Асса
Фильм «АССА», снятый в 1987 г., оказался, как можно понять ныне, неудачей Сергея Соловьева.
Но неудачей поистине гениальной.
Автор все напутал с поколением, которое хотел показать, но напутал столь ярко, что фильм останется в нашей памяти одной из ярчайших сказок советского кинематографа.
Первые попытки показать семидесятников, т.е. тех, кто вошел в сознательную жизнь в 1970-е гг., появились задолго до 1987 г.
Смотрел я тогда эти фильмы, и исходил завистью.
Почему мне не повезло со школой?
Есть же места, где учатся совершенно иные люди! Киношные мальчишки и девчонки, которые, казалось бы, могли сидеть со мной за одной партой, на самом деле были как будто из иного мира. Умные, ироничные, тонко чувствующие.
Все, как на подбор, яркие индивидуальности, способные размышлять о проблемах, к которым я тогда лишь робко подбирался.
Они любили и переживали, они оспаривали житейские представления взрослых,
они вообще ментально были взрослыми людьми,
хотя их созревшую индивидуальность режиссеры каким-то образом «втискивали» в худенькие, угловатые детские тела.
Спустя много лет я понял, что эти дети на самом деле действительно были взрослыми.
Авторы фильмов совсем не стремились отразить реальную жизнь моего поколения.
Они снимали кино о том, каким бы им хотелось это поколение видеть.
Они стремились на экране прожить со своими героями ту яркую, красивую, наполненную высшими идеями жизнь, которую им самим не удалось прожить в действительности.
Они размышляли как родители, пытающиеся воспитать сына так, чтобы тот успехом своим придал смысл неудавшейся жизни папы с мамой.
«Не болит голова у дятла» и «Ключ без права передачи» Д. Асановой. «Сто дней после детства» и «Спасатель» С. Соловьева. «Курьер» К. Шахназарова... Вершиной подобного подхода к изображению нового поколения стала «АССА».
Шестидесятник Соловьев создал фильм, смотрящийся на одном дыхании. Включил в него музыку эпохи.
Но вот парадокс.
Когда мы смотрим на героев фильма из эпохи нынешней, то видим, что больше всего похож на созревших семидесятников именно отрицательный персонаж Крымов, сыгранный Говорухиным.
Нет больше в нашей жизни милых чудачеств Бананана и Алики.
Но спрос на красивую мечту в обрамлении культовой музыки сохраняется, даже полностью оторвавшись от эпохи и перестав быть портретом поколения. Кому теперь важно, что в жизни практически не было таких героев, как Бананан и Алика? Ведь зрителю хочется идентифицироваться с настоящим героем.
https://www.facebook.com/dtravin61/posts/514085812431169
Но неудачей поистине гениальной.
Автор все напутал с поколением, которое хотел показать, но напутал столь ярко, что фильм останется в нашей памяти одной из ярчайших сказок советского кинематографа.
Первые попытки показать семидесятников, т.е. тех, кто вошел в сознательную жизнь в 1970-е гг., появились задолго до 1987 г.
Смотрел я тогда эти фильмы, и исходил завистью.
Почему мне не повезло со школой?
Есть же места, где учатся совершенно иные люди! Киношные мальчишки и девчонки, которые, казалось бы, могли сидеть со мной за одной партой, на самом деле были как будто из иного мира. Умные, ироничные, тонко чувствующие.
Все, как на подбор, яркие индивидуальности, способные размышлять о проблемах, к которым я тогда лишь робко подбирался.
Они любили и переживали, они оспаривали житейские представления взрослых,
они вообще ментально были взрослыми людьми,
хотя их созревшую индивидуальность режиссеры каким-то образом «втискивали» в худенькие, угловатые детские тела.
Спустя много лет я понял, что эти дети на самом деле действительно были взрослыми.
Авторы фильмов совсем не стремились отразить реальную жизнь моего поколения.
Они снимали кино о том, каким бы им хотелось это поколение видеть.
Они стремились на экране прожить со своими героями ту яркую, красивую, наполненную высшими идеями жизнь, которую им самим не удалось прожить в действительности.
Они размышляли как родители, пытающиеся воспитать сына так, чтобы тот успехом своим придал смысл неудавшейся жизни папы с мамой.
«Не болит голова у дятла» и «Ключ без права передачи» Д. Асановой. «Сто дней после детства» и «Спасатель» С. Соловьева. «Курьер» К. Шахназарова... Вершиной подобного подхода к изображению нового поколения стала «АССА».
Шестидесятник Соловьев создал фильм, смотрящийся на одном дыхании. Включил в него музыку эпохи.
Но вот парадокс.
Когда мы смотрим на героев фильма из эпохи нынешней, то видим, что больше всего похож на созревших семидесятников именно отрицательный персонаж Крымов, сыгранный Говорухиным.
Нет больше в нашей жизни милых чудачеств Бананана и Алики.
Но спрос на красивую мечту в обрамлении культовой музыки сохраняется, даже полностью оторвавшись от эпохи и перестав быть портретом поколения. Кому теперь важно, что в жизни практически не было таких героев, как Бананан и Алика? Ведь зрителю хочется идентифицироваться с настоящим героем.
https://www.facebook.com/dtravin61/posts/514085812431169