marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

фэнтези литература в СССР

Нишу фэнтези в СССР вынужденно занимали произведения, маркированные, как "детская литература" и "сказки".
Таким образом, за основу придётся брать "Волшебника Изумрудного города" Волкова. А для дополнительных деталей - "Золотой ключик" Толстого, куда же без него. Оба автора умудрились проникнуть в Страну Воображения по чужим документам, позаимствовав завязку у иностранных авторов - и заодно проложили путь для всех тех, кто шёл по их следу.
Образ Буратино и образ Изумрудного города оказались настолько устойчивыми, что они пережили даже развал СССР - про Буратино продолжали писать супруги Варгины и Леонид Владимирский (
*), про Изумрудный город - Кузнецов и Сухинов (**).

Общая идея сеттинга - волшебная страна, соединённая особыми переходами с другими волшебными странами (и, возможно, с нашим миром). Этими переходами могут быть обычные на первый взгляд моря-пустыни, но возможны и более экзотические варианты (пещеры, врата). Совокупность волшебных стран, таким образом, составляет цепочку или сеть миров, Волшебный Край, как таковой. Точные размеры Волшебного Края неизвестны, потенциально он безразмерен (хотя и не безграничен, потому что помимо него существует Что-то Ещё).

1. Разумная жизнь в Волшебном Крае представлена тремя типами существ. Это не расы, потому что люди уже состоят из различных рас, и все эти расы равны и равноправны.

Люди - самая распространённая, и, как правило, доминирующая форма разумной жизни в Волшебном Крае. С людьми всё просто. Изначально предполагалось, что все играбельные персонажи будут людьми (более того, провалившимися в этот мир землянами второй половины 20 века), но это быстро исчезло из последующих редакций. Тем не менее, "попаданец" продолжает оставаться одним из возможных архетипов персонажа, в качестве палочки-выручалочки для тех представителей советской молодёжи, у которых с фантазией совсем плохо. 

Второй тип разумных существ - конструкты.
.


Волшебный Край наделяет неживую материю особыми свойствами. Вещи, выполняющие человеческие функции, со временем становятся более антропоморфными. А всё антропоморфное рано или поздно обретает способность к автономному существованию, к чему прилагается разум, речь и полноценное самосознание. Это магия. Подобное может произойти с деревянной куклой, соломенным пугалом или огромным человекоподобным боевым роботом (как в "Жёлтом тумане").

При этом, возможны пограничные случаи, как тот же Железный Дровосек. Формально, он человек, или, по крайней мере, он родился человеком. Но так как у него больше не осталось частей его изначально тела, то де факто он превратился в конструкт




Третий тип разумных существ - разумные говорящие звери, или зверики. Они, в свою очередь, делятся на три категории.

Первая категория - это животные, которые обладают разумом и умеют говорить, но в остальном практически ничем не отличаются от своих неразумных собратьев и занимают ту же экологическую нишу.



Вторая категория - это антропоморфные зверики с более-менее человеческими пропорциями, которые ходят на задних лапах и обладают полноценными руками, пусть и с когтями на пальцах. Говоря современным языком, это фурри. Как правило, они стараются интегрироваться в человеческое общество, носят человеческую одежду или хотя бы отдельные её элементы.



Третья категория - это полностью очеловечившиеся зверики, которые почти неотличимы от настоящих людей. И только отдельные черты (например, уши, глаза и т.д., у всех по-разному) выдают их изначальную природу. В "Королевстве кривых зеркал" вся феодальная элита представлена очеловечившимися звериками, типа того же Нушрока (коршуна):



Лиса Алиса и Кот Базилио в книге относятся ко второй категории, а в фильме 1975 года, по понятным причинам, к третьей.



Отношения трёх категорий зверикой между собой, а также их связь с дикими, неразумными аналогами - крайне сложный и запутанный вопрос.

2. Уровень технологического развития в Волшебном Крае весьма неоднороден - как в целом, так и внутри каждой страны. Как правило, это ремесленное и мануфактурное производство, в отдельных случаях - раннеиндустриальное. Паровая машина известна. Электричество - скорее всего, неизвестно или мало распространенно. При этом, работа электроприборов (для освещения, связи, других задач) в значительной степени эмулируется волшебством или алхимией. Возможно создание невероятно сложных механических устройств из пружин, рычагов и шестерёнок, которые работают за счёт магии (и, в конечном счёте, обретают самосознание, см. конструкты).

В военном деле всё ещё широко используется холодное оружие. Наравне с ним существует примитивная артиллерия. Стрелковое оружие известно, но сравнительно малоэффективно.





Пулемёты невозможны - возможно, запрещены фундаментальными законами мира, "как несоответствующие стилистике".

Иными словами, это военное дело 15-16 вв., в сочетании с технологиями 19 века и социальными отношениями 20-го. Но конкретная ситуация сильно варьируется от одной волшебной страны к другой.

Естественно, в Волшебном Крае присутствует волшебство, в том числе, персонифицированное в различных волшебниках и колдунах. При этом, магия остаётся уделом более примитивных и технологически отсталых сообществ. Каждый раз, когда магия сталкивается с наукой и рациональным подходом, магия проигрывает и отступает.



Благодаря магии существуют не только колдуны, но редкие реликтовые монстры. Иногда это одно и то же - например, Арахна в "Жёлтом тумане" является и великаншей, и волшебницей.

3. В американских ролевых играх во главу угла ставится индивидуальная моральная ориентация персонажей. В советских ролевых играх ведущая роль отведена коллективу, а морально-политическая ориентация учитывается для общества в целом. Существуют следующие варианты.

а) Страны народной власти. Это страны-протагонисты. Таков, например, волковский Изумрудный город в правление Страшилы Мудрого.



Власть в подобной стране обычно принадлежит народному собранию, а между его созывами решением управленческих задач занимается малый совет при верховном диктаторе и сам диктатор (= Страшила). Народная власть выражает интересы широкой коалиции крестьян, рабочих, прогрессивной национальной интеллигенции и патриотично настроенных кругов мелкой буржуазии. [С таким, лёгким маоистским оттенком - 1, 2.]

Вокруг народной власти и вертится весь сюжет. Либо ячейка приключенцев оказалась в волшебной стране, где народной власти нет, и тогда они борются за её установление. Либо народная власть уже существует, и тогда приключенцы на неё работают - защищают её от внутренних и внешних врагов, выполняют ответственные задания, ведут разведку, исследуют для неё новые земли. Это может происходить одновременно - например, по заданию своего правительства приключенцы помогают прогрессивным кругам соседней волшебной страны свергнуть местных угнетателей и установить народную власть.



б) Дикие земли. Как и следует из названия, там живут дикари - на лицо ужасные, добрые внутри. Как марраны у Волкова.



Их могут обманывать и использовать внешние силы, но, в целом, это неплохие ребята, хоть и совершенно дикие. Строй - родоплеменной, сложные технологии отсутствуют. Эксплуатацию человека человеком и социальное неравенство они пока что не изобрели. Вождей всё ещё нередко выбирают за личные качества - за ум, силу, храбрость и везение. Дикари, что с них взять. Короче, с ними надо дружить, им надо помогать и их надо защищать от внешних угроз.

в) Феодальные страны. Более продвинутые по сравнению с дикарями, но всё равно дикие. Власть принадлежит потомственной военно-феодальной верхушке, а также мракобесному духовенству, которое старательно вытаптывает все ростки умного, доброго и светлого. Феодалы могут пользоваться услугами колдунов для укрепления своей власти, духовенство, соответственно, чародеев ненавидит, как конкурентов.

Если владения феодалов соседствуют с землями дикарей, феодалы будут пытаться их завоевать и присоединить, пользуясь преимуществом в вооружении (хотя дикари всё равно будут их время от времени наказывать за излишнюю самоуверенность). Дикари, собственное население и другие феодалы - больше им воевать не с кем, другие противники феодальным странам не по зубам.

Представители низших классов, рабочие-производители, в феодальных странах могут быть как лично свободными, так и крепостными, но жизнь у них, в любом случае, незавидная и грустная.



Сохранение предельного социального неравенства, демонстрация элитного имущественного статуса и унижение всех, кто ниже их, является символом веры и нравственным идеалом для феодалов.
За эти ценности они готовы жизнь отдать.
Для устрашения и усмирения подданных правители феодальных стран активно используют казни, пытки и телесные наказания. Если среди низшего, безземельного дворянства ещё могут встречаться приличные, благородные и отважные люди, то верхушка - сплошные выродки и садисты. Реакционные круги более развитых стран могут поддерживать власть феодалов, делясь с ними оружием, деньгами и технологиями - в обмен на доступ к природным ресурсам и прочие услуги.


Разгром феодалов, глубокие реформы и развитие промышленности могут способствовать трансформации феодальной страны в страну народной власти, но реализовать подобное на практике очень сложно. 

г) Капиталистические страны. Относятся к самым развитым с точки зрения экономики и технологий. Такой, например, была страна, где правили Три Толстяка из одноимённой повести Олеши.



Тарабарское королевство из "Золотого ключика" - тоже капиталистическая страна.



В капиталистических странах правят промышленники и банкиры, выстраивающие между собой ту или иную властную конфигурацию в зависимости от личного богатства.
Они могут позволить себе содержать "конституционного" монарха, а также свору продажных политиканов, которые кормятся у них с рук.
Политиканы периодически устраивают "парламентскую чехарду", делая вид, что передают власть от одной партии к другой.
На самом деле, в этих странах позволено существовать только одной партии, партии Капитала.




В капиталистических странах нередко процветает расизм и дискриминация по цвету кожи, цвету волос или биологическому статусу (зверик, конструкт).
Капиталистические страны проводят колониальную, империалистическую политику по отношению к дикарям и феодалам.
К странам народной власти капиталисты относятся с опаской и неприязнью, хотя могут поддерживать с ними дипломатические отношения.
Предаёт или нападает капиталист только тогда, когда он уверен в своей личной выгоде - и в том, что ему за это ничего не будет.


Капиталисты из политических и экономических соображений пытаются заменить рабочих конструктами - или превратить рабочих в конструкты. С этим связан высокий уровень безработицы в капиталистических странах.
При этом, по свойствам мира, конструкты рано или поздно обретают самосознание и автономность, проникаются идеями справедливости и начинают сопротивляться угнетателям.
Карабас-Барабас создаёт кукольный театр, чтобы не платить зарплату актёрам - куклы осознают свои права и прогоняют Карабаса-Барабаса.


В капиталистических странах есть реакционные круги, а есть прогрессивные силы. Если прогрессивным силам удаётся повести за собой народ и свергнуть капиталистов, капиталистическая страна превращается в страну народной власти.

д) Фашистские страны. Главные сюжетные антагонисты. Соединяют в себе худшие черты феодалов и капиталистов. Они сверхмилитаризированы, агрессивны, технологически развиты.



Правители фашистских стран - это пожизненные вожди-президенты, а также их генералы и руководители всевозможных разведок, контрразведок, тайной политической полиции и личной охраны вождя.
Все они ненавидят страны народной власти и мечтают их уничтожить.
Реакционные круги капиталистических стран частично разделяют идеи фашистов, а потому готовы с ними сотрудничать и помогать.




Если с разведчиками капиталистических стран на нейтральной территории ещё можно играть по джентльменским правилам, то с фашистами идёт непрекращающаяся борьба на уничтожение. Либо мы их, либо они нас.



Население фашистских стран запуганно и оболванено.
Прогрессивные силы разгромлены, брошены в тюрьмы, загнанны в глубокое подполье - но они не сдаются и готовятся к тому дню, когда внешний мир протянет им руку помощи.


***

https://gest.livejournal.com/1586142.html#comments
Tags: Фантастика
Subscribe
promo marss2 june 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment