Только он привык к своим часам, как на рынок выбросили ещё более шикарную (точнее - актуальную) модель и, к тому же её рекламирует Голливудская Звезда.
Принято выкидывать вещь раньше, чем она успеет отслужить.
Моральное устаревание, форсируемое средствами массовой информации, является причиной покупки очередной новинки.
Не то было в СССР.
Прибыль не являлась целью.
Важны были совершенно иные показатели.
Выплнение плана, обеспечение населения кефиром или, скажем, штанами (неважно, что именно эти штаны немодны, уродливы и сшиты из байки безумного колера)? Да.
Но.
Было гораздо важнее, что наш кефир и наши штаны не вредны для здоровья и в них отсутствуют вредные добавки.
В западном мире главное - завлечь и продать.
Отсюда постоянный поиск решений по дизайну, по сладким добавкам, по кружевным вставочкам.
Потом может выясниться, что кружева - колючие, кефир с экзотическим наполнителем вызывает аллергию, а дизайнерское решение скрывало обычную и даже ненужную вещь.
Главное - это утолить жажду красивого потребления, а не напоить народ кефиром N-ой жирности.
Советские вещи создавались не для того, чтобы относить пару сезонов и выбросить, а в расчёте на долговременное пользование.
Отсюда все эти жёсткие туфли, крепкие швы, долгоиграющий материал.
Многие вещи перешивались, перелицовывались.
У вещей была иная задача - служить, а не украшать, не повышать статус.
Имиджевые тенденции не вкладывались в самый смысл их производства.
Сэкономить на ткани и булавках было иной раз важнее, чем создать шедевр сов.пошива. Так, знаменитые панталоны с подчёсом - этот монстр советского легпрома - создавался с целью утеплять, поэтому их внешний вид не входил в замыслы создателей.
Вместе с тем, им (создателям) уже неважно, как в этом случае будет выглядеть сама женщина.
Западное нижнее бельё имело ещё и иную функцию - эротическую, завлекающую.
В кинофильме «Девушки из Рошфора» молодые люди игриво говорят красивой девушке: «У вас видна нижняя юбка...».
В СССР нижняя юбка - это приватный предмет, который не может быть виден, потому что его цель - создать базу для силуэта-колокол (например), но не для того, чтобы юноша воспламенялся при виде нижнего кружева... Как говорили в наше время: «Два мира - два детства».
Советское производство, впрочем, как и советское искусство (sic!) было, как бы это поточнее выразиться, not for sale в хорошем и в плохом смысле.
Радиоканалы не гонялись за рейтингами, поэтому спокойно могли передавать классическую музыку и народные мотивы, изредка разбавляя Чайковского - Аллой Борисовной. Начальникам Гостелерадио было безразлично, нравится ли советским зрителям сага о добыче нефти или им гораздо больше хочется ковбойских стрелялок и полуобнажённой Орнеллы Мути. Да. У кинотеатров существовал план и его выполняли путём демонстрации французских комедий или даже советских шедевров, до сих пор считающихся культовыми фильмами.
Но многие из этих жемчужин в своё время ругали за безыдейность и халтуру. Подумаешь - кассовый сбор! Это не главное. Главное - идея, дидактика, значение.
Эстрада - самый массовый, лёгенький жанр пребывала в Золушках потому, что никуда особо не звала и ничему не учила.
Да.
Она может приносить доход, но разве это - главное?
Точно так же заводы могли производить неходовую продукцию, перевыполняя план, а народ давился совершенно за другими фасонами.
С одной стороны, нас никто массово не травил яркими, вырвиглазово-малиновыми баббл-гамами, с другой - никто и не интересовался нашими вкусами.
Но маркетологи Дикого Запада не за красивые глаза получали свои доллары - они знали человеческую природу.
Те оболочки и те завлекалочки, которые действовали за французских буржуа, точно так же влияли и на советского человека.
Поэтому в 1970-1980-е годы бум потребления, прокатившийся по всему миру, не мог не коснуться СССР.
От Zeitgetst-а никуда не денешься, он тебя достанет даже к кабине космического корабля.
Человеку сделалось мало просто кефира, ему срочно понадобился кефир с банановым наполнителем.
Не просто джинсы, а конкретно LEE, не просто магнитофон, а японский Sharp.
Обычный хомо-сапиенс скорее выберет яркий эстрадный номер, нежели выступление симфонического оркестра.
Женщине интереснее иметь шикарный комплект белья, нежели что-нибудь тёплое-уютное-страшненькое (причём, эта женщина может никого не завлекать и быть равнодушной к сексу.
Просто приятно носить богатое бельё под платьем)...
И мобильники мы теперь меняем не потому, что предыдущие сломались или улетели в пропасть, а потому что новая модель уже намозолила глаза до невыносимости! Дайте уже её!
Зина Корзина (с)
https://zina-korzina.livejournal.com/564121.html
Journal information