marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Category:

О высоком, практически о небесном

Последнее, о чем мы с вами в оставшиеся минуты должны сказать…
О высоком, практически о небесном.
Совсем обойти вопросы церковной политики мы как-то не можем. С другой стороны, мы не будем с вами ни в коем случае углубляться в бездны автокефальности и томоса…
....чем больше я читаю то, что пишется на эти темы, тем больше меня грызет подозрение, что внутриполитическая значимость происходящего чрезвычайно преувеличена.

Я напомню еще один священный принцип, который мы здесь исповедуем.
Для Российской Федерации важно то, что происходит в Российской Федерации.
Внутренние факторы важнее внешних.
Значимость внешних факторов чрезвычайно преувеличивается. К сожалению, она преувеличивается  многими Это грустно.
Им бы лучше то, что психологи называют локусом контроля, как-то вернуть издалека обратно в себя, там, где ему положено…

Вот в том-то… не хочется сказать беда, но в том-то и некоторые у нас проблемы.
Если мы посмотрим на статистики не просто религиозности, а воцерковленности или хотя бы религиозности (как ни посмотри) нашего населения, мы увидим следующую картину. У нас под 80% опрошенных называют себя православными.
Это приблизительно то же число опрошенных называют себя православными.
Это приблизительно то же число опрошенных, которые называют себя русскими.
Это две схожие идентичности.
То есть, с одной стороны, кажется, что цифры чрезвычайно высокие, с другой стороны, если мы посмотрим на людей воцерковленных, — то, что это значит? – людей, которые хотя бы раз в год на главнейшие праздники – Пасху, либо Рождество, — посещают церковь, соблюдают посты и хотя бы раз в год причащаются, то что у нас тут?
Точные цифры у нас тут неизвестны, сразу скажу.
Несколько лет назад РПЦ перестало публиковать цифры посещаемости церквей в основные церковные праздники..
Что наводит, конечно, на мысли.
Что мы стесняемся это публиковать.
Вот, видимо, причина какая-то другая.
Оценки у нас следующие: от 4,5 до 8 процентов. Я понимаю, что это несколько большой разброс.
Но приблизительно разница между декларируемой религиозностью и непосредственным участием в религиозной жизни десять раз. 8% — это тоже немало, даже и 4% — это тоже немало.
Это достаточно для того, чтобы, например, провести в парламент какую-нибудь партию, которая будет православную повестку каким-то образом…
Ну, вот если у вас есть, например, 4,5 даже, то при хорошо проведенной агитации вполне может в парламент пройти. Если у вас – 8%, то вы прекрасно формируете фракцию.
Церковь не участвует в политической жизни напрямую, тем не менее.
Второй ряд цифр, на которые хочется обратить внимание, — это разница в доле верующих между поколениями.
Тут мы видим неуклонное, прямо-таки красивое снижение.
Если мы посмотрим от поколения послевоенного, рожденного сразу после войны, до поколения миллениалов, то есть родившихся с 80-го по 2000 год, мы увидим, что в этом послевоенного поколении верующими называют себя – 55,7%, в поколении миллениалов таковых – 31,6%.
Что с посещаемостью – посещали церковные службы хотя бы раз в месяц или чаще?
Тут интересно. Вот это самое послевоенное поколение, которое самое религиозное из всех последующих, дальше идет поэтапное снижение, то есть каждое следующее менее религиозно. При этом в посещаемости церквей, наоборот, есть небольшой всплеск.
Послевоенное поколение – 8%, а следующее после них, так называемое поколение оттепели — 15,2%. Потом идет опять вниз: 11,7%, 7,5% и 5,8 для миллениалов.
По исследованиям ценностей, которые у нас с вами проходят, мы видим, что российское общество является секулярным, то есть светским, достаточно атомизированным, то есть уровень коллективизма у нас низкий и не растет, скорее, снижаются.
Ценности консюмеризма, то есть потребления, личного успеха, благополучия своей семьи являются превалирующими над любыми формами коллективных ценностей.
Если вы воображаете себе россиян в виде обуянных религиозным фанатизмом, масс, которые мечтают пожертвовать собой ради коллективных сущностей, таких как церковь, государство, партия, что бы то ни было, — вы ошибаетесь.
Ох, Ошибаетесь вы, дорогие товарищи слушатели.
Реальность придет к вам в самый неожиданный момент.
Поэтому если кто-то думает  — что межцерковные конфликты как-то очень сильно занимают российское общество, если кто-то думает, что можно таким образом повысить свою популярность, устроить какой-то конфликт и выступить в роли защитника вера, то он (они) – эти люди, — находятся не в контакте с реальностью.

Поэтому мы советовали бы им к тем весьма доступным, открытым данным, которые откроют им глаза на реальное положение общественного мнения.
Я напомню латинскую максиму: «Глас народа – глас божий».
Смысл этого выражения не в том, что глас народа – это глас добра, света и прогресса.
Но, понимаете, чего общество не хочет, того происходить не будет.
Попытка навязать ему ту систему ценностей, которая ему чужда, не приведет ни к чему, вот просто совсем-совсем ни к чему.
Это тоже факт известный социальным наукам.
А почему тогда такой отклик широкий в СМИ и в различных аналитиках получает эта тема?

Ну, смотрите, мы сейчас циферки насчет поколения приводили.
Послевоенное поколение упоминали, потом следующее и так далее. У нас в Совете безопасности Российской Федерации средний возраст его членов составляет 60,5 лет.
Ох, не миллениалы!..
Мы с вами помним среднюю гражданку России Елену Смирнову, мы ее много раз тут упоминаем. 39 лет средний возраст у нас по популяции, и 39 лет, кстати, средний возраст государственного служащего даже.
То есть тут у нас есть соответствие. Но чем выше мы поднимаемся по этой иерархической лестнице, тем старше у нас все становятся.
Ну, например, средний сотрудник администрации президента старше среднего члена парламента.
Хотя средний член парламента старше среднего члена правительства.
Вот так у нас всё это выглядит.
Но самые опытные кадры у нас заседают непосредственно в Совете безопасности – посмотрите на его состав.
Чем выше мы поднимаемся по нашей бюрократической пирамиде,
тем больше мы встречаем людей, для которых, скажем аккуратно, религиозные вопросы являются более значимыми,
чем они являются средними для среднего нашего современника,
поэтому у них могут возникать разные иллюзии насчет того,
насколько всем дорог Афон, например,
или какие-то другие вещи в этом же роде.
Меньше всего мы хотим оскорблять тут чьи-то чувства.
Мы просто скромные интерпретаторы объективных социологических данных.

https://echo.msk.ru/programs/status/2296600-echo/?fbclid=IwAR1GijtnF4tdmqwaN0AmOwknW4r_ojlo8M-7mIrKMz2awG-8w3DX7yQoURk
Tags: духовные скрЭпы, религия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 20 tokens
Каждое поколение уверено в том, что именно оно изобрело секс. Роберт Энсон Хайнлайн. Я простой человек, у которого накипело. Сделать несколько статей не получится, поэтому сделаю одну, но сразу про всё — даже если и будет похоже на поток сознания. Я просто хочу сказать то, что давно вертится…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment