Неизвестно, что был за человек Аркадий Гайдар, но вопросы: любил ли он выпить и лупцевал ли жену – это вопросы к тем, кто с ним общался. Пушкин, Высоцкий, Гоголь… какая разница нам теперь?
Но детским писателем Аркадий Петрович был действительно прекрасным. Я до 7 класса прочёл всё четыре тома его сочинений без принуждения учителей, хотя те с настырностью своей много сделали, чтобы отбить такую охоту. Самое главное – его повести и рассказы заставляли ребёнка, вы не поверите, задумываться и размышлять. Не говоря о том, что и переживать. Я, например, долго оставался в глубокой грусти после «Голубой чашки», меня страшно взволновала «Судьба барабанщика», а после «Дальних стран» я вместе с тысячами советских пионеров готов был писать в «Пионерскую правду» – зачем Гайдар убил Альку? Не забудем, не простим!
Но теперь о самом главном потрясении. Последним произведением, напечатанным в Собрании сочинении, был напечатан киносценарий «Клятва Тимура». Вот те раз. Все названия были на слуху всегда, а продолжения самой культивируемой повести про Тимура и его команду никто не знал.
Это потом, изучая науку «Технология группы» и пережив сам распад нескольких коллективов, я бы спокойней воспринял это последнее произведение Гайдара, законченное летом 41 года. Но тогда я был потрясён и раздавлен. Долго не мог прийти в себя.
Словом, те, кто знаком с «Тимуром и его командой» – прочитайте и вы поймёте.
ТИМУР (читает газету со своим портретом). «Пионеры обещают колхозу помочь прополоть огороды. Будут организованы две бригады – одна Гейки Рохманова, другая Жени Александровой».
ЖЕНЯ: Кто обещал? Я ничего не обещала. Я тебе сказала, что полоть не умею. Я повыдергаю их с хвостами подряд всё, что нужно и не нужно. (Запнулась.)Кроме того, если я буду копаться в земле, у меня засохнут пальцы, и Ольга не будет учить меня играть на аккордеоне...
ТИМУР. Это, конечно, самое главное! (Оборачивается и удивленно смотрит на подошедшего Гейку.) Ты что? Может быть, ты отказываешься тоже?
ГЕЙКА. Да! Щипать траву – это девчачье, а не наше, мужское, дело...
ТИМУР. А какое дело наше?
ГЕЙКА (вызывающе). Уже говорил. Наше дело – бой и строй... Пер-р-вая рота, напрраво! (Иронически.) А ты скоро заставишь меня щипать кур и вязать кружева для подушек!
ЖЕНЯ (Приближая лицо к Тимуру). Что ты на меня уставился? Всё равно ты ничего не видишь! (Горько.) Ты не видишь, что над тобой смеются. (Показывает на надписи и обстановку чердака.) Начальник! Кабинет!.. Телефон!.. «Не курите... Не сорите...» Ты загонял всех ребят своими приказами, а сам сидишь (швыряет газету) и любуешься своими портретами!
ТИМУР (бледен). Женя, что ты говоришь? Сначала подумай... (Берет её за руку.)
ЖЕНЯ (вырывает, запальчиво). Была команда. Было весело. А теперь тоска. Бухгалтерия. Обыкновенная контора.
ТИМУР (в бешенстве). Контора?! Иди! Уходи прочь! Играй на своей перламутровой гармошке, белоручка...
ЖЕНЯ (сощурив глаза). Я... я белоручка... а ты... ты зазнавшийся барин! И это скажет тебе вся команда.
Конечно, по канонам советской литературы для детей всё должно было закончиться с некоторым плюсом. В тот момент, когда Тимура стали ненавидеть все от Жени до Колокольчикова, Квакин подался назад к прежней жизни, Фигура собирался вновь прибрать к рукам улицы села… и тут – война!
Испытание объединило и врагов и бывших друзей, все вновь сплачиваются вокруг Тимура и звучит его клятва… Но тяжёлая мысль не давала покоя: а если бы не война?
Я уверен, что есть смысл современным родителям знакомить своих чад с творчеством Аркадия Петровича Гайдара.
http://maxpark.com/user/27853/content/3624276
Journal information