Сегодня говорим о "Деле пестрых".
Это экранизация первого советского "официального" милицейского детектива.
Как мы с вами знаем, книги о работе милиции публиковались еще до войны, но милицейская служба была до середины 50-х годов крайне непрестижной.
С другой стороны, именно "Дело", в силу того, что его автор - Аркадий Адамов довольно серьезно вникал в технологию оперативно-розыскных действий, действительно подняло бульварный по меркам СССР жанр на большую высоту.
Собственно, книга имела цель улучшить отношение населения к милиции и ставило крайне неприятные вопросы на предмет того как профессиональные уголовники расширяют сферу своего влияния за счет мобилизации молодежи, в том числе и из хороших семей.
По сюжету книги и фильма главный герой -Коршунов, которого играет Всеволод Сафонов - офицер-разведчик, который возвращается в Москву после службы в оккупированной Германии.
В райкоме партии он получает направление на работу в милиции.
Это моментально приводит к расставанию с его девушкой, которая считает, что служба в милиции - это не комильфо.
Коршунов впрягается в дело - учится, преимущественно на своих ошибках, впрочем, старшие товарищи помогают ему не допускать слишком больших косяков. Вообще, композиция очень напоминает "Эру милосердия" и "Место встречи изменить нельзя".
Тоже фронтовой разведчик, тоже сложная учеба...
В центре сюжета - расследование нескольких уголовных дел, которые объединены фигурой немолодого профессионального уголовника по кличке Папаша. Большая сволочь кроется под личиной доброго дедушки.
Гады всех мастей - от урок, вроде Серафима Ложкина - этого совсем несмешного и даже страшного персонажа играет Михаил Пуговкин, до мерзавцев из богэмы, которые готовы даже "заказать" заблудшую девушку, случайно попавшую в их компанию.
Главный вертеп - это кафе "Ласточка", в котором работает роковая подавальщица.
Она заманивает в свои сети простого рабочего парня, но добрый полковник милиции (его, что характерно, играет Владимир Кенигсон - фактически, штатный киномерзавец СССР) вырывает его из рук плохих людей.
А то стал бы уголовником, а потом, чего доброго, в шпионы угодил бы.
Между прочим, в "Деле пестрых" постоянно эксплуатируется мотив фронтового братства.
Все вокруг воевали, все всегда готовы прийти на помощь.
Милиция не работает в вакууме.
Этот момент, кстати, в кинематографе последующих времен будет фактически выплюнут и опошлен.
"Дело пестрых" впервые демонстрирует зрителю всякие оперативные хитрости и тонкости - например, слежку за объектом, наблюдение, внедрение в нехорошие места агента под прикрытием.
А еще есть в фильме тщательная и кропотливая работа с "мирным населением", которая также позволяет грамотно выходить на след преступника.
В общем, у нас снова смесь советского детектива и нуара, а последний, как водится, разложен только в плохих местах.
интересный момент - я знал двух откровенных бандюков (причем они жили в разных регионах), и оба как две капли воды были похожи на Ложкина.
То бишь на Пуговкина. Типаж, однако.
Оба были, кстати, стопроцентными отморозками.
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=124831628526707&set=pcb.124831705193366&type=3&theater
Journal information