Старик отвечает без раздумий:
«Конечно, при Сталине!» -
«Да ты чё, дед, – суетятся социологи. – Там же тюрьмы, лагеря…»
- «Да при Сталине мне все девки давали, не то, что сейчас!»
Я бы, кстати сказать, запретил или ограничил сцены ретро в телевидении и кинематографе.
Это не так удивительно – ведь есть ограничения в кодексе рекламистов на показ маленьких детей – потому что все знают, что у большинства людей при их виде рефлекторно вырабатывается умиление и сочувствие.
Точно так же у людей рефлекторно вырабатывается любовь к своему прошлому и тому прошлому, которое они выстраивают из своей памяти.
Я понимаю экзистенциальный ужас, возбуждаемый Советской властью, но при этом понимаю, что были ещё миллионы людей, которым девки давали.
Есть некоторая опасность, как в разговорах о «свободе слова», в желании говорить от имени народа вообще.
Что жилось ужасно (прекрасно) – всегда математически или филологически должно быть дополнение – «кому».
– Вообще-то это довольно бессмысленный разговор, да.
– Тем не менее, я часто его наблюдаю – он вечен потому, что у всех его участников есть свой кусок правды.
Один из них говорит, к примеру: «Жить стало лучше».
Подразумевая, что он стал лучше и разнообразнее питаться (это ещё не факт, что его пища стала более здоровой).
Другой ему возражает, что жить стало хуже, имея в виду, что в его доме который год нет отопления.
Первый возражает, что теперь свобода слова, можно прочитать всяко разные штуки и съездить за границу.
Второй ему отвечает, что вся эта заграница завернулась бы в блин, а слова у него только матерные – потому что денег нет.
Это бесконечная беседа – потому что в нём все участники занимаются шулерством.
Они меняют карты частного на карты общего.
Вот, скажем, тема о том, что все беды нынешнего предопределены СССР.
Это одновременно и так, и нет.
Потому что у Ходорковского было комсомольское прошлое, а у некоторых кандидатов в президенты – нет.
У них было две ходки на зону.
Но их поступки в чем-то похожи.
В восьмидесятые годы членство в ВЛКСМ было проформой (в отличие от того же самого в тридцатые годы) – это было что-то вроде подписки на лояльность, что-то вроде прописки, современной «регистрации».
Надо было иметь хитрый поворот судьбы, что-то совсем уж нонконформистское, что бы тогда комсомольской лояльности не иметь.
Но в современный институт тоже не примут, если ты нигде не прописан, да.
А куда-то не примут без денег, etc.
Сложнее сейчас поступить в МГУ?
Или легче – без всякого на то комсомола? Ответ ясен.
Для человека, что живёт в России сейчас, очевидно, что коррупция и воровство сейчас более распространены – на это есть специфические причины.
На это у собеседника находится контраргумент – не важно какой.
– Иногда начинают говорить: «Всё в твоих руках, теперь-то всё в твоих руках».
Мне, честно говоря, такой совет не близок – вне зависимости от знания иностранных языков.
Имущественное и социальное неравенство очень упругая среда – преодолеть его очень сложно.
Попытки выбраться из нищеты по рекомендации: «Выйди за город, накопай глины, налепи фигурок, продавай туристам» ничем обычно не кончаются.
Многомиллионная база примеров – неплохой повод для заключения по индукции.
Если, конечно, на четвёртый день не умрёт американский дядюшка, и не завещает миллион.
В знаменитом романе группенфюрер Мюллер бормочет, склонившись над ухом Штирлица:
«Золото партии – это мост в будущее, это обращение к нашим детям, к тем, которым сейчас месяц, год, три года... Тем, кому сейчас десять, мы не нужны: ни мы, ни наши идеи; они не простят нам голода и бомбёжек. А вот те, кто сейчас ещё ничего не смыслит, будут рассказывать о нас легенды, а легенду надо подкармливать, надо создавать сказочников, которые переложат наши слова на иной лад, доступный людям через двадцать лет».
Мюллер был неправ в одном – не надо никакого золота, не надо конспирологии, потому что сказки самозарождаются из человеческих поисков.
Оттого что люди с упорством ищут поводы для гордости и поворачивают оказавшиеся под рукой вещи так, чтобы ими было удобнее гордиться.
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=10211582446147832&id=1565740974&__tn__=K-R
Journal information