marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

Интересно, художники и поэты умеют предвидеть будущее, или они его создают?

При слове "совок", какой образ вспоминается?
Застой - дегенеративная наглядная агитация, унылые, однообразные некрасивые вещи.
До того - короткий период Хрущева, Гагарина и шестидесятников, таежные песни, волшебные мечты о космосе и мире Полдня.
До того - сталинский ампир, тяжеловесный и устрашающий.
Тогдашний СССР был мало похож на то дряхлое и немощное посмешище, что помним мы по 80-м.
Ну, а до Сталина?
Там был исток Совка - яркий прорыв в эстетике, грезы о Мировой революции и Дивном Новом Мире, таланты и талантищи.
Например, великолепный образец тогдашнего творчества, "Смерть пионерки" Эдуарда Багрицкого:
... мир, открытый настежь
Бешенству ветров.
А выступления, например, Троцкого? Видел как-то кинхронику с звуком, речь создателя РККА на каком-то митинге.
Особенно ярко все это как контраст и антитеза тогдашнему декадансу.

Если в России вдруг случится революция и к власти придут какие-нибудь "новые свежие силы" (неважно даже, какого политического направления) - я советую всем присматриваться к одной вроде бы малозначительной вещи. К эстетике.
Если новый режим создаст свою оригинальную эстетику - значит, в нем что-то есть. Если он этого не сможет сделать или вообще проигнорирует такую "мелочь" - значит, режим безблагодатен, лишен внутренней силы и, как говорят китайцы, "не увидит хорошего конца". Какие бы замечательные декреты о земле и мире он при этом не издавал.
Эстетика определяет сознание властей и всего народа. Причем слово "определяет" здесь имеет двоякий смысл - и "показывает, демонстрирует", и "создает, устанавливает". Такая вот диалектика, подтвержденная многими историческими примерами.
Теперь  обратимся к великому и трагическому прошлому.
Советская Россия -  была и идея, и абсолютно преданные этой идее люди.
Жестокость - да.
Фанатизм - да.
Ангелами те люди точно не являлись.
Но им не надо было, тужась, высасывать из пальца "национальную идею" .
Поэтому новый строй родил новую эстетику, яркую и оригинальную.

Эстетика революционного порыва, лаконизма и демократичности.
Взамен хитровывернутой символики прошлого - красное знамя, серп, молот и звезда.
Долой золотые погоны - теперь бойцы и командиры носят одинаковую форму.
Долой колонны и лепнину, дешь конструктивизм!
Никакой парадности - проще линии, чище цвета! Впервые Россия оказалась в мировом культурном авангарде. Наш ВХУТЕМАС шел наравне со знаменитым Баухаузом (и кончил схожим образом). В нищете и разрухе рождалась эстетика нового мира. Но не родилась.
Молодой социализм как-то очень рано забронзовел.
Сквозь него явственно стала проступать "Россия, которую мы потеряли".
Пресловутая сталинская архитектура - странное отражение американской ардековщины того же периода.
Крупнейшие заокеанские богачи и мощнейшие капиталисты, стремящиеся продемонстрировать свое сверхбогатство, вдруг сошлись в эстетике с первым в мире государством рабочих и крестьян (совсем небогатых, кстати).
Тогда же в Германии нацисты стали душить прогрессивные течения в пользу имперщины.
Война ускорила течение болезни.
После сталинградской победы в Красной Армии вдруг появились погоны.
Парадоксально: армия-победитель после величайшего своего триумфа вдруг стала копировать облик армии, нещадно битой что теми же немцами в Первую Мировую, что беспогонными красноармейцами в Гражданскую.
Следом появилось золотое шитье, листочки, завитушки, и прочие шелка с брульянтами.

К концу сталинского правления этот смешанный дух дореволюционного имперства и американского богатства напоказ проник буквально всюду.
Символом эпохи может служить портрет самого Сталина, изображающий старика статным красавцем лет тридцати пяти.

Потом пришел лесник и всех прогнал...
Хрущев, при всех своих минусах, был последним, кто "действительно в это верил".
А полет Гагарина вызвал последнюю вспышку глубокого и массового энтузиазма.
"Возвращение к истокам", совместившись с новой эстетикой космической эры, дало свой результат.
Но того, первого революционного порыва было уже не вернуть.
Новые творцы работали механически, редко в ком была настоящая искра.
Их труд был сродни созданию декораций.

Вернуться в Золотой век не получилось, вышел век Серебряный, за которым скоро настала пора увядания.
"Никто ни во что не верит, никому ничего не надо" - в эстетике это стало заметно куда быстрее, чем в любой другой сфере.
Лаконизм перешел в примитивизм, для любой задачи был готов убогий шаблон.
Все делалось будто с перепоя, и сама эстетика отошла на двадцатое место в списке государственных приоритетов.
Забив на содержание, кто будет беспокоиться о форме?
Смотреть без отвращения можно было лишь на то, что осталось от предыдущих эпох.

У меня дома бережно хранится книжка "Далеко в стране иркутской", выпущеная в застойные годы.
Содержание её в данном случае не важно (оно лучше, чем можно предположить), важно оформление.
Будь под рукой фотоаппарат, я бы просто сфотографировал обложку и выложил в ЖЖ - и весь этот текст можно было бы не писать.
Скромная обложка больше говорит о кризисе социализма, чем десяток научных трудов.
Матерщинник Лебедев очень точно называет это "сделать на отъебись".
При Брежневе такой подход стал нормой, ярко демонстрируя идейную пустоту и мертвечину.
Потом Союз умер.
Настало время постмодернизма. Остается ждать прихода новой силы, несущей новую эстетику. Ждем.

https://dysto.livejournal.com/151274.html

https://yakobinets.livejournal.com/39777.html
Tags: СССР, СССР эстетика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ключевые идеи реформаторов девяностых.

    Предполагалось достижение общественного процветания на капиталистической основе в два хода. * Первое - государство надо свернуть и позволить всем…

  • про город Ирбит

    Помню когда-то давно ехал я на поезде из Свердловска в Ирбит вместе с различными хтоническими персонажами. С одним вышли в тамбур покурить. Он…

  • происшествие в Казани

    в Татарстане бывший ученик расстрелял школьников прямо во время уроков. В 9.20 утра в гимназию номер 175 в Казани пришел ее недавний выпускник и…

promo marss2 june 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments