marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

Семнадцать мгновений весны снова.. Как это смотрелось в СССР 70ых годов

Если бы «Семнадцать мгновений весны» был только фильмом о разведчике, я никогда не назвал бы его главным фильмом 1973 г.
И он в то время поразил бы советское общество не больше, чем, скажем, «Щит и меч».
«Мгновения» интересны другим.
Фильм Татьяны Лиозновой отразил стремление советских людей к буржуазности, к неброской красоте быта, к формированию образа жизни, характерного для общества потребления.
В этом смысле он был новаторским.

Вот Штирлиц прогуливается, не спеша, в хорошей, идеально подогнанной по фигуре одежде, которую не пришлось покупать из-под полы у фарцовщика.
Вот едет он на автомобиле в пригород Потсдама, где живет на природе в уютном особняке.
Вот открывает он ворота собственного дома, загоняет машину в подземный гараж, а затем возвращается и по-хозяйски неторопливо закрывает ворота.
Как истинный собственник, требующий соблюдения privacy.

А как уютен интерьер этого дома!
Вот чудно потрескивающий дровами камин, гревший душу советскому обывателю!
Вот аккуратная прислуга, которая приготовит ужин усталому господину, а после оставит его отдыхать в одиночестве!
Вот щедрый запас хорошего коньяка, бутылку которого можно достать из шкафа хоть ночью и не бежать за «фугасом» к грузчику из соседнего магазина!


Особо уютен этот дом в грозу.
Где-то за окном грохочет гром, буря бушует так, что свет, порой, гаснет.
А Штирлиц опустит плотно шторы, зажжет свечи, наденет мягкую теплую кофту и сядет за стол разгадывать присланную из Центра загадку.




Образ Штирлица раскрепостил семидесятника.
Коммунистическая идея возвышала тезис «раньше думай о родине, а потом о себе».
Штирлиц же жил так, что любой человек на родине ему позавидовал бы.
Но при этом заработал «Героя».

Бок о бок со Штирлицем шел пастор Шлаг – образец интеллектуальной буржуазности.
Шлаг не ходил в кафе «Элефант», чтоб пропустить рюмочку, но ходил в церковь и играл на органе.

Шлаг обладал огромной библиотекой, наделявшей его дом «профессорским» уютом, не менее значимым для многих, чем уют камина, коньяка и плотных штор.
Лично для меня он был даже привлекательнее Штирлица.

Я не знаю, естественно, задумывала ли Лиознова фильм именно таким.
И не знаю, стремились ли Тихонов и Плятт сыграть скромное обаяние буржуазии.
Но СССР 1970-х уже жил этим.
И не удивительно, что будущий пореформенный мир прорвался на экраны уже тогда – почти за 20 лет до реформ.


===========================================

Романтика 60-х годов, когда с высоких трибун заявлялось, что следующее поколение будет жить при коммунизме, развеялась, как дым. Коммунизм так и не построили, Америку не только не перегнали, но даже и не догнали. И в начале 70-х, под звуки рок-гимна группы Deep Purple «Дым над водой» началась массовая эмиграция из СССР разочарованных людей. Бежали не туда, бежали отсюда
Но далеко не у всех советских граждан была возможность покинуть Советский Союз, поэтому люди уходили в «духовную эмиграцию», погружались в философию, в личное хобби, в основном - в рок-музыку. Они строили свою Волшебную страну, в которой нет ни Байкала, ни Амура, ни приставучего комсомола. Недаром в 70-х так популярны стали книги Толкиена, а также Александра Милна «Винни-Пух и все-все-все» и Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города», так как эти книги содержали бесценный опыт проникновения в иной мир.

Волшебная страна могла оказаться в самом неожиданном месте. Огромной популярностью в 70-е году пользовался фильм «Семнадцать мгновений весны», говорят, что когда его показывали по телевизору, жизнь на улицах городов замирала. В чем причина массового успеха этого фильма? Потому что его действие происходило как бы даже и не в нацистской Германии, а в некоей Волшебной стране, где нет ни партии, ни комсомола, и которую населят умные, добрые, интеллигентные люди. Штирлиц в сознании народа превратился в Волшебника Гудвина, великого и ужасного. По работе он тоже имел тягу к переодеваниям, и также умел с честью выходить из трудных ситуаций. Это был совершенно антисоветский, антисистемный фильм. С этого же фильма пошло и увлечение многих молодых людей нацистской символикой. Это было не проявление идеологии фашизма, просто они собирали воедино фрагменты Волшебной страны.

======================================

Я даже в детстве это замечал, налаженный качественный быт в сериале у немцев

Я покопался в своих ощущениях (мне в 1973 было девять лет) - и точно - многое из представлений об эстетике быта ровно из этого фильма. А уборка на загородном участке в элегантном шарфике - прелесть просто))Да еще с информацией к размышлению!!!

Женский почерк талантливой Леозновой придал особый флёр фильму. Помню, что во время демонстрации фильма в Питере безлюдели улицы..

Тогда мне было 12 лет. Но от первых просмотров оставалось неосознанное чувство уюта той жизни (включая поездку в Швейцарию). И не было ощущения риска, который на самом деле был в работе шпиона. А рационально осмыслил я те юношеские ощущения в последние 10 лет. Когда вообще многие детские ощущения пытался осмыслить.

На меня (а было мне тогда 16 лет) в этом плане неизгладимое впечатление произвела сцена с генералом (Н.Гриценко) в купе поезда, а именно: эта непостижимая, таинственная (зритель так и не увидел как эта штука выглядит) и недоступная, а оттого столь желанная, салями в железной коробке.
Очень захотелось этой салями... хотя бы посмотреть.


А еще была ветчина, которой Щтирлиц заманил к себе пожилую фрау и Габи.

в Штирлице был эпизод, когда учили пить крепкий кофе, запивая его холодной водой.
А мы в детстве делали повязки со свастиками, изображали разведчиков.

Вот уж во истину- «Эстетика определяет этику»
Да, «эстетика - мать этики» (И. Бродский).

Вообще-то говоря фильм сослужил стране плохую службу. Население подпало под то что авторы, умничая, называли "обаянием зла", мол, вона как бывает. Но население-то подпало - и это было одним из самых толстых гвоздей в гроб СССР.

https://www.facebook.com/dtravin61/posts/437493636757054

Tags: 70ые, Кино, Юлиан Семенов
Subscribe

Buy for 20 tokens
Каждое поколение уверено в том, что именно оно изобрело секс. Роберт Энсон Хайнлайн. Я простой человек, у которого накипело. Сделать несколько статей не получится, поэтому сделаю одну, но сразу про всё — даже если и будет похоже на поток сознания. Я просто хочу сказать то, что давно вертится…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments