. Поскольку, ни то, ни другое, гражданам, чтобы они там ни считали на этот счет, обычно не свойственно, то на овладение данным умением сил и времени требуется не мало. Вот и возникает законный вопрос: а эта вот ваша осознанность непонятная – нам-то зачем?
- Некоторые «околопсихологические» люди, я полагаю, могли бы ответить честно. Например, как проводник из фильма «Чародеи»: «Я и сам не знаю… Положено!» Но, как я уже написала выше, с честностью косяк. - Так что молчат, гады. И загадочно улыбаются.
Итак, зачем нам осознанность, что она дает и стоит ли ради нее стараться?
Часть 1. Общая схема: этажи в разрезе.
Давайте вообразим мозг человека в виде трехэтажного здания.
Первый этаж – самая древняя часть, рептильный мозг. Второй этаж –лимбический, - или, иначе говоря, – мозг млекопитающего. И третий – это уже наш, современный, свежеиспеченный человеческий мозг – неокортекс.
- Наиболее научно подкованным: я в курсе, что идея «триединого мозга» лет 10, как опровергнута, и физически (в черепной коробке) не существует «трех мозгов». Я пользуюсь данной моделью исключительно в качестве метафоры в корыстных целях.
Второй этаж. Тут уже поинтереснее. Тоже, конечно, про выживание, но – уже как в зоологическом саду. Иерархия, борьба за власть, отношения, страсти... Вкус жизни. На этом этаже нас будут охватывать разнообразные эмоции: здесь хорошо ласкаться, радоваться, тревожиться, обижаться, стыдиться и т.п. Эмоционально развлекаться, стремясь к приятному и избегая всего неприятного.
Третий этаж - это самое интересное. Здесь у нас цивилизация в ее лучшем виде, место обитания людей. Человеков. Они договариваются. Творят. Обдумывают бытие. Придают смысл всему вокруг. Здесь рулит осознанность - та самая способность, которая позволяет нам проникать в суть вещей, и суть самих себя, задумываясь о жизни, о себе, о других и разнообразных связях между всем этим.
- Указанная способность в «базовой модификации» дана всем интеллектуально сохранным людям. (Надеюсь, что всем). Но – развить ее могут не все: мешают физиологические ограничения, морально-ценностные, да и дефекты воспитания вносят свой вклад.
Представьте себе типичного обитателя «третьего этажа» - в хорошем состоянии, выспавшегося, не голодного, никуда не спешащего, не парящегося ни из-за ошибок, совершенных вчера, ни из-за тех, что он совершит завтра.
- Опишу его детальнее. Он вникает в свою задачу и внимательно ее решает, ни на что не отвлекаясь. Обрабатывает поступающую обратную связь, учитывает ее и созидает дальше. Творец с большой буквы «Т». Прислушивается к своему внутреннему миру и своевременно удовлетворяет все насущные физиологические и душевные потребности. Он понимает чувства окружающих его людей, их намерения и мотивацию. И свои собственные, кстати, тоже понимает. Мастерски управляет своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач!
Значит, творит он себе на своем этаже, спокойненько... Вдруг откуда ни возьмись!.. Внезапно, в общем, в его поле зрения появляется начальник (конечно, с маленькой буквы «н») и начинает вопить по поводу дедлайна, вчерашних ошибок, завтрашних отчетов и чего-то там еще. Полный аврал, караул и ахтунг. С Творцом - что? Правильно: гормоны - в кровь, и домик трехэтажный кааак тряхнет! Чем слабее навык осознанности у индивида, тем быстрее его стряхнет на второй этаж. То есть вот прямо так – кувырком в зоосад эмоций. Как он с этим обойдется? Да как привык: от «наорет в ответ», до «сделает вид, что не заметил». Важно одно – решение, как отреагировать в моменте придет, минуя осознавание - автоматически. И ряд последующих решений, кстати, тоже: пока индивид не успокоится и не сможет перебраться обратно на третий этаж. А это может быть очень нескоро.
Давайте разберемся, что, собственно, произошло? Все было спокойно (этаж 3). Появление начальника изменило окружающую обстановку (этаж 3 затрясло). Если бы наш гипотетический Творец удержался на этом, верхнем, человечьем, этаже мозга, - он бы сохранил способность выбирать как себя вести в моменте. Например, мог бы обдумать – нападение это или нет, есть реальная угроза или нет, надо начальника успокоить или продемонстрировать ему рвение и воодушевление задачей, или, может, деликатно послать нафиг? То есть его решение было бы осознанным.
Но поведение начальника было автоматически проинтерпретировано как нападение, требующее самозащиты (на физическом уровне: возбуждение, пульс растет, шум в голове и т.п. – домик раскачивает сильнее - человек не удерживается на третьем и кувырком летит на второй этаж, теряя непрочный навык осознанности) и наш герой начинает возмущенно спорить или оправдываться (приземление на этаж 2). Если бы он начал драться или попытался убежать – это бы означало, что он окончательно впал в аффект и не контролирует себя вообще (этаж 1).
- Лирическое отступление. Если вы, припоминая подобную ситуацию из вашей жизни, полагаете, что у вас-то все окей! Потому, например, что вы «решили» благоразумно промолчать – и промолчали, - то я вас огорчу: ваше молчание вовсе не показатель того, что вы остались наверху. Вполне возможно, вы уже на первый (рептильный) этаж свалились и замерли там от ужаса. Проверка – признайтесь самому себе – сохраняли ли вы ясность мышления в момент появления шефа, делали ли вы выбор, и был ли он у вас в тот момент вообще? (Ясность мышления проверяется просто: вы помните диалог близко к тексту и можете его цитировать. Вслух.).
Если человек не понимает, как у него «функционирует» его внутренний мир, то он и не замечает ПЕРЕМЕЩЕНИЯ МЕЖДУ ЭТАЖАМИ. Не видит, как в эмоционально задевающей его ситуации, действия, решения, фантазии, мысли начинают подчиняться эмоциям.
- Важно! Вы можете испытывать ОООЧЕНЬ интенсивные переживания. И совершенно этого не осознавать, считая себя вполне спокойным.
Часть 3. Осознанность - умение, требующее тренировки.
Способность осознавать может быть более или менее развита.
Уровни развития:
Уровень А. Начальный. Владеющие им, способны осознать что-то постфактум, задавшись вопросом «что это было там и тогда со мной». Требует честности с самим собой и хорошей памяти.
- Часто подменяется рационализацией и интеллектуализацией. «Что это было?» «Это у меня из-за погоды настроение испортилось».
- Часто подменяется «бесплотным мудрствованием», фантазированием, попытками преждевременно все понять и объяснить.
Многие владеют осознанностью на начальном уровне А. Толку от этого мало, ведь осознание мотивов прошлого поведения никак не поможет вам в моменте овладеть собой и своим накатывающим возбуждением – когда это опять произойдет. Годится, чтобы мотивировать себя начать учиться осознавать в моменте.
На уровне В бывали многие. Когда «третий этаж» ничего не сотрясает - тогда, если замедлиться и стать внимательнее к самому себе, у вас может получиться ЗАМЕЧАТЬ СЕБЯ: свои мысли, ощущения, то, что вас окружает. Но, увы, это умение, если не натренировано, исчезает при первом же возбужденном «мозготрясении» - и тогда имеем, что и имели – поведение обычное, неосознанное. Чтобы воспользоваться этим инструментом в ситуации из примера – про «Творца» и «начальника» - нужно навык осознавания постоянно тренировать. В покое. Чтобы вопрос «что это сейчас со мной?» - выскочил у вас автоматически при первых волнах возбуждения, до того, как оно зальет мозг, стряхнув вас на 2й этаж.
- Проиллюстрирую на примере автомобиля. Когда вы только учитесь водить машину и вам надо постоянно учитывать сотню новых для вас стимулов, то любая нестандартная ситуация легко спровоцирует ошибку – и аварию. Когда вы автоматически водите – вероятность принять верное решение в сложной ситуации значительно выше. А если вы обучены экстремальному вождению – ваши шансы на то, чтобы поступить правильно в критический момент, - вырастают в разы.
Приведу несколько бытовых примеров для иллюстрации разницы между «осознаванием потом» и «осознаванием в моменте».
1.
- Уставшая мать кричит на ребенка, хоть и знает, что так не надо. Потом приходит в себя и жалеет, что сделала это, понимая, что это от переутомления (осознавание уровня А).
- Уставшая мать хорошо осознает, что с ней и ищет возможность прийти в себя, найти ресурс, переадресовать заботу о ребенке другому и т.п. – исходя из ситуации, помня о своем состоянии и не поддаваясь соблазну заорать.
2.
- В общении с другом, человек возбужден желанием доказать свою правоту. Неосознанно руководствуется в споре принципом «для достижения цели все средства хороши», игнорируя, что разрушает отношения своими оскорблениями и выпадами с переходом на личности. Придя в себя, жалеет о своей невольной грубости.
- В общении с другом, осознает свое желание быть правым, и может выбрать способ, которым готов воспользоваться. В споре бережет отношения, старается понять позицию собеседника, а не только донести свою.
3.
- На вечеринке человек выпивает немного алкоголя на голодный желудок, расслабляется, хмелеет. Радуется этому приятному состоянию, и опасается, что оно быстро пройдет и вернется напряжение и усталость. Чтобы этого не допустить, опрокидывает рюмку одну за другой, - и напивается в хлам.
- На вечеринке, немного выпив, осознает, что расслабление – и удовольствие от него – иллюзорны, что нужно найти еще способы для расслабления и отдыха – поесть, найти приятного собеседника, замедлиться и т.п., - прежде, чем принимать решение об очередной порции алкоголя.
Еще немного примеров без деталей. Без осознавания из нас «выпрыгивают» фразы (о которых вменяемый человек обычно после ссоры жалеет): «я же говорил/ла», «я так и знал/ла, что ты…», «да ты – дальше припоминается то, чем человек поделился с вами сам в минуту откровенности - слабак, импотент, уродина, кукушка, шлюха и т.п.», «ты не хочешь мне помочь, а ведь я для тебя (список ваших дел, которые вы совершили в пользу другого по своему желанию и совершенно добровольно, и настаивали, чтобы он это принял)», «ты мне всю жизнь испортил(а)…» и т.п.
В общем, пример может быть взят из любой ситуации, где вы соблазнились выплеснуть свои эмоции, не делая попыток разобраться – чего это вдруг вас так колбасит.
- Есть те, кто считает, что это – спонтанность, и это прекрасно. Я так не считаю, и стараюсь держаться от таких людей подальше. Я хочу, чтобы мои близкие люди, ведя себя спонтанно, помнили про ценность их отношений со мной и старались их беречь.
Таким «обучением экстремальному вождению» в жизни, может стать терапия – индивидуальная и групповая. Или направленная специальная медитация – их много разновидностей, можно поискать самостоятельно. Регулярная тренировка осознанности – в свободное от страстей время – делает навык более устойчивым. Именно он может помочь вытащить себя со второго этажа на третий, когда начинают бушевать страсти (как Мюнхгаузен себя вытащил из болота за волосы). Или даже удержаться на третьем. Буквально сказать самому себе: «Стоп! Что это со мной?!»
К сожалению, в отличие от вождения, и учиться этому дольше, и случаются эмоциональные коллапсы постоянно. Собой вообще сложнее управлять, чем пытаться делать это с другими. А почему? Второй этаж мешает: манит, соблазняет различными «вкусными» переживаниями: праведно позлиться, влюбленно повозбуждаться, устроить себе адреналиновые прыжки с парашютом, понаслаждаться запретным, полениться в поисках непрерывного комфорта, поискать развлечения и, естественно, избежать любого напряжения и усилий и т.п. Сплошной гедонизм))
Часть 5. «Чем плохо без осознавания? Придумают тут».
Если бы мы жили вообще «без осознавания», мы бы уже уничтожили друг друга. Невозможно же, чтобы в мире ограниченных ресурсов, всем было всегда счастье. Как же вынудить индивида вести себя прилично, с его вечными голодными потребностями и способностью чуть что сваливаться на уровень эмоций?
Нам нужна «выносная осознанность»! Такого термина нет, но его следовало бы придумать. Это – законы, догмы, религиозные заповеди, правила пользования общественным туалетом в конце концов… Попросту – кто-то за вас уже все осознал, и создал «правила общежития для всех». Буквально, они «говорят» нам следующее: «раз уж ты не понимаешь сам, почему надо поступить именно так: вот тебе правила, делай так и так, - и будет тебе счастье. Или несчастья поменьше будет. А если нарушишь – атата тебе, а не хлеб с маслом…
- Не убивай, не воруй, не насилуй – от этого другим людям плохо. Не гадь, где попало, - и т.п.
- Кто изучал философию в вузе? Помните категорический императив Канта? Поступайте так, как хотите, чтобы поступали по отношению к вам – и чтобы это поведение было всеобщим законом. Это работает: когда не надо объяснять – почему не следует бросать мусор мимо урны, выгуливать собаку в песочнице, ехать зайцем в автобусе. Когда каждый делает это по внутреннему закону. Но это требует – нет, не страха («ой, что подумают», «ой, вдруг накажут») – страх лишь делает нас осторожнее и вынуждает тихо сидеть на своем втором этаже, прижав уши, - требует осознанности – и нахождения на третьем этаже.
Вывод. Большую часть времени каждый, живущий по инерции (считай, «во сне»), находится на 2ом этаже. На уровне млекопитающего, обремененного интеллектом (то бишь, по сути, некоторыми знаниями, позволяющими ему быть похожим на «человека осознанного»). Иногда он поднимается на 3ий этаж – будучи в ресурсе – и становится «хорошо понимающим себя, свои мотивы и эмпатичным к другим». Но, в случае эмоционального сбоя, вполне может улететь на 1й этаж, и, как поломанный робот, начать заезженно выдавать пугающее «не пойми что».
- Тут внезапно всплыла в памяти поломанная тетка-маска, повторяющая одно и то же, из фильма «Вспомнить все».
Часть 6. Но это же так скучно! Сидеть и бесконечно осознавать!
В этом есть рацио: на третьем этаже можно засидеться и застояться. Может, просветленным мудрецам с Востока так и надо, но нам, людям, живущим севернее и западнее, грозит шанс зачахнуть без привычных радостей и удовольствий. Или замерзнуть без движения))
Посему, предлагаю вариант. Осознавай – или не осознавай, а свою «обезьяну» и «рептилию» нужно выгуливать. Для рептилии нужно движение (бег, борьба), механическое делание (замирание), хороший самозабвенный секс. Для обезьяны – самые разные игры, соревнования с другими – драйв от побед, и печаль от поражений, любовь и нежность, негодование и воодушевление, восторг и надежды, отчаяние и прощение… В специально отведенное для этого вами время. На сцене театра, например. Или в жаркой баталии в настолке «Игра Престолов»))
Фух. Все, устала.
Вопросы приветствуются. Всякое «не читал, но осуждаю» и «много букав» - сразу бан. Каждый сам вправе выбирать свой «этаж обитания» :)
Всем привет!
https://vika-pekarskaya.livejournal.com/57076.html?utm_medium=email&utm_source=GuessWhoBack
Journal information