать мгновений весны

Я люблю фильм "Семнадцать мгновений весны" и особенно музыку к нему, которую запомнил ещё с первого показа фильма в 1973 (или 74?) году.
Мы тогда на Рылеева жили. Музыка эта волновала так, что ой-ёй-ёй.
Ну, ещё песня "Тебе половина и мне половина" так волновала, но её мы с бабушкой пели хором, а с Мгновениями остаёшься-то один на один...
И некуда выплеснуться этой надувающей тебя изнутри тревоге и этому распирающему чувству прекрасного...

Да, ну так вот.
Я в этом фильме люблю всё, но больше всё-таки, когда Штирлиц не в форме.
Весення прогулка с фрау этой самой (Заурихь?), кафе у грубого этого самого, сардины для провокатора, пастор Шлаг на органе, передаём координаты для геологической партии...
И думал, что это все так. Но, оказалось, нет!

Когда я написал, что наши люди любили этот фильм, потому что там показывают заграничную жизнь - близко и вкусно (у меня есть салями, Плейшнер идёт по Блюменштрассе, и ты такой немножечко идёшь вместе с ним), мне надавали таких, э-э-э... полезных советов, что до сих пор на погоду ноет.
Оказывается, нет!
Оказывается, большинство наших людей смотрели этот фильм вовсе не из-за фрау Заурихь,
а из-за кадров кинохроники, где бомбы падают и танки наступают.
Оказывается, он будил в моих современниках исключительно героико-патриотические чувства. Потому и смотрели.
Один я как дурак с салями.

Я в юности написал эссе " Почему Штирлиц изо всех сил не хочет возвращаться на Родину". Именно о салями и камине. Принес на литературную студию, прочитал, на меня смотрели как... Не знаю на кого.
Фильм про любовь сценаристов и постановщиков к Западному миру, пусть даже в такой ужасной форме, как фашистская. А может, чем больше там будет ужасной нацистской формы, тем надёжнее удастся замаскировать свою тайную любовь.


Понятно, что это не специально так сделано, но ведь хорошо получилось
все-все там было сделано именно специально, иначе бы просто не выстрелило. Нельзя зажечь, не горя.

===========================
В 1973-1974 я любила этот фильм исключительно за эстетику, музыку и нерв 😝😝
Ну и родные лица из других киношек и голоса из сказок)

это фильм про сверхчеловека, которого не убивают, как положено по советским канонам

Мне, насколько я помню, нравилось, что Штирлиц умный. И что у него есть родина, которой он нужен. Есть какой-то Юстас (Алекс?), который шлёт сигналы по маленькой рации. Что есть где-то далеко. Где правильно и где свои
Всё мы немножко Штирлицы. И   не хочется убивать веру в Алекса, который есть, за которого можно держаться, который Земля до востребования, который не бросит.

Мне всегда было жалко бутылку заграничного коньяка, которую о голову Куравлева разбивали. Ещё нравилась пьяная барышня из ресторана.(Ульянич, которая позже стала женой Хоботова).
Короче, я искал в кино, недоступные мне тогда в силу малых лет, развлечения. Сам сюжет я только недавно усвоил



Мне очень автомобили нравились, "Хорьх" этот легендарный и прочие.

Там еще и сигареты "Кэмл" были, и армянский коньяк, и кофе, как с холодной водой, так и со сметаной)

Ужас был в том, что я смотрел и не понимал,ЧТО это такое САЛЯМИ! И почему оно в железной коробке! Как шприц какой-то!

кинохроника интересно, потому что просто так ее смотреть не будешь же. Это как лирическое отступление, фон, на котором все это, зоопарк с медвежатами, лыжи пастора, радиоприемник, коттедж загородом...

Дома, автомобили, интерьеры, манера актёров шевелить бровями и ровно держать спины, одежда, лес - всё красивое. (Мы ж не знали, что этот лес Подмосковный.)

Я очень любил фразу: "Пауль, заварите мне самый крепкий кофе, какой только можете".
Жизнь там всё равно красивая. У нас такой не было, даже если и кофе был.

Есть такой болгарский автор Богумил Райнов. В детстве зачитывался "Большой скукой". Про подвиг болгарского шпиона, но еще больше про огни большого города. Загнивающий Копенгаген, сияющие витрины.

"Три дня Кондора" тоже не о заграничной жизни фильм. НО смотрел я его (подозреваю далеко не я один) не из-за того, про что он там, а из-за того, что интересно, какие улицы, фонари на них, какие обувь, одежда. Это был ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, я не мечтал этим обладать. НО это было интересно

Ради фасонов кофточек и дизайна диванчиков люди Санта-Барбару годами смотрели

Чем, помимо всего очевидного, прекрасен Штирлиц?
- да тем, что оказавшись в эпицентре загранично-комфортного, он находит в себе достаточно сил и мужества, чтобы не перейти на сторону дефицитного баварского пива,
а, напротив, б ы т ь  з а   н а с.


Когда Штирлиц не хочет на родину, он становится Виктором Суворовым.

Про радистку Кэт с двумя сверточками в канализационном люке. Про феерическую близость мира и войны. Про ужас и красоту безмятежности. Это была первая прививка Европой. Почище бергманов. Любовь с детства.

Ну и сама история - там так много всего - поворотов судьбы, героизма и нелепости, почти как в реальной жизни.

Рассуждения его о стариках и прогулки. Гениальное проникновение в человечность. Оттого и салями вкусно звучало.
Это фильм про гуманизм. Это фильм про человечность человека, которому по долгу службы не положено проявлять эту человечность ни в той, ни в другой форме, ни без формы.

да просто это классный фильм. Про настоящих живых людей, которые могли все, хотя были просто людьми. Залезть в люк с двумя младенцами на руках и спасти три жизни. Побыть под колпаком у Бормана и выйти оттуда живым. Прошагать на лыжах через Альпы и изменить ход истории. Плейшнер этот жалкий и растерянный, который тем не менее смог проглотить пилюлю. Солдатик, который своей жизнью спас радистку Кэт, чтобы она как мать вырастила его ребеночка. Старушка, которая за водой стоит (какая нахрен салями??), которая пугается но которая все равно в шляпке и вежливая. Много там всего.


17 мгновений про человечность в героизме. Тем и цепляет. И я ни на грамм сомневаюсь, что картина делалась именно с таким расчётом.
Потому что бесчеловечного героизма в истории дофигищи, а советскому, то есть, передовому, лучшему, новому человеку и мифология полагалась новая. Что, впрочем, не отменяет салями и рояль в "кафе.


Фильм, покрывший фашизм притягательным гламуром. Сделавший его интеллектуальным и стильным. Умные и проницательные, с чувством юмора нацисты Лиозновой - далеко не те животные, что были в "Молодой гвардии", например. И уж совсем непохожие на реальных ублюдков, опустошавших советские города и деревни.
а посмотри , как нацистов вывел Спилберг в Списке Шиндлера. Или Поланский в Пианисте. А там тоже умные. Но мерзкие, отвратительные и не карикатурные. Эта тонкая грань,
=================================
Думается, успех "Штирлица" был обеспечен не только тем, что это
а) сериал;
б) неплохой;
в) про войну и так далее,
но и ещё таким не называемым и не учитываемым обстоятельством, что это всёж-таки про заграничную жизнь.
Вот, скажем, Штирлиц встречается с женой в кафе.
Люди пьют дефицитное пиво.
Сопровождающий жены, по-моему, даже коньяк пьёт. Или арманьяк.
И в
ообще, много заграницы.

Это сериал про красивую жизнь.
Этим объясняется его успех - не Гоголя с Белинским, а милорда глупого несли люди с базара.
И второе обстоятельство: у него на лбу не написано, что он про красивую жизнь: "гайда, тройка, ко мне, моё быдло", а написано там, напротив, то, что не мешает, а способствует самоуважению зрителя: что сериал про подвиг, про любовь и верность, про победу нашего народа в Войне.

Самое лучшее, что можно сделать с аудиторией - это потрафить её невысоким потребностям так, чтобы ей казалось, что потрафляют высоким - например, патриотическим (эй, Моцарт! про хохлов нам что-нибудь) или интеллектуальным (это когда про клиторы и бикини, но со словами "интериоризированная мизогиния" и "эксплифицированная кодификация").
Если, конечно, держишь эту аудиторию за... аудиторию. Компрене?

Ну, вот пришли читатели на встречу с писателем.
И они люди. И он человек.
Но как при этом себя ведут?
У читателей - подобострастные улыбки, аплодисменты, неуклюжие вопросы. У него - виденье мировых проблем, усталый взгляд вдаль, снисходительные анекдоты. "Вас много, а я один".
А как бы вёл себя писатель, если бы на встречу с ним пришёл один человек?

Вот как жена к Штирлицу. С ней же не будешь как с аудиторией разговаривать - поверх голов.

И вот когда художник зарубается на "честности", хватает публику за пуговицу и начинает, брызжа соплями, орать ей, что человек- это звучит гордо, он терпит неудачу.
А когда этак лёгонько...

Мне больше всего в "семнадцати мгновениях весны" нравится вода в сифонах.
Всё детство мечтал о сифоне, чтобы вдоволь газированной воды пить.
А уж какая прелесть, как ложатся в руку эти баллончики...


===================================

Итак, люди по-прежнему ценят фильм "Семнадцать мгновений" за то, что это фильм про мужество, про подвиг, про одиночество, про сказочного героя, выпутывающегося из всех затруднительных ситуаций с помощью волшебных даров, замаскированных под обычные спички,
и только я - за то, что это фильм про баварское, салями и ящик сардин.

Похожий случай был с эпопеей Толкина (тоже про мужество и одиночество в сердце тьмы) - долго и тщетно убеждали меня её прочесть: "Профессор германской мифологии написал, Гребню нравится", - пока один человек не успокоил: "Да это ж просто про хоббитов! Они пушистенькие, живут в уютных норках, любят табачок и пиво!"
Ого, подумал я и прочитал - проглотив заодно и мифологию, и сердце тьмы и всё другое важное и высокое, что туда понатолкано.

И вот теперь мнится мне, что кабы не было в "Мгновениях" всей той избыточной лирики и бытового космоса, вряд ли бы он снискал всенародную любовь и, ничуть не потускнев, до сих пор дожил.
Как думаешь, мой народ?! Нет?

============================================

А еще в 17 мгновениях удивительно то, что это производственный роман.
На специфическом "производстве" - вроде как "Понедельник начинается в субботу".
Гестапо и разведка - такие понятные, по-броневому уютные, как советское НИИ (чертежное бюро, учительская в культпросветучилище) с курилкой и электрочайником (тут - снотворное и коньяк).
Интриги, коалиции, подсиживания - все как у людей.

Конечно, у нас был правильные производственные драмы.
Но в них были назидательность и педагогизм - этакая "ненастоящесть", а Штирлиц-то абсолютно свободен, он один, сам, взрослый - без парткома и профкома... Вот это было круто.

А еще Штирлиц притворялся "своим" для нацистского профкома-парткома, а жил другими интересами и другой жизнью, в которую не впускал никого, - и это тоже было, хм-м-м...
Причем это было правильно! В его случае...

Разумеется, ничего такого советский человек тогда для себя не артикулировал, все это и у зрителей, и у авторов работало непреднамеренно, на бессознательном уровне, да и главный секрет успеха не это, а качество художественных образов, мастерство художников.
Тут, как говорится, везет тому, кто везет.


https://www.facebook.com/levpir/posts/1904813799581861

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1904697126260195&set=a.413652485364674.97792.100001597783170&type=3&theater

https://www.facebook.com/levpir/posts/1906421486087759

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1156349987761583&set=a.413652485364674.97792.100001597783170&type=3&theater

Tags: Кино, Лев Пирогов, Юлиан Семенов
Subscribe

promo veldyaksov 10:16, thursday 29
Buy for 20 tokens
Дополнение к предыдущей статье «Почему мы не платим себе» Если вы собственник компании и выполняете «не свою» работу, вы теряете деньги. Например, вы выполняете функции курьера, который стоит условные 150 рублей в час. Вы думаете: — «Да ничего страшного, отвезу, мне не сложно»; — «Это…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment